Продолжаем рассказывать о том, как наши войска село за селом, станицу за станицей, город за городом освобождали наш край и как местные жители сопротивлялись режиму, устанавливаемому врагом.

Тысячи жертв, разрушенные города. 

Немецко-фашистские войска оккупировали Кавказский район в начале августа 1942 года. Зайдя в Кропоткин, они разместили здесь свои административные и карательные органы, организовали несколько лагерей для заключенных. 29 января город освободили подразделения 11-го стрелкового корпуса под командованием генерал-майора Ивана Рубанюка. Чтобы избежать жертв и сохранить от разрушения оставшиеся строения, Кропоткин окружили с трех сторон, оставив для отхода немцев западное направление. 

При отступлении фашисты убивали мирных жителей, уничтожили 39 крупнейших предприятий и железнодорожных сооружений, 14 учебных заведений, библиотеки, больницы, детские сады и кинотеатры — районный центр был практически сравнен с землей. За полгода оккупации погибло около двух тысяч жителей района. Из 16 тысяч ушедших на фронт вернулось меньше половины.

Оккупация Тбилисского района началась 8 августа 1942 г. Фашисты разграбили и разрушили райцентр, станицы и хутора. Местные жители, как могли, оказывали им сопротивление: распиливали готовившиеся к отправке в Германию вагоны с зерном, подсыпали песок в горючее, прятали узлы тракторных деталей.

Район освобождали части 9-й и 37-й армий Северо-Кавказского фронта, он был полностью очищен от немцев 29 января. Тбилисскую немцы оставили без боя, но от частых бомбежек станица была практически разрушена.

Войска вермахта оккупировали Тихорецкий район и его центр в августе 1942 года. В конце декабря северная группа войск Закавказского фронта перешла в наступление со стороны Новопокровского района. Враг при поддержке танков несколько раз переходил в контратаки, но наши войска сломили сопротивление и вышли на подступы к Тихорецку. 

Важно было сохранить железнодорожный узел, поэтому город взяли обходным маневром. Освобождение муниципалитета началось 29 января 1943 года со станицы Еремизино-Борисовской. К утру 30 января части 58-й армии овладели Тихорецком, освободили промышленный центр и железнодорожную станцию. За 5 месяцев оккупации погибло 3,5 тыс. тихоречан.

Письмо из музейных фондов. Николай Дмитриевич Колесниченко, бывший солдат минер-сапер 26-го стрелкового пограничного полка В/МВД вспоминает о посещении ст. Белореченской 27 февраля 1943 года.

Побег среди ночи

Оккупация Белореченского района продолжалась с 15 августа 1942-го до 31 января 1943 года. В течение 28 января основные силы 9-й горнострелковой дивизии вплотную приблизились к станице Белореченской и получили задачу форсировать реку Белую, перерезать дорогу к станице и наступать на ее юго-восточную окраину.

818-й стрелковый полк 31-й стрелковой дивизии вышел к юго-западным окраинам станицы, 15-й высокогорный альпинистский отряд вступил в бой с противником на южной окраине Белореченской.

Буквально накануне освобождения — 28 января — на расстоянии двух километров северо-западнее станицы в деревянном амбаре колхоза «Красный огородник» фашисты заживо сожгли 39 человек — военнопленных красноармейцев и троих колхозников-сторожей: 28-летнего Михаила Стугарева, 20-летнюю Надежду Рыбкину и 16-летнего Петра Бобракова.

Долгожданный и радостный день освобождения станицы Белореченской от немецко-фашистского ига наступил 29 января. Около трех часов ночи на улицах станицы раздавался топот немецких сапог и натужный рев моторов. Последний оккупант покинул станицу…

На железнодорожной станции наши бойцы захватили шесть паровозов, около 150 вагонов с боеприпасами и вооружением, автотранспорт, вагоны с велосипедами и даже лыжами.

30 января были освобождены села Великое и Вечное, 31-го — станица Рязанская, а также другие населенные пункты района.

Боец 417-й стрелковой дивизии Александр Михайлович Панков, освобождавший Кубань от немецко-фашистских захватчиков

Бой у станции Газырь

Оккупация Выселковского района продолжалась с 5 августа 1942 по 1 февраля 1943 года. Фашисты обложили жителей налогами, отобрали скот, пищу, теплые вещи. Были взорваны и разрушены школы, избы-читальни, клубы использовались под конюшни и склады.

От рук фашистов и их пособников погибли сотни граждан района и среди них — зверски замученная Рая Лемешко. Она работала машинистом молоковоза на станции Выселки. За сутки до вторжения немцев привезла из Тихорецка взрывчатку, с помощью которой были выведены из строя важные объекты на железной дороге и элеваторе. Предатель выдал Раису, ее расстреляли. Могила девушки находится на северной окраине станицы Выселки. Сейчас там установлен мемориал в память о ней.

