Как это было. Краснодарская наступательная операция началась 9 февраля
1943 года, а к утру 12 февраля краевой центр был занят советскими войсками.

На помощь товарищам

По приказу командира корпуса генерал-майора Глаголева 31 января 6-я бригада была вынуждена оставить поселок Яблоновский — ее бросили для отражения контратакующего противника под аул Тугургой на помощь ведущей ожесточенный бой 4-й гв. стрелковой бригады корпуса. Это решение было обусловлено сложившимся к исходу 30 января катастрофическим положением на фронте последней.

Выполняя приказ командования на выход к южному берегу Кубани к 10.00 часам 30 января, наступающие батальоны 4-й гв. стрелковой бригады полностью овладели аулом Тугургой, находящимся в непосредственной близости от реки. В журнале боевых действий бригады за 30-31 января 1943 г. говорится:

— Противник, имея ближайшие резервы в Лакшукай, с 10.00 повел контрнаступление с запада, с севера и востока, силою до полка пехоты предприняв контратаки при поддержке ураганного ружейно-пулеметного и минометного огня… и при пятой контратаке в 16.30 30.1.43 г. ему удалось войти в деревню и оттеснить наши части на южную окраину Тугургой.

Части бригады, не имея боеприпасов и поддержки соседей, без поддержки артиллерии вели неравный кровопролитный бой и, неся большие потери, были вынуждены отойти на южную окраину аула Тугургой. К 7.00 часам 31 января остатки батальонов, согласно распоряжению заместителя командира корпуса, отвели на северную опушку леса, объединили в сводную группу в составе 112 человек, которая заняла оборону на северной опушке леса южнее Тугургоя.

Одновременно с этим противник силой до двух батальонов пехоты к рассвету 31 января перерезал пути подвоза боеприпасов и продовольствия в районе шоссе. В 5 часов утра при перемещении КП бригады ее управление и штаб подверглись нападению со стороны противника.

Потери бригады за истекший период составили: убитыми — 238 человек, ранеными — 297 человек. В журнале боевых действий корпуса об этом говорится:

— Связь со штабом бригады была прервана противником. Группа автоматчиков совершила налет на передвигающийся штаб бригады, в результате завязавшегося боя был сильно ранен начальник оперативной части бригады майор Гребницкий, убит его помощник старший лейтенант Бачило. Для выявления положения бригады и восстановления связи был послан отряд из 10 человек с командиром штаба корпуса. Связь была восстановлена.

Бои за Яблоновский

В это же время, начиная с 28 января, батальоны еще одного соединения корпуса — 5-й гв. стрелковой бригады — вели бои в районе Шенджия, который окончательно смогли взять только 12 февраля. Как говорится в историческом формуляре бригады:

— В течение 13 дней бригада вела ожесточенные бои, отбила 9 контратак, и в ночь с 11.02 на 12.02.43 г. сильно укрепленная оборона пр-ка была сломлена. Части 5-й гв. стр. бр. первыми ворвались в населенный пункт Шенджий и к утру 12.02.43 г. бригада успешно развивала наступление в направлении на Тахтамукай, Краснодар.

Командовал бригадой наш земляк — краснодарец полковник Батлук.

С учетом сложившейся обстановки командование корпуса было вынуждено принять решение об отводе частей 6-й гв. бригады из поселка Яблоновского для спасения своей 4-й бригады.

Гвардейские бригады вступили в затяжные бои в районе Яблоновский — Шенджий — Козет —
Калиновский — Чибийский канал — Тугургой, где понесли большие потери. Бои проходили на левом (южном) берегу Кубани.

Согласно разведсводке Черноморской группы войск, на правом берегу Кубани на южной окраине Краснодара немецкий рубеж обороны проходил от Яблоновского моста «вдоль железнодорожной ветки на мясокомбинат».

Последующие попытки 6-й гв. стрелковой бригады взять штурмом поселок Яблоновский к успеху не привели. Немцы усилили войска, обороняющиеся в этом районе. В боях отличился командир отделения 1-й стрелковой роты 2-го осб старший сержант Александр Васильевич Попов:

Во время боев под городом Краснодар проявил себя стойким и мужественным командиром. Во время контратаки 5.02.43г. заменил вышедшего из строя командира взвода и с горсточкой бойцов отбил атаку. При этом лично из автомата уничтожил 11 солдат. Дрался со своим взводом до последнего момента, не отходя ни на шаг, пока не получил приказа на отход, при отходе был ранен, но из подразделения не вышел. Во время второго боя за мост 7.02 попал в окружение 10 немцев, из которых 7 убил и, выйдя из окружения победителем, присоединился к своему подразделению,
— писал заменивший погибшего майора Рыжкова командир 2-го батальона старший лейтенант Сидоренко. 

