26 апреля 1991 года принят Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов». Для Кубани этот документ имеет особое значение. Благодаря ему были признаны права репрессированных народов, а в нашем случае — кубанского казачества. Вот что об этой дате говорит кандидат исторических наук, первый атаман возрожденного ККВ Владимир Громов.

Кубанское казачье войско имело непосредственное отношение к подготовке этого закона, в него были заложены позиции, которые и сейчас не утратили своей важности. Поясню почему. Закон дает определение казачеству: исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей. Также данным документом признавались  незаконными и преступными акты  против этих народов, в том числе и наших предков.

Хочу отметить, что Кубанское казачье войско всегда пользовалось непререкаемым авторитетом, потому что в его составе немало ученых и руководителей самого высокого уровня.

Сущность казачества определяется содержанием и формой. Форма — это наш традиционный костюм. А содержание — духовный мир казака, традиционная народная культура. Недавно на одной встрече услышал мудрое высказывание представителя адыгского народа: «Человек, который не является носителем хотя бы элементов народной традиционной культуры, подобен пустому сосуду, который можно наполнить чем угодно». К сожалению, мы уже наполнили наши «сосуды», и продолжаем это делать. Вот почему именно сейчас очень важно сохранить традиционную народную культуру. У многих народов это получилось, у русских и казаков — в меньшей степени. И об этом стоит задуматься.

Я преподаю на историческом факультете КубГУ. Когда начинаю работать со студентами, всегда их прошу: «Ребята, вы представляете разные народы нашего края, страны. Задайте себе вопрос и по-честному, как перед Богом, сами себе ответьте: что во мне от моего народа? Русского, армянского, грузинского и т.д. Мне об этом рассказывать не надо — расскажите себе, кто вы такие в национальном и этническом плане. Или вы как тот сосуд — пустые и не понимаете, кто вы».

Думаю, каждый из нас должен спросить себя об этом. А нынешняя дата как раз хороший повод для этого.

Владимир Громов. Фотоархив «КИ»

«История — наука точная»

Эту фразу Владимир Прокофьевич повторяет часто. Он очень нетерпим к искажению любого факта науки, ставшей делом его жизни. Так родилась и идея нашего материала: историк предложил развеять мифы, связанные с кубанским казачеством:

К сожалению, иногда история зависит от политических игр: то туда ее наклонят, то сюда, перепишут, переврут. Опасность представляют и дилетанты, когда начинают фантазировать на исторические темы. Потому что их фантазии становятся достоянием широкой общественности, а люди верят печатному или сказанному с экрана слову. И тогда обществу очень сложно доказать, что его ввели в заблуждение. Не исключение — исторические факты о Кубанском казачьем войске. Вокруг них много мифов и ошибочных сведений. Расскажу о том, что меня беспокоит больше всего.

Миф первый. Название станиц в честь казаков

Возьмем для примера Пашковскую станицу. Пишут, что она получила свое название в честь атамана по фамилии Пашко. Но такого атамана не было ни в Запорожской Сечи, ни в Запорожском курене. А если бы и был, то он, по законам казачества, не смог бы дать станице свое имя. Помните фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба»? Что первым делом сделали казаки с новым выбранным атаманом? Вымазали ему голову глиной и грязью! Зачем? Чтобы не зазнавался. Демократизм казаков просто не позволял увековечивать имя атамана — все были равны.

Поэтому названия станиц не могут происходить от имени казака или атамана. Называли курени Запорожской Сечи, как правило, в честь того населенного пункта Малороссии, откуда приходили казаки. Так, в Черкасской области есть селение Пашкивка, выходцы из которого образовали сначала курень Пашковка в Запорожской Сечи, а когда Черноморское войско пришло на Кубань, то уже здесь основали Пашковскую станицу.

То же самое можно сказать про Ивана Брюховецкого — это он получил свою фамилию по названию Брюховецкого куреня, а не наоборот. А курень, в свою очередь, назвали как свою первую вотчину, откуда пришли казаки — Брюховичи. То есть ни одно название старых черноморских куреней не связано с личностью того или иного атамана.

Миф второй. Дата образования Кубанского казачьего войска — 1696 год

Сразу скажу, что существование этого мифа настолько плотно укоренилось, что ввело в заблуждение и войсковое руководство, и краевую власть. Напоминаю: Кубанское казачье войско образовано в 1860 году в результате объединения Черноморского войска и части полков Кавказского линейного казачьего войска.

