Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Не спускайте глаз

— О детском травматизме можно говорить много, но сказать в результате мало, и самое печальное, что из этого малого взрослые услышат далеко не всё и не все. А ведь большинство травм у детей происходит по недосмотру родителей. Например, ребенок падает с пеленального столика, потому что мама отвлекается на секунду. Подобных случаев, кстати, очень много, каждый день к нам в больницу едут с этим. К счастью, такие падения обычно заканчиваются без последствий для здоровья малыша, хотя и не снимают ответственности с родителей,
— говорит травматолог-ортопед Алий Едиджи.

Когда ребенок завернут в пеленку или лежит в кроватке, получить травму он не может, разве только дотянется до чего-то несъедобного, что можно засунуть в рот. Оральное познание мира в этот период для него единственно доступное. Когда же он начинает активно ползать или ходить, вот тут за ним нужен глаз да глаз. Засовывание тонких предметов в розетки, вытягивание кухонных ящиков, попытки дотянуться до полок в шкафу, нажимание кнопочек бытовой техники…

— Еще нередкая травма в этом возрасте — повреждение пальцев рук, которое малыш получает при попытке самостоятельно закрыть дверь. Он ее тянет на себя, при этом не убрав пальцы из дверной щели. К сожалению, иногда такие травмы приводят к ампутации фаланги или пальца. И виноват в этом не ребенок, а взрослые, которым он оставлен на попечение,
— предупреждает травмотолог-ортопед.

Бывает, что взрослые учат детей познавать мир под их присмотром, но не учитывают, что могут вовремя не среагировать на какое-то опасное действие ребенка. Например, позволяют «помогать» маме при приготовлении пищи. И разрешают, скажем, опустить кусочек мяса в мясорубку. Хорошо, если она механическая. А если электрическая и ребенок опустит в чашу кусок мяса вместе с ручкой?.. К несчастью, такие случаи в практике Алия Аскеровича тоже нередки.

Травматолог-ортопед Алий Едиджи. Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Москитная сетка рассчитана на комаров, а не на детей

Однако самые распространенные травмы у детей всех возрастов возникают в результате ДТП и кататравмы — падения с высоты, при этом это всегда сочетанные травмы, когда повреждения получают несколько органов и систем организма. Если первые происходят круглый год, то вторые учащаются в конце весны — начале лета и в конце лета — начале осени. Почему? Потому что падения с высоты почти всегда — это выпадение детей из окон. Когда еще или уже не так жарко, чтобы включать кондиционер, взрослые открывают окна, рассчитывая, что ребенка в случае чего удержит москитная сетка.

— Вы не представляете, сколько раз родители, ошарашенно глядя мне в глаза, с недоумением рассказывали: «Он (она) оперся о москитную сетку, и вдруг она выпала!» Они были искренне удивлены обстоятельством, что сетка не может удержать вес двух- или трехлетнего ребенка. Да она даже котенка удержать не в силах, потому что не предназначена для этого!
— говорит Алий Едиджи.

Понятно, что чем выше этаж, тем меньше надежды на чудо…

Родительские руки — не ремень безопасности

Что касается ДТП, то тут дети получают повреждения в качестве участника дорожного движения (пассажира, пешехода, водителя СИМ — велосипеда, самоката и пр.) или во время игры вблизи проезжей части.

— Иногда, заигравшись, ребята выбегают на дорогу за укатившимся мячом или улетевшим теннисным воланчиком, или когда играют в догонялки и прочее. И вот они уже под колесами машины,
— поясняет врач.

С распространением электросамокатов особенно частыми пациентами травматологии Детской краевой клинической больницы стали ребята, любящие погонять на них. Если на механическом СИМ вряд ли разовьешь большую скорость, то электрические запрограммированы на движение до 25 км/час.

— У меня сейчас пациент, который на электросамокате ехал в дождь. В результате не справился с управлением, упал и оказался на больничной койке. О том, что самокаты плохо держат сцепление с дорогой на мокром, он не знал,
— приводит пример Алий Аскерович.

Подростки за рулем мотороллера, мопеда и скутера тоже становятся пациентами ДККБ. Как и любители экстремальных видов спорта — самокатеры, роллеры, райдеры. Чаще всего они ездят без защиты, которая могла бы максимально предупредить травмы. Но нет. И тут тоже есть вина родителей, которые не рассказали, не разъяснили правила безопасности. Не показали видео из интернета о последствиях безрассудного катания на мопедах и СИМ. В конце концов, не отобрали их у детей, если те игнорируют замечания.