23 февраля 1943 года старший сержант Попов был награжден орденом Красной Звезды.

1 февраля 10-й гв. корпус получил задачу: частью сил овладеть Тугургоем, Тлюстенхаблем, занять переправу через реку Кубань в районе Тлюстенхабля и не допустить движения противника от Тугургоя на запад. Остальными силами совместно с 83-й горнострелковой дивизией активными действиями в направлении Шенджия, Яблоновского выйти на южный берег реки Кубани.

Судьба воинов истребительных отрядов до сих пор неизвестна

Активные успешные наступательные действия корпуса на левобережье Кубани начались только после 10 февраля. Однако к тому времени и 10-й гв. корпус, и вся 56-я армия получили новую задачу: наступать по левобережью Кубани в направлении Георге-Афипской и далее в направлении станицы Троицкой. Задача по освобождению Краснодара была возложена на другие соединения.

До 11 февраля неудачные попытки форсирования Кубани советскими войсками проводились в районах Нахаловка (район Пашковской), лесхоза Курго (ст. Старокорсунская) и в районе станицы Васюринской соединениями 18-й и 46-й армий.

Говоря о первых освободителях нашего города, нельзя не указать на следующий нигде не упоминаемый факт. В журнале боевых действий Черноморской группы войск сообщается, что в целях подготовки намеченного общего наступления на Краснодар 2 февраля 1943 г. «три истребительных отряда переправились на северный берег р. Кубань и вели бой на южной окраине Краснодара». 

Намеченное (в третий раз) на 4 февраля освобождение Краснодара, как известно, в силу ряда причин не состоялось. Дальнейшая судьба бойцов истребительных отрядов до сих пор остается неизвестной. Собрать сведения о личном составе и дальнейшей судьбе воинов истребительных отрядов 56-й армии, которые первыми высадились на правом берегу реки Кубани и вступили в неравный бой за освобождение нашего города, увековечить их память — вот благородная цель для исследователей военной истории Краснодара.

Кто нам противостоял

А что в это время происходило в немецких войсках, занявших оборону Краснодара? Последняя была возложена на соединения армейской группы под командованием командира 44-го армейского корпуса генерала артиллерии де Ангелиса. На 1 февраля 1943 года штаб 17-й полевой армии покинул Краснодар и располагался в станице Славянской, штаб 44-го корпуса оставался в краевом центре.

Генерал от артиллерии Максимилиан де Ангелис родился в Австрии 2 октября 1889-го. Службу начал после окончания военной академии в 1908 году, участник Первой мировой войны. Забегая вперед, скажем, что после капитуляции Германии он попал в плен к американцам.

Однако 4 апреля 1946-го генерала экстрадировали в Югославию (здесь он во время войны воевал с партизанами), где приговорили к 20 годам тюрьмы. После трех лет заключения передали в СССР, где 28 февраля 1952-го его осудили к 25 годам тюрьмы. Осенью 1955-го амнистирован. Сначала проживал в Ганновере, затем переехал в Грац. Умер в 1974-м в возрасте 85 лет. На момент боев за Краснодар ему было 53 года.

На 1 февраля 1943 г. в состав армейской группы генерала де Ангелиса входили: уже известные нам 198-я пехотная дивизия полковника фон Хорна (на левобережье в районе Лакшукай), 125-я пехотная дивизия полковника Гельмута Фрайбе (в Краснодаре), а также 97-я (в районе Смоленской) и 101-я (район Тахтамукая) горнострелковые (егерские) дивизии генерал-лейтенанта Эрнста Руппа и генерал-майора Эмиля Вогеля, артиллерийские, инженерные, учебные, штрафные и другие части.

Кроме корпусных частей, в группу генерала де Ангелиса входила 4-я горнострелковая дивизия генерал-лейтенанта Германа Кресса (снайперская пуля настигнет его 11 августа 1934 года на Кубанском плацдарме под Новороссийском), которая занимала рубежи по краснодарскому обводу в районе Старокорсунской — Агронома. Эта дивизия приняла самое непосредственное участие в обороне Краснодара.

В подчинение группы также входили 1-я словацкая мотодивизия «Рихла» полковника Штефана Юрека (по другим сведением — Юреха), 9-я румынская кавалерийская дивизия полковника Михаила Чериакеску и другие части всех родов войск.

