
Часть 2. Часть 1- здесь.
Диалог «глаза в глаза»
— В преддверии Дня строителя мы спрашивали у вашего заместителя Владимира Архипова, какие районы города он считает самыми комфортными для жизни. А назовите, по вашему мнению, лучший из старых и новых районов?
— Из старых — Юбилейный. Буквально вчера там проезжал. Прогулочная зона, проспект Чекистов — ширина 80 метров, простор. Несмотря на то что ЮМР застроили, «понапихали» разных объектов, но тот фундамент, который заложили при его планировании, выдерживает объемы. Из новых мне сейчас больше всего нравится район Западного обхода. С учетом комплексной застройки, этажности, ширины улиц, строящихся социальных объектов, наличия Города спорта и парка площадью 20 гектаров это будет одна из образцово-показательных территорий города. По концессии мы заведем туда трамвай, что решит вопрос с транспортной доступностью.
— Мы часто поднимаем наши выпуски 5-, 10-, а порой и 20-летней давности и смотрим, о чем писали раньше, какие проблемы освещали. Недавно прочитали в номере за 1998 год, как журналист съездил в Юбилейный и увидел все ужасы микрорайона: дорог нет, тротуаров нет, уехать невозможно, потому что общественный транспорт ходит редко и его мало. Прошло каких-то 25 лет, и ЮМР стал одним из лучших районов города.
— Все познается в сравнении. Давайте вернемся к нашему разговору про новые районы лет через пять и посмотрим, как они изменятся. Мы сейчас очень хороший темп взяли по строительству социальных объектов. Еще лет 10 назад одну школу в три года строили — это было событие. А в этом году к первому сентября открываем 5 школ, еще 6 сдадим в эксплуатацию до конца года — это абсолютный рекорд Краснодара за всю его историю. А всего в стадии строительства в краевом центре сейчас больше 60 объектов.
— С жителями как общаетесь? Если люди негативно настроены, насколько быстро вы можете погасить «пламя»?
— Мне нравится разговор глаза в глаза, живой диалог. Не надо прятаться от людей —
будет только хуже. Главное, чтобы они приходили и говорили тебе о своей проблеме прямо, а не пытались спровоцировать и дестабилизировать ситуацию. Простой пример. Выходит человек из двора и наступает в лужу. Это проблема, и ее надо решить, либо объяснить, почему ее нельзя ликвидировать прямо сейчас. Потому что ближайшая канализация —
в 8 км от этого места, и чтобы построить новую, требуется миллиард рублей. А на эти деньги можно несколько школ построить. Что важнее для города? Понятно, что школы. Но и с лужей тоже надо ситуацию решить, но за счет каких-то локальных мер. И человеку это надо объяснить, а не закрываться от него в кабинете. Недавно в поселке Северном ко мне обратилась жительница с просьбой заасфальтировать улицу Большевистскую. Я честно ответил, что пока на эти цели средств нет. Нахмурилась, но отнеслась к ситуации с пониманием.
— Ваши соседи знают, что они живут рядом с главой города? Обращаются с просьбами? Например, улицу заасфальтировать.
— Конечно знают! А про асфальтировку нашей улицы я вам расскажу. Несколько лет назад у нас в Березовом, где я живу, собирались ремонтировать дорогу — от Ейского шоссе до конечной остановки общественного транспорта. Серьезный подрядчик, хорошая техника. Поговорили с соседями: почему бы нам не обратиться к дорожникам с просьбой и нашу улицу заасфальтировать. Составили смету, стали проводить уличные собрания, планерки. Согласились не все, некоторые отказались скидываться, но те, кто принял участие, сдружились, узнали друг друга, теперь наши дети катаются на велосипедах и самокатах по хорошей улице. Это я к тому, что если есть желание решить вопрос — ты найдешь возможность.
— Как относитесь к критике в СМИ? Где должна проходить красная линия?
— Если решение вопроса зависит от местной власти, то критика будет конструктивной. Если мы действуем в рамках федерального законодательства, то здесь, конечно, не должно быть каких-то перекосов во взаимодействии структур. В пример можно привести проблему с бродячими животными. Федеральный закон однозначно трактует норму поведения местного самоуправления: бродячее животное увидели, поймали, стерилизовали и после передержки вернули в естественную среду обитания, то есть туда, где поймали.
— Но таким образом мы боремся с последствиями, а причина в том, что ежегодно на улицах города после летнего сезона появляются десятки собак. Летом на даче завели щеночка, а когда наступила осень, и он стал не нужен, его просто выбросили.