Откуда взялась дата 1696 год? Поясняю. Во время Азовского похода в 1696-м вместе с армией Петра Первого участвовала команда (или отряд — как угодно) хопёрских казаков. Но никакого полка тогда не существовало — была группа казаков. Хопёрский казачий полк создали на Дону в середине 1770-х годов. Затем его переселили на Азово-Моздокскую оборонительную линию, там был заложен Ставрополь и другие города. Позже, в 20-х годах XIX века, этот полк перенаправили на нынешнюю территорию Карачаево-Черкесии.

Вернемся к дате — к 1696 году. В 1874-м Военное министерство Российской империи задалось целью определить старшинство казачьих войск, доказать, что казаки вечно служили русским царям-государям (тогда Кубанское казачье войско считалось самым молодым, ему исполнилось всего 14 лет).

Мы — потомки запорожских казаков. Но считать нас таковыми правительству почему-то было как-то неудобно: запорожские казаки то султану служили, то русскому царю, то крымскому хану, то польскому королю. Поэтому и решили взять эту дату старшинства — 1696 год, когда группа хопёрских казаков участвовала в Азовском походе. Если говорить исторически грамотно, то в 2024-м мы отметим 328 лет с начала служения казаков Российскому государству, но эта дата никак не связана с образованием Кубанского казачьего войска.

Миф третий. Заселять Кубань начали якобы не черноморские казаки

Был такой профессор биологии Юрий Мишанин, который писал жалобы на меня и на завкафедрой истории России Кубанского госуниверситета — доктора исторических наук, профессора Валерия Николаевича Ратушняка — вплоть до президента о том, что мы переписываем историю и что начало заселения Кубани не связано с черноморскими казаками. Он утверждает, что до черноморских здесь жили некрасовские казаки, а значит, они и являются основателями нашего карая. Да, некрасовские казаки здесь и правда жили — довольно непродолжительное время, с 1709-го по 1770-й, а затем ушли в Турцию, поэтому нельзя считать, что заселение Кубани началось с них.

Кстати, их потомки вернулись в Россию: первая партия — в начале ХХ века, проживает сейчас в Приморско-Ахтарском районе, у меня на родине, там есть хутора — Некрасовский и Покровский. Последняя партия потомков некрасовских казаков переехала уже при советской власти, в 1961 году: казаки в количестве 1001 человека поселились на территории Ставропольского края, часть — на территории Краснодарского края, живут и сейчас. Это достаточно небольшая группа некрасовских казаков.

А вот благодаря переселению черноморских казаков, а затем и донских, начался процесс формирования русского славянского казачьего населения. И мы являемся потомками не некрасовских казаков, а именно черноморских.

Миф четвертый. Золото Кубанской казачьей рады

Об этом очень много разговоров, даже есть неоднократные попытки поисков. Вот пусть на меня не обижаются, но кто в большей степени допускает вольности по отношению к истории? Это музейные работники, краеведы, экскурсоводы. Когда они стараются поинтереснее преподнести какой-то факт, то начинают выдумывать непонятно что. Так произошло и с «золотой» темой Кубанской казачьей рады. Эти люди начинают проводить какие-то экскурсии, возить людей по краю, показывать, где якобы надо копать и т.д. Кто-то рассказывает, что золото вывезли во время белой эмиграции.

Золото Кубанской казачьей рады — это миф, и не более того! Никакого золота не было! А уже если бы его вывезли за границу, поверьте, оно давно уже где-то появилось бы.

В середине 1990 годов на Западе даже вышла книга «Записки казачьего офицера», в которой тоже звучит тема этого золота. Я думаю, что написана она была с одной целью — заработать денег.

Еще одна история. Ко мне года два назад обратились с киностудии, не помню, какой. Снимают фильм о золоте Рады, а меня попросили стать консультантом. Я им говорю:

Ребята, вы меня извините, вы лучше сняли бы фильм о подвиге сотника Гамалия во время похода в Месопотамию в 1916 году. За этот рейд всю сотню кубанских казаков наградили Георгиевскими крестами. Это единственный случай в истории Российской Императорской армии. А вы хотите фантастику снимать.

На что они ответили:

Про золото — это интересно, это привлекает.

