Рассказываем о том, как наши войска село за селом, станицу за станицей, город за городом освобождали наш край и как местные жители сопротивлялись режиму, устанавливаемому врагом.
Любые нарушения карались расстрелом
Динской район в феврале 1943 года освободили войска Северо-Кавказского фронта, которыми командовал генерал-полковник Иван Иванович Масленников. Бои за его станицы, поселки и хутора начались еще 1 февраля, а завершились 18-го.
Из акта комиссии по расследованию злодеяний, совершенных немецкими захватчиками и их сообщниками над мирными советскими гражданами в Пластуновском районе в период его временной оккупации от 1 апреля 1944 года:
«9 февраля 1943 года в дом колхозницы Анны Митрофановны Городничей вломились немцы и потребовали топить печку. А.М. Городничая растапливала печь, а в это время один немец влез на чердак и стал отрывать курам головы. Женщина заявила: «Я за вами ухаживаю, а вы еще обижаете». В ответ на это стоящий за ее спиной немец выстрелил из автомата в колхозницу Городничую. Когда ее дочь стала просить немцев вызвать врача, они засмеялись и сказали: «Никс, капут». Затем один немец вышел, сказал слово «морфий», сделал укол плавающей в крови Анне Митрофановне, которая после этого умерла, а немцы все время хохотали, свистели и пели. После своего отступления немцы дом колхозницы сожгли, забрали корову».
Одновременно со столицей края 80 лет назад были освобождены Тимашевский и Кореновский районы. Железнодорожный узел в станице Тимашевской и военный аэродром в Кореновской имели большое стратегическое значение, поэтому бои за них были кровопролитными и тяжелыми. Каждую станицу немцы превратили в неприступную огневую точку: на крышах хат в камыше пробивали ниши, устраивая пулеметные гнезда, население сгоняли на строительство укреплений и использовали в качестве живого щита.
С первого дня оккупации фашисты установился «новый порядок» на территории станицы Кореновской. Он предусматривал ликвидацию колхозов и создание общин. Было запрещено ночью выходить на улицу. Любые нарушения карались расстрелом.
Полугодовое пребывание фашистских захватчиков нанесло огромный экономический ущерб Тимашевскому району. Были разрушены молзавод, пищекомбинат, железнодорожное полотно Тимашевская — Краснодар, станция и паровозное депо, взорвана дамба.
Отступая, немцы взорвали здания двух средних школ, сожгли 108 жилых домов, 13 клубов, 4 библиотеки и два кинотеатра, 36 конюшен. Уничтожили сады, виноградники.
Кровопролитные бои за Смоленскую
Бои за освобождение Северского района начались еще 16 января. По направлению к станице Смоленской враг создал укрепленные линии обороны из проволочных заграждений, завалов, минных полей, множества дзотов и мощных укреплений на горе Ламбина — естественной крепости на пути наших войск. В середине января советские войска смогли продвинуться лишь на 200-300 метров и, понеся большие потери, были вынуждены приостановить наступление. Больше месяца шли здесь кровопролитные бои. В них погибло не менее пяти тысяч бойцов и офицеров Красной Армии. И только 20 февраля 1943 года были освобождены станицы Григорьевская и Смоленская.
14 февраля 85-й гвардейский полк 32-й стрелковой дивизии освободил Афипскую. Враг отступил на запад и на север, а наши войска без промедления повели наступление на станицу Северскую. На подступах к ней развернулись ожесточенные бои. Под ударами наших красноармейцев немцы отступили на западную окраину станицы Северской и дальше к станице Ильской. 18 февраля Северская была освобождена. Днем ранее войска 6-й отдельной бригады освободили хутор Новоалексеевский, а к утру 18 февраля 7-я стрелковая и 16-я отдельная бригада освободили станицу Азовскую.
Из воспоминания жителя хутора Песчаного Николая Игнатовича Кузнецова:
— Летом 42-го на хутор пришли фашисты. Это были румыны. У нас квартировал настоящий изверг. Развлечения у него были жестокие. Однажды, уже перед приходом наших, он поставил нас, всех троих, к стене хаты. Мама прижала к груди моего младшего брата Васю, а меня — к коленям. Фашист несколько раз выстрелил вокруг нас и засмеялся, довольный. Через неделю Вася умер.В это время хутор уже освободили. Наши вошли со стороны Новороссийска. Солдаты сделали маленький гробик, помогли выкопать могилу в огороде. Когда начали забивать крышку гроба, я, не понимая, что происходит, кричал, кусал руки взрослым: «Отдайте Васю!..»
