Петлей по треку

Наше излюбленное журналистское «дайте быстренько порулить для картинки» тут не работает. Хотя бы потому, что в неумелых руках дорогостоящий летательный аппарат может потерпеть крушение.

Спойлер: мне все же удалось приподнять крылатого напарника, покачаться и даже набрать высоту. Но для этого пришлось потрудиться и кое-что выучить.

Дрон-рейсинг (гонка дронов), по мнению российских и мировых экспертов, в перспективе может стать если не заменой, то по крайней мере серьезным конкурентом гонок «Формула-1».

Главное его преимущество – в доступности. Выучиться может любой человек, тогда как старты «Формулы» доступны единицам.

Еще одно преимущество в том, что, управляя дроном, пилот не только добивается спортивных достижений: он осваивает новые знания, умения и навыки, повышая свои профессиональные компетенции.

Об этом по дороге в школу дронов мы беседовали со священником Игорем Бирюковым, кибербатюшкой, как его ласково называют в педагогических кулуарах и СМИ.

Кибербатюшка и «тинивупы»

«КИ» уже знакомили вас с отцом Игорем, настоятелем храма Святителя Митрофана Воронежского в станице Прочноокопской, председателем комиссии по физической культуре и спорту Армавирской епархии. Он также является основателем и директором организации дополнительного образования в сфере компьютерного спорта и цифровых дисциплин «ПроСвет».

В феврале «КИ» гостили в созданной им воскресной школе «Живая традиция», где помимо духовного воспитания детям прививают IT-знания и навыки.

Ко всему прочему отец Игорь – идейный вдохновитель проекта, который воплощается совместно с Армавирским государственным педагогическим университетом на базе школы дронов «ВоZнесение». Батюшка вообще многое делает для развития киберспорта в крае.

В марте на фестивале по интеллектуальным видам спорта, проходившем в Краснодаре, армавирская команда уверенно обошла спортсменов из других муниципалитетов, завоевав 8 из 12 кубков.

Судейскую коллегию поразило мастерство фигурного пилотирования, виртуозное преодоление полосы с тоннелем из арочных ворот и трехъярусными воротами, полеты «петлей» и многое другое.

Восхищенная этим зрелищем, я попросилась на пробный урок.

Пока добирались в учебный класс, поинтересовалась у отца Игоря, почему он столько внимания уделяет именно беспилотным летательным аппаратам, что довольно нетипично для священнослужителя.

Это новый, развивающийся вид спорта. Мне всегда были интересны инновации. Тем более в такой перспективной сфере, как гонки летательных аппаратов – воздушных и наземных. Речь ведь идет и о подготовке будущих кадров: не только пилотов, но и преподавателей этой дисциплины. Огромная благодарность правящему архиерею, владыке Василию за то, что поддержал наше начинание, дал свое благословение,

– сказал священник.

Одним из базовых звеньев процесса обучения является инструкторско-методический центр на базе Армавирского государственного педагогического университета.

Вуз заинтересован в подготовке педагогических кадров. Мы работаем со студентами, чтобы они могли потом самостоятельно проводить занятия для детей как в школах, так в летних лагерях,

– добавил отец Игорь.

— В чем выражается ваше наставничество в кибершколе?

— Мы беседуем с ребятами о духовном, обсуждаем психологические моменты, например как совершать верные действия в ситуациях неопределенности, принимать правильные решения за долю секунды. Перед занятиями у нас обязательная молитва. Организовываю для ребят экскурсии в храм, – пояснил священник.

А еще школа дронов находится под патронажем руководителя одной из местных изостудий. Он вкладывает личные средства, чтобы дети могли бесплатно заниматься целенаправленным долгосрочным обучением пилотированию.

Принимают сюда ребят от 12 лет и старше. Учат управлять аппаратами класса Tiny Whoop, или по-простому «тинивупами» – маленькими квадрокоптерами, предназначенными для полетов в закрытых пространствах.

Дают теоретическую основу по истории беспилотной летательной авиации, проводят курс управления дронами, а затем начинают тренировки на симуляторах – от элементарных приемов к сложным.

Дальше приступают к прохождению трасс.