Здравствуйте, привлекает…

Василий Гамалий. Фотоархив «КИ»

Миф пятый. Казачество жило при царе как сыр в масле

Да ничего подобного! Совершенно не понимаю, почему народ настолько ввели в заблуждение. Во-первых, ни одно поколение казаков, неважно каких, но особенно кубанских, на одном месте долго не задерживалось. Их все время переселяли: империя расширяла границы, и их требовалось охранять. А что такое переезд? Правильно — это все равно что пожар. 

Во-вторых, до Октябрьской революции казак не имел права ехать туда, куда ему хотелось. Он даже не мог покинуть станицу без разрешения. Неслучайно говорят, что казаки в России — это ее последние крепостные.

В-третьих. Принято считать, что казаки не уплачивали налоги. Они платили гораздо больше, и не деньгами, а кровью, порой и жизнью.

В-третьих, к началу ХХ века казачество уже тяготилось своим сословием и военной службой. Дело в том, что на службу казаки отправлялись с конем и полным обмундированием за свой счет. У моего деда, Ивана Алексеевича Громова, было семеро сыновей, мой отец — самый младший. Жили они в станице Курчанской. Соседи спрашивали:

Иван, что ты будешь делать? Сыновья тебя разорят!

Дед отвечал, что, может, пока они вырастут, государство возьмет расходы на себя.

Фотоархив «КИ»

Поэтому казаки спокойно отнеслись к упразднению сословий, ведь это освобождало их от обязательной службы за собственный счет. Так что не надо идеализировать жизнь казаков до революции. Они выполняли свой воинский долг, защищали Отечество, но им это стоило огромных усилий, в том числе и финансовых.

Миф шестой. Мемориальный комплекс «Расстрельный угол» на Всесвятском кладбище построен на месте массовой казни

Комплекс установили в районе пересечения улиц Аэродромной и им. Бабушкина. Назвали «Расстрельный угол» в память о жертвах Гражданской войны. Но никаких архивных документов о том, что на этом месте кого-то массово расстреляли, нет. Что же произошло на самом деле? Город, разрастаясь, начал наступать на кладбища. Так, от еврейского кладбища, которое находится на углу улиц Котовского и Бабушкина, осталось уже совсем немного могил.

Поэтому, когда строительство дошло до Всесвятского кладбища и во время земляных работ обнаружили захоронения, было решено, что на этом месте в годы Гражданской войны кого-то убили и тут же закопали. Но это обычные могилы, никаких следов, что смерть наступила от пулевых ранений или людей убили во время расстрела, нет! Спросите у кубанского историка Виталия Бондаря — он вам тоже подтвердит, что никаких признаков расстрела здесь нет. Откуда тогда возник этот миф? Чтобы показать, какой плохой советская власть была? Тут я вам должен сказать, что мы, когда говорим о Гражданской войне, должны четко понимать: руки по локоть в крови оказались и у красных, и у белых. Теперь наша задача — не допустить повторения подобных событий и извлечь уроки из нашей трагической истории.

Миф седьмой. Практически все казаки эмигрировали после Октября 1917 года, а их детей, которые остались здесь, расстреливали

Тоже неправда. За границу уехали 40 тыс. донских и 16 тыс. кубанских казаков, причем в 1921-1922 годах половина из них вернулась обратно. Причина — у многих здесь остались семьи, да и советская власть агитировала возвращаться. Репрессии и гонения начались уже позже, но казаки пережили это лихолетье.

Что касается семей, а особенно детей эмигрантов, оставшихся на родине, — никто их не притеснял, и уже тем более не расстреливал. Мне как-то довелось слушать достаточно образованного человека, целого генерала-лейтенанта, который, выступая в зале перед 400 казаками, рассказывал, как их предки забирали с собой в эмиграцию сыновей-подростков, чтобы их здесь не убили. Дескать, советская власть расстреливала мальчиков старше 14 лет. 

Простите меня, да если хотя бы один такой случай произошел, эмигрантская пресса шумела бы так, что до сих пор слышали бы отголоски. Спрашиваю его: откуда у вас такие сведения? Отвечает, что видел фотографию эмигрантов, на которой казачата стояли с отцами. Я говорю: так они просто уехали с ними, никто их тут не преследовал! Вот пример из моей семьи: двоюродный брат моей бабушки ушел с женой в эмиграцию в 1920 году, оставив в станице Черноерковской своего сына 14 лет и трех дочерей. Их никто не трогал, они спокойно жили до 1929 года, пока родители не забрали в их Америку, когда там устроились. Вот так.