И, безусловно, родители всегда виноваты, если не пристегивают ребенка или переноску с малышом в машине или не усаживают его в специальное удерживающее кресло.

— В моей практике из 10 детей-пассажиров, попавших в ДТП и получивших травму, только двое-трое были пристегнутыми. Ребенок заведомо физически меньше взрослого и очень легкий, кинетическая энергия у него огромная. При столкновении машины с препятствием непристегнутый ребенок вылетит из нее, и никакая сила не сможет его удержать. Не думайте, что если он сидит у вас на коленях, то он в безопасности. У меня были подобные случаи. Родительские руки — не ремень безопасности,
— отмечает травматолог-ортопед.

Алий Едиджи настаивает на том, чтобы родители проводили со своими детьми разъяснительные беседы. Рассказывали об опасности, которые таят в себе розетки, бытовая техника, кипящие кастрюли и сковородки, ножи и ножницы. Учили вместе с ними ПДД, предупреждали, что нужно сначала убедиться в том, что машины остановились и пропускают тебя, даже на светофоре, и только потом переходить дорогу. Говорили не выбегать резко на проезжую часть, не пересекать ее на СИМ и пр. Всегда надевать защиту, если передвигаешься на самокате, велосипеде, тем более на скутере, и пр. Несчастных случаев с детьми было бы намного меньше, если бы взрослые предупреждали их о них.

Чем ярче бутылка, тем выше опасность

Николай Пелипенко, детский хирург ДККБ, круглый год сталкивается с химическими ожогами пищевода у детей. Но летом — чуть чаще:

— Потому что ребята бегают, жарко, видят бутылку в яркой упаковке (а производители бытовой химии часто разливают свой товар в такие), думают — газировка или сок и успевают сделать несколько глотков, прежде чем понимают, что это ни то и ни другое. А в июле и августе, когда хозяйки на Кубани активно консервируют овощи на зиму, дети еще часто травятся уксусной эссенцией.

Самые страшные травмы ребята получают, если выпивают кислоту (к ней как раз относится уксусная эссенция) и особенно щелочное средство (к ним относится все, что очищает жир с поверхности кухонных плит, керамической плитки, прочистки труб и пр.), а также кристаллический марганец. Если ребенок сделал глоток, то тяжелых последствий не будет. Но если уксусная кислота специфически пахнет и на вкус соответствующая, то щелочные средства часто бесцветные и не имеют вкуса и запаха.

Николай Пелипенко.
— Первые признаки отравления бытовой химией у детей: беспокойство, изменения на слизистой губ и ротовой полости, отечность, обильное слюнотечение, рвота, иногда признаки дыхательной недостаточности, — перечисляет врач. — Немедленно вызывайте «скорую», сообщив оператору, что ребенок выпил средство бытовой химии, назовите, какое именно, если знаете. Не занимайтесь самолечением и не пытайтесь вызвать у ребенка рвоту, так как средство еще раз пройдет по пищеводу и только сильнее усугубит состояние ребенка. А поражение пищевода является наиболее тяжелым. Можете дать ему стакан теплой воды, чтобы снизить концентрацию химического средства в желудке,
— предупреждает Николай Владимирович.

Бригада «скорой» на месте очистит желудок через зонд, чтобы не повредить пищевод, и доставит ребенка в больницу, где будут проведены все необходимые процедуры для снятия угрозы его здоровью и жизни.

— Кислота имеет свойства при попадании на слизистую образовывать струп, то есть корочку, которая препятствует дальнейшему проникновению жидкости в ткани. Щелочь же может разъесть стенки пищевода и желудка (еще раз повторюсь: все зависит от объема выпитого), а это уже угрожающее жизни состояние. При вовлечении в воспалительный процесс мышечной ткани пищевода образуются рубцы, которые могут сузить просвет пищевода, тогда со временем потребуется его бужирование, то есть расширение пищевода хирургическим путем. Это длительный поэтапный процесс, который может длиться годами, в некоторых случаях заканчивается пластикой пищевода. К счастью, такие случаи редки, но они есть.

В большинстве случаев обходится без активной хирургической тактики. В зависимости от степени полученного ожога (их всего три) назначается лечение.

— В среднем в течение года в нашу больницу поступает до 100 детей с химическими ожогами пищевода. Чаще всего в возрасте двух-трех лет, когда они активно передвигаются и познают мир орально. Призываю родителей в этот период жизни детей, когда они еще не понимают опасности, исходящей от ярких баночек и бутылочек, прятать от них всю бытовую химию, а также средства для ванны и душа и косметику: шампуни, гели, кремы и пр. Последние иногда очень вкусно пахнут, что особенно привлекает малышей.