Я вошла в слегка затемненное помещение, где за ноутбуками сидели несколько школьников и что-то оживленно обсуждали со своей наставницей на языке программирования.

Неловко признаться, но мне, сотруднику интернет-редакции, был неясен смысл многих услышанных терминов.

— Ребята, чем вы сейчас занимаетесь?

— Мы программируем игровой процесс на нашем сервере. Запускаем экономическую информационную систему. А для этого нужно запрограммировать и ввести определенный набор команд. Пропишем команды к игре, и система запустится, – ответили они.

Именно в игровой форме здесь было решено проводить обучение. Так быстрее усваивается теория, оттачиваются навыки, открываются поистине неограниченные творческие возможности.

Как мне стало известно, в классе помимо обычных учеников находился и мальчик с особенностями развития, но я так и не смогла определить, кто именно – разницы между детьми не было заметно. Все активны, все талантливы.

Глаза ребят горели, они генерировали идеи, пробовали их внедрить, жарко спорили.

Фото: Наталия Фатеева

Храм на горе

Храм Святителя Митрофана Воронежского расположен на возвышенности в станице Прочноокопской Новокубанского района. Местные так и называют его «Храм на горе».

Фото: Наталия Фатеева

С этой точки прекрасно просматриваются окрестности, которые хороши даже в ветреную и дождливую погоду.

В этом году станица Прочноокопская близ Армавира отметит 230-летие. Возникла она в августе 1794 года, став одним из первых поселений линейных казаков на Кубани.

Наименование свое получила от российской крепости Прочный Окоп, сооруженной в конце 1780-х и входящей в состав Азово-Моздокской укрепленной линии. Впоследствии крепость стала местом ссылки на Кавказ декабристов. Проездом здесь бывали Пушкин и Лермонтов. А врач прочноокопского госпиталя Н. В. Майер послужил прототипом доктора Вернера в повести «Княжна Мери». В этом же госпитале свои первые операции с наркозом проводил известный русский хирург Николай Пирогов.

Станица же располагалась у подножия цитадели до 1820 года, пока по распоряжению генерала А.П. Ермолова ее не перенесли на нынешнее место.

Сегодня, в 21 веке, главным направлением развития станицы является сельское хозяйство. Интенсивно развивающийся сектор кубанской экономики, активно внедряющий новые разработки и постоянно нуждающийся в молодых и креативных кадрах.

Что ж, возможно в их числе будут и те юные станичники, с которыми мне довелось познакомиться. Это воспитанники открывшейся в 2023 году воскресной школы «Живая традиция» с технологическим уклоном.

Помимо приоритетных богословских знаний и церковной истории здесь осваивают азы программирования и 3D-дизайна.

Программирование, как отпечатки пальцев

Идейный вдохновитель и организатор проекта – священник Игорь Бирюков, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского, а по совместительству еще и председатель комиссии по физической культуре и спорту Армавирской епархии. Занятия в воскресной школе ведет его супруга, матушка Юлия.

Я спросила отца Игоря, как вообще появилась идея создания православной школы программирования.

Когда я стал настоятелем храма, помещение, предназначенное для воскресной школы, пустовало. Да и на службы приходило мало детей. Много лет я интересуюсь цифровым спортом. По приглашению ученых побывал в московской кибершколе. И вот пришла мне в голову идея создать у себя в приходе не просто воскресную школу, а именно с прикладным аспектом. Поделился задумкой с владыкой Василием, который руководит Армавирской епархией, а с недавних пор еще и встал во главе Кубанской митрополии. Он сказал: «Попробуй, а потом посмотрим». И мы приступили,

– рассказал священник.

Но вернемся в учебный класс. В этот раз дети занимались экономической информационной системой, а на следующем занятии планировали приступить к прописыванию квестовой системы.

На платформе создадим игровые и NPC (неигровые персонажи, поведение которых определяется программно – прим. ред.), завязанные на некоторых аспектах богословия, проясняя понимание милосердия, сопереживания, как ключевых моментов игровой коммуникации. Потом ученики пройдут квесты друг друга,

— рассказала наставница ребят матушка Юлия.

— Игру, которая здесь создается, придумали вы?

