Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Чистят там, где больше

Город не собирается мириться со сложившейся ситуацией. Еще в конце прошлого года глава Краснодара Евгений Наумов сообщил, что на муниципальных платных парковках автомобильные номера будут очищать от посторонних предметов. С февраля такой работой занимается компания «Городские парковки».

С сотрудниками, участвующими в рейде по очистке номеров, мы встречаемся на парковке, находящейся на улице Северной, напротив ТЦ «Галерея». Наше передвижение проходит на брендированной машине «Городских парковок», оборудованной автоматической системой фото- и видеофиксации. За рулем водитель Сергей, рядом с ним оператор фотофиксации Анна Курточкина.

Наш маршрут начинается от Северной, далее проходит по Рашпилевской, Советской, Октябрьской, Комсомольской, Красноармейской и снова до Северной. В основном путь пролегает по дороге с односторонним движением. Так легче считывать номера машин.

Автомобиль «Городских парковок» должен сделать два круга, чтобы зафиксировать промежуток времени более 15 минут: именно по его истечении заканчивается бесплатный период стоянки. Фиксация происходит так же, как и раньше, только теперь перед этим очищаются номера. Не везде, лишь там, где, по мнению департамента транспорта и дорожного хозяйства, находится наибольшее количество машин с закрытыми госзнаками.

Фото: Денис Яковлев,

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев,

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Кричат, что будут жаловаться

Первая остановка на Рашпилевской, перед парковкой, напротив цирка. Сергей говорит, что в этом месте особенно часто закрывают номера. Анна выходит из машины и идет очищать знаки, на ее руках перчатки. Номера чем только не завешивают: визитками, масками, банковскими картами, даже фотографиями людей. Иногда затягивают на замке хомут, закрывающий треть номера. Но и его Анна тоже снимает. Для этого у нее есть канцелярский нож. 

Перед тем как начать очищать номера, она включает расположенную на груди видеокамеру, пишущую в том числе звук. Принять ее за обычного энтузиаста, самостоятельно наводящего порядок на парковке, невозможно. Женщина одета в ядовито-салатный жилет с надписью «Городские парковки».

— Бывает, за день очищаю до ста номеров. Случается, что автовладельцы недовольны моей работой, угрожают. Как я реагирую? Никак. Иногда объясняю, что они не имеют права закрывать номера. Некоторые кричат, что будут жаловаться,
— рассказывает Анна.

На первой остановке оператор задерживается недолго. Квартал от улицы Володи Головатого до Калинина Анна проходит за пару минут. Водитель видит, что она прошла парковку, и забирает ее на светофоре. Рейд продолжается.

— На данный момент у нас есть всего один сотрудник, который чистит номера. Пока работаем в тестовом режиме: собираем информацию о количестве закрытых номеров, изучаем ее. В апреле планируем сделать так, чтобы на каждом комплексе был такой оператор. То есть нам нужны 4 сотрудника на четыре машины,
— рассказывает руководитель отдела фотофиксации транспорта компании «Городские парковки» Егор Попов.

Фото: Денис Яковлев,

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев,

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Влияет даже погода

Сейчас комплексы работают на 28 маршрутах. В компании заверяют, что все пути утверждены департаментом транспорта и дорожного хозяйства Краснодара и охватывают весь город. Маршруты меняются регулярно. Как рассказывает Сергей, в среднем на один круг приходится тратить час.

Оператор, снимающий номера, сейчас работает пять дней в неделю с 9 до 18, перерыв с 13 до 14 часов. Но как утверждает Попов, когда будут работать четыре человека, расписание перестроят. Оператор будет ездить в каждой машине и работать с 8 до 20 два дня через два.

Следующая наша остановка случается лишь на Комсомольской — от Октябрьской до Красноармейской. Здесь находится много административных зданий, поэтому парковки забиты до отказа. На этом участке Анна находит лишь два закрытых номера.

— На Комсомольской также чаще всего прячут госзнаки. Еще вчера я очистила здесь их 6. На количество может влиять куча факторов, даже погода. А взять улицу Карасунскую в районе Кооперативного рынка. Здесь машины паркуют в основном продавцы близлежащих торговых точек. Они и сами могут заметить, что я очистила номер, а могут увидеть их коллеги. На втором обходе на тех же машинах госзнаки снова закрыты,
— рассказывает Анна.

После обхода каждого участка оператор ведет статистику своей работы. Она признается, что в день проходит 8-9 км.

Фото: Денис Яковлев,

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
Фото: Денис Яковлев,

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Полный круг мы проезжаем где-то за 40 минут. На втором круге камера уже начинает фиксировать машины, которые стояли еще в первый объезд. Каждый номер, который был сфотографирован, два раза высвечивается на экране комплекса желтым светом. Но это еще не значит, что владельцу гарантирован штраф. 

Каждый поставивший машину на парковку может оплатить стоянку в паркомате (только по карте) сразу. А может это сделать в приложении или через сайт. Там оплата принимается до конца этого же дня. Если она не поступила до 23.59, а номер будет зафиксирован, штраф неизбежен. Сейчас он составляет 3 тыс. рублей и не предполагает скидок за досрочное погашение.

Усердию волонтеров были бы только рады

Борьба с теми, кто уходит от оплаты стоянки, явно налаживается, но она еще не совершенна. Комплексов фото- и видеофиксации 4. Год назад по поводу них высказывались достаточно скептически, а сейчас их работа приносит городу приличные суммы, но, главное, дисциплинирует водителей, постепенно решает проблему. Автоматика фиксирует лишь нарушения на муниципальных парковках. 

А как бороться с теми, кто ставит автомобиль на обочине, под знаком «стоянка» или «остановка запрещена»? Комплекс пока бессилен против тех, кто, припарковавшись, снимает номера со своей машины.

Как со всем этим бороться? Первое, что приходит на ум, это восстановление работы эвакуаторов. И городской департамент транспорта заявляет, что в этом отношении работа ведется не на городском, а на краевом уровне. Ведь навели порядок с помощью эвакуаторов в Москве, Санкт-Петербурге.

Бороться с теми, кто закрывает номера, могли бы неравнодушные горожане. В департаменте транспорта говорят, что, если их усердие не будет причинять урона имуществу автовладельцев, в ведомстве были бы рады такой помощи. А вот сделать так, как в европейских странах, где специальный пеший инспектор проверяет законность парковки и на месте, выписывает штраф, быстро не получится.

— Все наши действия по наведению порядка с парковкой машин в городе регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях. Согласно его нормам фиксация может быть сделана только автоматически. Чтобы штраф мог выписывать инспектор, надо менять российское законодательство, 
— рассказывает начальник отдела развития парковочного пространства департамента транспорта Краснодара Роман Мануйлов.

Судить о результатах работы операторов фотофиксации в городе еще рано. Надо подождать, когда проект пройдет тестовый режим и заработает в полную силу.