Первым освобожденным от немецко-фашистских захватчиков на территории района стал поселок Газырь. 29-30 января 1943 года его освобождали войска 157-й стрелковой бригады под командованием В.Я. Горбачева. Это был самый ожесточенный бой за выселковскую землю, который разгорелся у железнодорожного переезда станции Газырь: в нем погибло 380 советских воинов. И вот 1 февраля 1943 года в сводках Информбюро было передано радостное сообщение: «Войска Северо-Кавказского фронта овладели районным центром Выселки».

Павловский район немцы оккупировали 5 августа 1942 года. За полгода фашисты арестовали более 800 местных жителей. Гестаповцы и полицаи пытали и расстреливали людей. Нанесли большой ущерб экономике. Несколько дивизий Красной Армии вошли в район в конце января 1943 года. Преодолевая сопротивление врага, 1 февраля 1943 года они освободили район.

«Заглядывали в каждый дом»

3 августа 1942 года немцы заняли станицу Крыловскую. В архиве района сохранились записи воспоминаний станичников о времени, когда в нем хозяйничали немцы. Раиса Дмитриевна Гринь, 1922 года рождения, рассказывала:

— Летом 1942 года нас, полеводческую бригаду, послали на станцию Крыловскую. Я подвозила шпалы, рельсы. И тут начали нас бомбить. Кругом грохот, шум, я стою возле трактора, вижу — военный лежит, все кишки наружу, и просит: «Помоги, сестричка». А чем я помогу? Взяла платок, обвязала его. Когда бомбили перрон, одна стенка отвалилась и придавила женщину с ребенком. Когда стали их вытаскивать, смотрю, женщина уже мертвая, а ребенок жив. Не знаю, что с ним стало. Перед оккупацией в станице был госпиталь, где находились раненые, он размещался в здании старой бани возле больницы. С приходом немцев раненых разобрали по домам местные жители. Когда немцы ходили по улицам, то заглядывали в каждый дом — красноармейцев искали.В нашем доме немцы жили три дня. Весь двор был в пулеметах, проводах, и у соседей тоже. Маму они заставляли стирать, а младшего брата копать и выбирать картошку. В станице во время оккупации там, где находится парк, между сельсоветом и летним кинотеатром, находилось немецкое кладбище. На каждой могиле — крест с каской. Когда наши пришли, его уничтожили.

«Наши пришли!»

Крыловский район освобождали войска 44-й армии Северо-Кавказского фронта. Сбивая небольшие заслоны немцев на своем пути, войска 151-й Жмеринско-Будапештской Краснознаменной стрелковой дивизии под командованием полковника Андроника Саркисяна освободили территорию района 2 февраля.

В этот же день свобода пришла и в Кущевскую. В июле 1942 года район одним из первых в крае принял на себя удар немецко-фашистских войск. Эту территорию противник рассматривал как удобный плацдарм для дальнейшего наступления. 

Свой вклад в победу внес созданный в годы войны 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус, сформированный в том числе из коренных уроженцев района — казаков-добровольцев. Маневренность конницы и знание местности давали преимущество в перехвате путей отхода противника. Казачьи полки совместно с танковыми подразделениями внезапно нападали на отходящие немецкие войска, нанося им большие потери.

В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года передовые части Красной Армии освободили Ленинградский район. На рассвете местные жители со слезами на глазах встретили бойцов 417-й Сивашской Краснознаменной стрелковой дивизии.

«В холодные февральские дни 1943 года воины 417-й стрелковой дивизии, стремительно наступая, с боями подошли к станице Ленинградской. Я вспоминаю это ранее утро, едва только рассвело. Мы наступали большую часть дня и всю ночь после освобождения станицы Павловской. Жители станицы, радостные и счастливые, выбегали из домов к нам навстречу, приветствовали со слезами и говорили: «Наши пришли, наши пришли!»

— Наша рота дошла до конца станицы, и в одном из ее домов на окраине, недалеко от железнодорожного полотна, остановилась отдохнуть. Хозяин дома и его семья нас радостно, горячо встретили… Перед вечером мы вышли из станицы Ленинградской и начали наступление на станицу Староминскую,
— вспоминал воин 417-й стрелковой дивизии Александр Михайлович Панков.

Во время оккупации в Староминском районе было разрушено 11 мостов, железнодорожное полотно, десятки зданий. Фашисты убили более 150 мирных жителей, жертв они закапывали на территории аэродрома, располагавшегося в то время в районе нынешнего учебного полигона СПТУ. Жертв могло быть еще больше — 5 февраля 1943 г. в Староминскую должна была прибыть машина-душегубка. Но эти планы не сбылись, район освободили 3 февраля советские войска. Среди освободителей был и Александр Михайлович Панков.

Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 1

Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 3

Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 4

Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 5

Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 6