Подвиг Муси Пинкензона
Оккупация Усть-Лабинского района длилась с 8 августа 1942-го по 5 февраля 1943 года. За это время гитлеровские палачи казнили 4242 человека. Одной из самых известных расправ над местными жителями стала акция устрашения, во время которой на Александровской крепости, за городом, было расстреляно около 370 человек, в основном евреев. Среди приговоренных к смерти был 11-летний школьник и музыкант Муся Пинкензон.
…Абрам Пинкензон появился на свет в 1930 году. В семье его звали Мусей — ласковое сокращение от Абрамуся. Он родился в Румынии, однако в 1940 году СССР присоединил Бессарабию вместе с селом Бельцы, в котором жили Пинкензоны, и Муся стал гражданином Страны Советов.
Когда нависла угроза оккупации Бессарабии гитлеровскими войсками, семья эвакуировалась в станицу Усть-Лабинскую Краснодарского края. Мирная жизнь закончилась, когда летом 1942 года населенный пункт заняли фашисты.
Отец мальчика лечил людей, а Муся в раннем возрасте проявил недюжинные музыкальные способности. В качестве инструмента он выбрал скрипку. К пяти годам он научился так виртуозно играть на четырех скрипичных струнах, что о нем стали писать местные газеты.
Часть жителей станицы успела эвакуироваться до прихода немцев, но госпиталь с ранеными, которых лечил отец Муси, оказался на оккупированной территории. Фашисты потребовали, чтобы он занялся лечением их раненых, но врач отказался. Его арестовали. Чуть позже в тюрьме оказались его жена и сын.
К месту казни Муся шел, прижимая к груди любимую скрипку. Он попросил немецкого офицера в последний раз исполнить мелодию. Но никто не ожидал, что из-под смычка мальчика зазвучит «Интернационал», который на тот момент был гимном Советского Союза. Вторя скрипке Муси, песню, один за другим, подхватили все смертники. К сожалению, ни смелый музыкант, ни его товарищи не выжили. Но о мужестве еврейского мальчика в Усть-Лабинском районе помнят и сегодня…
Отступая, фашисты разрушили, взорвали и сожгли больницы, мельницы, местные артели, водопровод, элеватор, железнодорожную станцию, маслозавод и крупозавод.
Освобождение района началось в конце января 1943-го. Второго февраля советские войска очистили от врага станицу, а 5-го был свобожден весь район.
Горел даже лед на реке
В этот же день началось освобождение Брюховецкого района, однако полностью он был освобожден только 10 февраля, когда удалось прогнать немецко-фашистских захватчиков из его одноименной станицы. Оккупанты укрепили левый берег реки Бейсуг, выгнав рыть окопы и траншеи всех окрестных жителей. Таким образом, река представляла собой естественное препятствие для наших войск, еще и хорошо укрепленное.
Штаб 9-й армии принял меры к подтягиванию и концентрации наших подразделений, пополнению их людскими ресурсами и боеприпасами. Так, 43-й бригаде по прибытии ее в станицу Каневскую изменили боевую задачу, и она пошла через станицу Придорожную и далее через колхоз Волна Социализма (ныне х. Сопова Балка) к западной части станицы Переясловской и хутора Сады. Ей ставилась задача: наступать вдоль железной дороги и овладеть Брюховецкой с запада. Однако неоднократные атаки с 5 по 9 февраля были остановлены немецко-фашистскими войсками. Железнодорожный мост немцы взорвали, а на курганах установили крупнокалиберные пулеметы, вели обстрел из орудий и танков.
К 10 февраля наши войска завершили подготовку к освобождению райцентра. В Переясловскую из 58-й армии перебросили 271-й дивизион 49-го гвардейского минометного полка. Для освобождения станицы штаб фронта выделил 337-й армейский артиллерийский полк, орудия которого и подавили огневые точки противника.
По свидетельствам жителей, весь берег и лед на реке Бейсуг горел. Первыми стали отступать румыны, затем и немцы. Погибшие при освобождении станицы Брюховецкой были похоронены на старом кладбище и в станичном парке в братской могиле.
5 августа 1942 года фашисты заняли Каневской район. За полгода они убили 360 человек, в том числе 90 женщин и 60 детей. Огромный ущерб нанесли экономике: разорили колхозы и промышленные предприятия, разрушили железнодорожный вокзал. В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года советские войска заняли районный центр и железнодорожную станцию Каневская и изгнали врагов.