Трассы в симуляторах строим вместе с детьми. После уже переходим к реальному пилотированию, при этом не оставляем наши симуляторы, чтобы отрабатывать сложные элементы управления. Иначе есть опасность одним ударом об землю разбить дрон. Курс обучения в нашей школе рассчитан на три года,

– пояснил тренер-инструктор Алексей Зуев.

Глазами дрона

В просторном светлом учебном классе школы «ВоZнесение» нашлось место и компьютерам, и иконам, ведь без молитвы здесь не начнут ни одно занятие.

Фото: Наталия Фатеева, «КИ»

В классе, куда мы приехали с отцом Игорем, юные пилоты тренируются с помощью симулятора VelociDrone. Программа наиболее точно повторяет механику, физику реального пилотирования. В «меню» – аппараты разных моделей, каждый – со своими особенностями.

Также можно установить дополнительные параметры, в том числе и атмосферные явления – дождь, ветер, туман, снег, ветер, чтобы понять, как на движение аппарата влияет погода.

Фото: из личного архива Наталии Фатеевой

Пилот управляет дроном с помощью очков виртуальной реальности, на которые передается изображение с камеры. Иными словами, он видит все происходящее глазами дрона. Если честно, то еще испытание для вестибулярного аппарата с непривычки. Новичкам адаптироваться в виртуальной реальности помогает шлем «Окулус». Я надела его и мигом очутилась в ином измерении, где помимо замысловатых пейзажей существовали мои виртуальные руки, держащие пульт от дрона. Моей задачей было с помощью реального пульта научиться всем этим управлять. Далеко не с первого раза удалось наладить «контакт» между двумя парами рук – настоящими и виртуальными, заставить их действовать в согласии.

Еще один урок, который я вынесла: хоть в учебном классе, хоть на треке двигать кнопки на контролере (пульте) нужно плавно, осторожно, без рывков.

В воздухе с «жуком»

Практические занятия проводятся в физкультурно-оздоровительном комплексе Армавирского государственного педагогического университета.

Там как раз и запускают «тинивупов», внешне чем-то напоминающих жуков: такие же маленькие и юркие. Однако чтобы оторвать такого «жука» от земли и преодолеть хотя бы небольшую дистанцию, не говоря уже о маневрировании, проскакивании через кольца и туннели, – нужен опыт. А еще – упорство и настойчивость, считает тренер-инструктор Алексей Зуев.

Вот посмотрите: один ученик, пролетая, не попал в ворота и продолжил двигаться дальше. А другой вернулся, чтобы попробовать снова, и будет отрабатывать этот прием до тех пор, пока у него не получится,

– сказал тренер.

Пока наблюдала за тем, как киберспортсмены по очереди отрабатывают элементы фигурного пилотажа, разговорилась с шестиклассником армавирской школы №18 Матвеем.

— Давно ты уже пилотируешь?

— С октября прошлого года. Сначала отрабатывали приемы на симуляторах, потом постепенно перешли на настоящие аппараты.

— Получается?

— Да.

— Думал уже, чем займешься после школы?

— Хочу открыть свое дело. В каком направлении, пока еще не решил, но думаю, что дроны и другие технические разработки будут мне в помощь, – отметил школьник.

И вот он заветный миг! Впервые в жизни я запускаю дрон! Пусть с подстраховкой, но сама поднимаю вверх квадрокоптер, не замечая напряженный взгляд его хозяина – одного из учеников кибершколы. Веду аппарат вперед на низкой высоте, потом, осмелев, направляю выше, еще выше и завершаю свой небольшой полет. Стоящий рядом тренер выдыхает с облегчением.

Мой учебно-тренировочный день подошел к концу, пора возвращаться в Краснодар. Напоследок поинтересовалась у священника Игоря Бирюкова, какие еще проекты у него в планах.

Начать занятия по спортивному программированию. В дальнейшем рассмотрим варианты обучения автоспорту с беспилотным управлением. Речь о наземных дронах. В том числе предусмотрим прохождение трасс по пересеченной местности с использованием модели вездеходного типа. Вполне возможно, начнем с конца этого учебного года или в начале следующего,

– ответил кибербатюшка и благословил нас в путь-дорожку.