Как враг удрал из Марьянской
19 февраля свобода пришла в Калининский район, точнее — Кагановический с административным центром в станице Поповичевской (современное название район и станица получат в 1957 году). За 6,5 месяцев оккупации немецко-фашистские войска нанесли огромный ущерб району: разрушили все колхозы, целиком сожгли станицу Хмельницкую и ряд хуторов, все животноводческие помещения, полевые станы, зернохранилища, клубы, библиотеки, школы, больницу.
Марьянская была освобождена войсками 46-й армии 11-го гвардейского стрелкового корпуса 20 февраля 1943 года. Вместе с ними к родным хатам пришли и партизаны отряда «Кубанец», созданного в августе 1942-го и воевавшего в предгорьях Кавказа.
Пулеметчик 248-го стрелкового полка Василий Тищенко так вспоминал о тех событиях:
— Освободив 12 февраля Краснодар, мы пошли в сторону Елизаветинской, которую взяли почти с ходу. 17 февраля прямо с занимаемых позиций цепью двинулись на Марьянскую. Противник открыл по нам сильный огонь из пулеметов и минометов. Залегли в кюветах и пролежали там два дня и две ночи, многие бойцы были убиты. Станица горела. Утром 20 февраля, еще затемно, пошли по пашне в атаку, подошли к Марьянской, а противника уже нет, удрал.
За освобождение станицы Марьянской погибли, пропали без вести и умерли от ран более двухсот бойцов и командиров Красной Армии.
Сражение длиною в месяц
Освобождение Абинского района началось в середине февраля 1943 года в ходе проведения Краснодарско-Новороссийской наступательной операции. Войска 46-й армии под командованием генерал-лейтенанта К. Леселидзе, развивая успех после освобождения Краснодара, активно продвигались вдоль шоссе и железнодорожной линии Краснодар — Новороссийск. 16-я отдельная стрелковая бригада действовала на левом фланге армии и 19 февраля освободила станицу Холмскую, а 20 февраля — железнодорожную станцию Линейную.
На следующий день подразделениями бригады была освобождена станица Ахтырская. Продвинувшись несколько километров на запад, бригада вышла к мощной полосе укреплений у станицы Абинской. Бойцы попытались с ходу преодолеть этот рубеж, но, понеся потери, отошли и закрепились на западном берегу реки Бугундырь, перекрыв шоссе и железнодорожную линию Краснодар — Новороссийск.
Населенные пункты района, расположенные вдоль левого берега Кубани, освобождались соединениями 56-й армии под командованием генерал-майора А. Рыжова, которые, прорвав оборону противника на реке Афипс, нанесли удар на станицы Львовскую и Мингрельскую. 22 февраля армия вошла в станицу Мингрельскую, одновременно освободив хутора Покровский, Аушедз и станицу Федоровскую.
Так, накануне празднования Дня Красной Армии и Флота почти весь Абинский район был освобожден от оккупантов. Однако районный центр продолжал находиться в руках немцев. Поэтому в день праздника 383-я шахтерская стрелковая дивизия генерал-майора К. Провалова попыталась решительным ударом, наступая со стороны станицы Шапсугской, освободить Абинскую. Но, отбив у румынских егерей хутор Первогреческий, смогла подойти только к району военных лагерей у южной окраины станицы.
В условиях наступившей оттепели и раскисших в связи с этим дорог войска 47-й и 56-й армий оказались оторванными от тылов снабжения. Части почти не получали продовольствия, боеприпасов и сменного обмундирования. До 9 марта армиям пришлось накапливать силы для штурма станицы Абинской. Для налаживания снабжения войск боеприпасами привлекали и местных жителей, которые на руках переносили тяжелые снаряды и мины от станции Линейной до передовых позиций под Абинской.
Наконец 10 марта 1943 года войска ударной группировки пошли в наступление, нанося удары с трех направлений: с юга, фронтальный удар со стороны Бугундыря и обходной с севера в районе хутора Бережного. Жестокие бои продолжались две недели, и только к исходу 23 марта 1943 года вся станица Абинская была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
В материале использованы выдержки из статей газет «Трибуна» Динского района, «Зори» Северского района, «Голос правды» Красноармейского района, «Восход» Абинского района.
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 1
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 3
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 4
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 5
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 6
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 7
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 8