Стреляли во всех без разбора
Оккупация Ейска длилась 180 дней. За это время враг замучил 319 человек, из них 166 детей. Еще 335 человек отправили на работы в Германию. 5 февраля передовой отряд 58-й советской армии вошел в город. К 18 часам солдаты полностью очистили его от фашистов.
6 февраля 1943 года войска 276-й стрелковой дивизии советской армии освободили от немецких оккупантов Щербиновский район. Здесь гитлеровцы за время своего хозяйствования расстреляли более 630 мирных жителей, разрушили элеватор и нефтебазу, школы и больницы, железнодорожную станцию, предприятия, учреждения, жилые дома. Однако благодаря самоотверженному труду жителей основные объекты были восстановлены уже в конце 1944 года.
Из воспоминаний Любови Филипповны Калмыковой:
— Я коренная жительница станицы Старощербиновской. Папа ушел на фронт в 41-м. Мне было 5 лет. Помню, как фашистские войска двигались через нашу станицу. На конных повозках были установлены пулеметы. К тому времени население состояло из женщин, стариков и детей. Стреляли во всех без разбора. Мама с соседками вырыла землянку на берегу реки. Мы и еще четыре семьи прятались там. С нами был раненый партизан. Женщины спрятали его в углу под перинами и подушками. Однажды два немецких солдата подошли к краю ямы и спорили — спуститься или нет. Мы сидели и боялись дышать…
Подвиг бриньковчан
6 февраля 1943-го рота автоматчиков 1161-го горнострелкового полка подошла к дамбе в районе станицы Бриньковской Приморско-Ахтарского района. В условиях страшной распутицы почти половина личного состава полка была вынуждена тащить на себе орудия и припасы. 7 февраля станица была освобождена. Пытаясь возвратить утерянные позиции, захватчики бросили в бой крупное танковое подразделение. Им вновь удалось оккупировать Бриньковскую и учинить страшную расправу над воинами и жителями. Группу пленных они загнали в сарай, облили бензином и заживо сожгли. Были сожжены еще несколько десятков жителей в ветряной мельнице за станицей и в рыбцехе.
Несмотря на жестокий террор, жители станицы активно помогали нашим воинам. 15-летний Федор Москаленко и Надежда Ильина спасли от немцев тяжелораненую медсестру Капитолину Чернову, Екатерина Цымлянская укрыла у себя двоих раненых бойцов, за что была расстреляна.
В боях за станицу погиб командир дивизиона майор А.И. Шаров. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Настоящий подвиг совершил он в тот день — 7 февраля 1943 года. Его артиллеристы первыми приняли на себя танковый удар врага. Им удалось подбить два танка, два из них — лично Шаровым. Когда немцы повредили его орудие, майор поднялся во весь рост, с гранатой в руке. Подбитый им танк закружился на месте и вспыхнул факелом. Самого майора тяжело ранило. Очнулся он от страшной боли: фашисты истязали храбреца, пытаясь выведать необходимые им данные. Но он не сказал ни единого слова. Понимая бесполезность своего зверства, гитлеровцы притащили полуживого майора на площадь и на глазах у станичников расстреляли героя.
Нелегко пришлось и при взятии станицы Приморско-Ахтарской. 8 февраля она была освобождена батальоном под командованием майора Шушанина. Воинские части 317-й стрелковой дивизии 10 февраля освободили станицы Ольгинскую и Приазовскую. Батальоном майора Шушанина в этот же день был освобожден хутор Новопокровский. Завершилась оккупация района 12 февраля, когда частями 317-й и 351-й стрелковых дивизий была очищена от врага станица Степная.
Всего во время оккупации враг нанес ущерб району на сумму более 20 млн рублей (в ценах 1961 г.). Полностью был разрушен бондарный завод и рыбзавод, взорван холодильник, уничтожен коптильный цех, от судоверфи остался лишь один склад.
В материале использованы выдержки из статей Ассоциации поисковых отрядов «Кубаньпоиск», Брюховецкого историко-краеведческого музея, «Шербиновского курьера», дзен-канала «Типичный Карамзин».
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 1
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 3
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 4
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 5
Сражение за Кубань: хроники освобождения. Часть 6
Сражение за Куюань: хроники освобождения. Часть 7