Словацкая мотодивизия была самым ненадежным соединением группы генерала де Ангелиса. Многие солдаты при удобном случае уходили в партизаны или сдавались советским войскам. Согласно рассекреченным данным Министерства обороны, командир дивизии полковник Юрек вел переговоры с командованием 76-й стрелковой бригады полковника Долганова о сдаче в плен всей дивизии в районе станицы Саратовской 24 января 1943 года. 

Однако в силу ряда причин и начала общего наступления советских войск перехода не произошло, в плен сдалось только около 100 словацких солдат и офицеров. Дивизия с боями отступила к Краснодару и далее в Крым. Как ненадежного командира Юрека удалили с фронта. В Словакии он готовил офицеров для армии. Во время словацкого восстания 1944-го стал заместителем командующего войсками восставших. После поражения восстания генерал Юрек был арестован. 4 февраля 1945-го его казнили в концентрационном лагере Флоссенбург в Германии.

Необходимо отметить, что в начале 1943 года немецкая пехотная дивизия была почти вдвое сильнее советской стрелковой. Генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн в книге «Утерянные победы» писал, что ударная сила одного советского танкового корпуса соответствовала приблизительно силе немецкой танковой дивизии.

Начальник Генерального штаба сухопутных войск генерал-полковник Франц Гальдер в своем дневнике отмечал, что советские «армии», входящие в состав «фронтов», представляют собой, по-видимому, нечто вроде немецких корпусов, которым подчинено по нескольку дивизий.

Наступательная операция

Краснодарская наступательная операция началась 9 февраля. Войска 37-й армии под командованием генерал-майора Петра Михайловича Козлова, наносившие удар с северо-востока, 10 февраля выбили противника из станицы Старомышастовской и к 12 февраля вышли в район 12-го километра северо-западнее краевого центра, создав угрозу окружения под Краснодаром всей немецкой группировки. Штаб армии находился в ст. Пластуновской.

Войска 58-й армии к 11 февраля наступали в направлении станицы Гривенской. Штаб армии — в ст. Чепигинской.

9-я армия наступала в районе Роговской, Брюховецкой, Дядьковской. Штаб армии — в ст. Журавской.

На левом фланге фронта, на правобережье Кубани, непосредственно на Краснодар наносила удар 46-я армия под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Павловича Рослого. Соединения армии — 31-я стрелковая дивизия полковника Богдановича, 9-я горнострелковая дивизия полковника Евстигнеева и 40-я отдельная мотострелковая бригада генерал-майора Цепляева — наносили удар с востока и северо-востока.

В целях координации действий войск на Краснодарском направлении 9 февраля в штаб 46-й армии в станицу Васюринскую прибыл командующий Северо-Кавказским фронтом генерал-полковник Иван Иванович Масленников. 

— Прибыл командующий фронтом. Прибыл, что называется, налегке, на вездеходе с одним автоматчиком. Как обычно, насупив брови, Масленников поздоровался, а потом строго спросил: «Почему ваша армия вот уже три дня топчется на месте?» Я доложил обстановку, обратив внимание на то, что армия до сих пор воюет без артиллерии, а противник занимает прочные позиции,
— пишет в своих воспоминаниях И. П. Рослый

В начале Великой Отечественной войны командовал 4-й стрелковой дивизией, которая прикрывала Государственную границу СССР с Турцией и побережье Черного моря. В августе 1942-го дивизия Рослого вела бои за удержание перевалов в центральной части Главного Кавказского хребта. Осенью того же года Иван Павлович становится командиром 11-го гв. стрелкового корпуса, успешно действующего под Моздоком. 

 25 января 1943-го командовал 46-й армией, которая действовала на Краснодарском направлении. С июля 1943 года — командир 9-го стрелкового корпуса, с которым принимал участие в Новороссийско-Таманской операции, освобождении Белоруссии, боях в Восточной Пруссии, Берлине и Праге. Генерал-лейтенант.

В послевоенное время — помощник командующего 11-й гв. армией, командир 16-го гв. корпуса, 1-й заместитель командующего войсками Прикарпатского ВО. С 1961-го — в отставке. Умер в Москве 15 октября 1980 года. Награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени и Богдана Хмельницкого 2-й степени, медалями. К моменту боев за освобождение Краснодара ему было 40 лет.