— Да. Три года назад мы вместе с отцом Игорем написали к ней сценарий. И даже выпустили книгу, затем участвовали в гранте. Называется игра «Записки странника». Кстати, разные части текста озвучивали известные люди – российский политический и спортивный деятель Николай Валуев, рок-музыкант Алексей Белов и другие. Когда я начала ее разрабатывать, открылась наша воскресная школа. При поддержке спонсоров появилось и оснащение. Я поняла, что это добрый знак и создавать игру мы будем вместе с ребятами. Сейчас уже это тесное взаимодействие. Они мне все время подсказывают, что добавить на сервер.

— Не проще было бы взять за основу какую-то уже существующую разработку и на ее основе продолжать?

— Поймите, программирование – это как отпечатки пальцев. Нельзя повторить систему, которая есть у кого-то. Чтобы действительно заработало, надо с нуля писать самому, своими руками, продвигаясь методом проб и ошибок.

Ангел из планшета

Создание игр – не единственное, чем занимаются в воскресной школе. К примеру, уже пройденным уровнем стали 3D-модели храмов. Сейчас их можно увидеть на интернет-ресурсе «Живая традиция».

Фото: traditionliving.ru

Есть на сайте и цифровые рисунки приходских учеников. Созданы они были на специальных планшетах, приобретенных при поддержке спонсоров.

Первый в жизни урок цифрового художественного творчества взяла и я. Казалось бы – чего проще-то! Вот тебе планшет, поверхность которого имитирует бумагу, вот специальная ручка. Подключай к ноутбуку и рисуй! Но оказалось не совсем так.

Первое, что мы делаем, – наносим произвольные линии по всему листу, а затем отлеживаем на экране, не просматриваются ли очертания для будущего рисунка. Смелее водите ручкой, наносите любые линии! Вот так, хорошо!

– обратилась ко мне матушка Юлия.

Я старательно заполнила каракулями отведенное пространство.

— Что вы видите? Есть идеи?

— Нет, увы.

— Тогда стираем все это благодаря специальной функции и рисуем вновь!

И снова экран стал заполняться каким-то хаосом. Стоп! Мне вдруг показалось, что в клубке непонятных черканий мелькнуло крыло ангела. Матушка Юлия поддержала, да, похоже.

Теперь обводите другим цветом то, что может стать рисунком,

— скомандовала она.

Я так и сделала, затем подрихтовала. И получился ангел.

Фото: Наталия Фатеева

Невероятно, ведь я не задумывала его. Он возник сам собой, видимо, место особенное.

Без струн и клавиш

Однако для учеников воскресной школы цифровые рисунки – давно пройденный этап. А вот чем они еще точно не занимались, так это написанием цифровой музыки. Все только предстоит.

Через специальную программу изучим нотную грамоту, захватим немного сольфеджио. После этого попробуем создавать простые мелодии. Музыка – это ведь математический элемент. Одно без другого невозможно,

– пояснила педагог воскресной школы.

Незаметно занятия подошли к концу. Пройдет неделя, и дети вновь поднимутся рано в выходной день, чтобы прийти в храм, помолиться, а затем окунуться в особый мир, который создают и постигают вместе.

Я спросила ребят, пригодятся ли им полученные знания.

Конечно! Где угодно! Вот я, например, люблю кулинарию. Могу уже сделать в 3D кусочек торта. В дальнейшем хочу стать ветеринаром. Там компьютерные знания точно пригодятся,

– поделилась ученица по имени Виктория.

Мне очень хочется получить навыки программирования, чтобы создавать сайты. Например, скульптор или архитектор любой свой проект должен показать сначала в 3D. Я им помогу. Еще я бы хотел стать оператором дронов,

– поделился юный житель станицы Алексей.

С дронами уж точно все получится, ведь священник Игорь Бирюков является идейным вдохновителем еще одного проекта, который воплощается совместно с Армавирским государственным педагогическим университетом. Называется он «Вознесение».

Кроме того, целенаправленным долгосрочным обучением занимаются и на базе Школы внешних пилотов беспилотных воздушных судов. Ребята там показывают настоящие чудеса фигурного спортивного пилотирования. Лично убедилась, и даже попыталась запустить БПЛА самостоятельно.

Но это – уже другая история.

(продолжение следует)