— Полностью с вами согласен. Конечно, частично мы решим этот вопрос за счет строительства муниципального приюта. Проект прошел все стадии, получено заключение госэкспертизы, выделены деньги на строительство. В ближайшее время начнутся работы. Кстати, далеко не все мои земляки, которые живут в поселке Березовом, довольны этим. Супруга состоит в общепоселковом чате, и как только там меня не называют за то, что приют будут строить с нами по соседству.
«С детьми дружу»
— Любите животных? У вас есть домашние питомцы?
— Есть, два кота. Очень люблю животных, но не люблю, когда от них в доме шерсть. Мне надо, чтобы я прошел в белых носках — и они остались чистыми. Во время пандемии мои домашние уговорили меня завести кота. Мы взяли бенгала, а потом еще одного. Барсик и Персик. Теперь не представляю наш дом без них.
— Каверзный вопрос — если подкинут, что станете делать? В приют отдадите или «усыновите»?
— Собачку не оставлю, постараюсь определить в хорошие руки. А если подкинут кота и мы не сможем его пристроить, тогда появится еще одна миска. Его никто не выбросит, и ни дети, ни супруга никогда на него не поднимут руку.
— Раз заговорили о детях, расскажите о них. Вы с ними дружите? Они с вами делятся своими секретами?
— Да, дружу. Маленький, Дима, ему 10 лет, все мне рассказывает. Старший, Алексей, окончил школу, поступил в московский институт на специальность «Экономика и финансы» — у него математический склад ума. Он ко мне обращается за советом. Потом говорит: папа, а ты был прав.
— А вы сами в детстве хулиганили? Яблоки воровали? За что вам прилетало от родителей?
— К счастью, они многого не знали. Но прилетало, конечно. И яблоки воровали, но не в промышленных масштабах. И хулиганили, некоторые ситуации даже страшно вспоминать. Мы жили на улице Дивной, недалеко от железной дороги, которая разделяет город Краснодар и поселок Южный. На рельсы клали железяки, поезда проходили, их расплющивали, потом мы с ними играли. Могли и в кабину локомотива залезть. Подбегали к машинистам: «Дядь, а можно посмотреть?» Разрешали, показывали.
— Какие самые яркие воспоминания из детства?
— Спортлагерь. Я после 3-го класса стал заниматься борьбой, а до этого три года ходил на бальные танцы. Заслуженный тренер России по греко-римской борьбе Владимир Иванович Гурин увидел меня на улице, ему понравилась моя подвижность, как я правильно ноги подворачиваю. Он пришел к моим родителям, предложил отдать меня к нему в секцию. Так я стал заниматься в спортивном зале поселка Южного. Мы ездили на соревнования, особых высот я не достиг, но на зоне России выступал.
Про друзей и слухи
— Что вам дал спорт? Как правило, спортсмены добиваются результатов не только «на ковре», но и в жизни. Вот вы, например, стали главой города…
— Я безумно благодарен своему тренеру, который воспитал во мне спортивные качества. Знаете, чем отличается спорт единоборств от командного? В команде всегда можно рассчитывать на поддержку другого участника, а здесь ты один на один с соперником. Это формирует твой внутренний настрой.
— Но спорт это еще и травмы. Читали, что вы из-за борьбы повредили колено.
— Про колено — это слухи. Порвал мениск, когда играли в футбол на искусственном газоне в 35-й школе. Надо менять сустав, пока на это времени не хватает. Как-то на соревнованиях выбил локоть. Борьба мне больших травм не принесла.
— Еще хотели спросить про друзей. С кем общаетесь? Это друзья детства или «приобретенные» уже во взрослой жизни?
— Друзья есть. Прямо с детских лет было два друга, но одного похоронили в прошлом году. Остальные появились в моей жизни после 37 лет. Сейчас круг друзей, с которыми в любую воду и в любой огонь можно войти. Встречаемся за столом в компании редко. А так, на связи почти каждый день.
— Вот вы говорите, что старший сын обращается к вам за советом. А что бы вы сейчас сказали себе 18-летнему? Какой дали бы совет?
— Больше времени уделять родителям.
— Как правило, все спортсмены суеверные…
— Нет, я не суеверный.
— Какие качества цените в людях?
— Первое и основное — пунктуальность. Не знаю почему, но не терплю непунктуальных людей. Когда назначаю встречу, приезжаю чуть пораньше. Никогда не прощу подлости и предательства. Все мы люди, где-то ошибаемся, делаем неправильно, но все можно доработать, исправить. Но не предавать и не поступать подло.