Взаимодействуя с войсками 18-й армии, 46-я армия силами 31-й стрелковой дивизии и 40-й отдельной мотострелковой бригады в ночь на 12 февраля овладела главными районами города. Генерал Рослый вспоминал:

— С окончанием артподготовки все изготовившиеся к атаке части 46-й армии нанесли одновременный удар по обороне противника. Однако, несмотря на натиск наших войск, гитлеровцы продолжали сопротивление. Конец… положил удачный маневр 40-й и 10-й стрелковых бригад, обеспечивший выход наших войск на южную и юго-восточную окраину Краснодара… 9-я горнострелковая дивизия вышла на западную окраину поселка Калинино, 31-я стрелковая дивизия, овладев центром города, вышла на западную окраину Краснодара, а южные и юго-западные районы его были очищены от гитлеровцев подразделениями 40-й и 10-й отдельных стрелковых бригад. К утру 12 февраля город был занят советскими войсками.

Освободители

Никифор Ефимович Батлук родился в казачьей семье станицы Усть-Лабинской. В годы Первой мировой был вахмистром команды конных разведчиков 3-го Екатеринодарского казачьего полка, награжден двумя Георгиевскими крестами. В годы Гражданской войны командовал 2-й бригадой 5-й Кубанской кавалерийской дивизии Я. Балахонова. Награжден орденом Красного Знамени РСФСР. В годы Великой Отечественной командовал 192-м кавполком, 5-й гв. стрелковой бригадой, 128-й гв. горнострелковой и 155-й стрелковой дивизиями. Награжден орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, двумя Георгиевскими крестами, медалями. Умер в 1979 году, похоронен в Краснодаре.

13 февраля 1943 года в освобожденном Краснодаре состоялся митинг. Вот как об этом сообщала газета «Большевик» 16 февраля: 

— Встреченные радостными возгласами, секретарь Краснодарского крайкома ВКП(б) тов. Селезнев, генерал-майор тов. Рослый и генерал-майор тов. Цепляев поздравили трудящихся города с освобождением от ига ненавистных немецко-фашистских захватчиков и обратились к трудящимся с призывом всеми мерами и средствами помогать наступающей Красной Армии, работать не покладая рук над быстрейшим восстановлением народного хозяйства Кубани, разрушенного немецкими варварами.

Навстречу дате

12 февраля жители Краснодара отметят 80-летие со дня освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков. К этому событию подготовились и члены Совета ветеранов-журналистов, наметив большой ряд мероприятий.

Член Совета ветеранов первичной организации полковник в отставке Николай Будянский и теледокументалист, один из первых корреспондентов газеты «Краснодарские известия» Станислав Цыбух рассказали о том, как идет подготовка к предстоящему событию.

На официальном сайте запущена «Книга памяти журналистов», в которую вошла информация о 53 кубанских журналистах-фронтовиках, в разные годы работавших в газетах, на телевидении и радио. По-прежнему у молодежи вызывает интерес ранее организованная лекторская группа. Ее члены активно участвуют в уроках мужества в краснодарских школах и детских садах.

Совет ветеранов журналистики с помощью краевого Союза журналистов Кубани проведет в школах Краснодара конкурс сочинений на тему «Герои Отечества. Они освобождали Краснодар от фашистских захватчиков». Опыт у краснодарских ветеранов уже есть: в прошлом году мы успешно провели городской конкурс среди школьных отрядов «Юные жуковцы» на тему «Маршал Победы».

В день 80-летия освобождения Краснодара Совет ветеранов покажет своим гостям документальный фильм, подготовленный совместно со студентами факультета журналистики КубГУ, — «Он освобождал Краснодар». Его герой — член Союза журналистов, почетный гражданин города Краснодара Владимир Ильич Бирюков, ушедший из жизни несколько лет назад. Именно по его инициативе и с его участием в Краснодаре был установлен памятник 57-му зенитно-артиллерийскому дивизиону «Зенитка», с которым герой прошел всю войну, освобождал Краснодар. Там, где стоит памятник (в сквере у КубГУ), шли ожесточенные бои, погибли его товарищи по оружию — зенитчики.

Ветераны-журналисты продолжат акцию «Мемориал». Ее цель — уход за могилами журналистов — защитников Отечества. Совет ветеранов собрал и обобщил в единый список журналистов — участников ВОВ, в него вошли 78 фамилий. С этим списком Совет ветеранов обратился в администрацию Краснодара с просьбой помочь установить захоронение каждого журналиста-фронтовика. Недавно мы снова обратились в администрацию города, узнав, что по ее инициативе организован специальный отряд волонтеров, который будет оказывать помощь в уходе за могилами защитников Отечества.