Время, к несчастью, неумолимо, и с каждым годом людей, защитивших нашу страну, поднявших ее из руин к звездам, становится все меньше и меньше. Нам нужно спешить, чтобы запечатлеть в памяти их лица, слова, судьбы… Сегодня расскажем об именитом кубанце Николае Павловиче Жугане, генерал-майоре дальней авиации, Герое Советского Союза. Он совершил 312 боевых вылетов в глубокий тыл врага на дальнем бомбардировщике Ил-4, три недели шел к своим по оккупированной территории.

Военный летчик

Николай Жуган родился в селе Ганском Одесской губернии Российской империи. Его маму, Акулину Григорьевну, и старшую сестру Нину забрал тиф. Спустя пять лет от воспаления легких умер его отец, Павел Арсентьевич, и пятилетний малыш остался круглым сиротой. Но добрые люди не дали пропасть мальчику. Его односельчанин Иван Баланчук, сражавшийся в прославленной кавалерийской бригаде Григория Котовского, отвез Колю Жугана в одесский детдом, размещавшийся на 16-й станции Железняки.

Пять детдомовских лет стали светлым пятном в его сиротском детстве. Несмотря на послевоенную разруху и бедность, молодая Советская республика старалась сносно кормить и одевать беспризорных детей, а главное, давала им профессию и прививала любовь к советской Родине. Так, Коля Жуган обучился токарному делу, стал работать на заводе «Красный профинтерн», вступил в комсомол. Но, как и миллионы других юношей и девушек Страны Сове­тов, мечтал стать пилотом, подняться в лазурную высь и с трепетом в сердце пел: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор…».

Мечта Жугана стала реальностью, когда, получив комсомольскую путевку в Харьковскую летно-планерную школу, он окончил ее и поступил в Одесскую военную школу летчиков, которую также успешно окончил в ноябре 1938 года с присвоением воинского звания младший лейтенант.

Прошло совсем немного времени, и на голубых петлицах Николая засияли красной эмалью два маленьких кубика, а поезд уже мчал его к новому месту службы — в город Брянск, в 8-й бом­бардировочный авиаполк, командовал которым в ту пору майор Бузылев.

Именно здесь, в Брянске, новоиспечен­ный военлет встретил любовь всей своей жизни — студентку Воронежского государственного университета Тамару, с которой зарегистрировал брак в брян­ском отделении загса 22 апреля 1941 года. А через два месяца началась вой­на, надолго разлучившая новобрачных.

foto zhugan Краснодарские известия
Николай Жуган. Фото из личного архива семьи Жуган

Боевое крещение

После переучивания на самолете ДБ-3ф (дальний бомбардировщик, несущий 1000 кг бомб) Николай Жуган получил очередное воинское звание лейте­нант и был назначен командиром экипажа в 98-й бомбардировочный авиаполк (65 самолетов ДБ-3ф), входивший в состав дивизии трехполкового состава, сформированной к началу 1941 года на двух аэродро­мах Смоленской области — Шаталово и Боровское.

Учебных тревог на аэродроме Шаталово было так много, что, когда утром 22 июня 1941 года вновь прозвучал сигнал тревоги, никто даже не подумал, что тревога уже боевая. Однако в 12 часов дня по радио выступил нарком иностранных дел Молотов, сообщивший, что Германия без объявления войны напала на нашу страну. После этого в полку состоялся короткий митинг, и два де­сятка ДБ-3ф взяли курс на запад — бомбить колонну танков, рвущихся к Бресту. Среди них был и самолет лейтенанта Жугана. Первый боевой вылет оказался удачным: все самолеты вернулись на свою базу в Шаталово.

Однако вскоре стало сказываться отсутствие ис­требительного прикрытия, появились первые потери и жертвы. В июле после одного из вылетов в район Минска самолет Николая Жугана получил поврежде­ния от огня вражеских зениток и на обратном пути стал падать. «Экипажу покинуть самолет с парашю­том!» — успел подать команду Жуган и сам выбрался из кабины.

Удар о землю был такой силы, что Николай потерял сознание… Раненого летчика отвезли в Гомель, а оттуда в воронежский госпиталь. В родной полк он вернулся только в конце августа, но радость встречи оказалась омрачена болью утраты. В полку Николай с горечью узнал, что погиб его лучший друг Жора Пономаренко.

Ремонт машин в мороз, равный подвигу

19 сентября 1941 года две группировки фашистских войск соединились восточнее Киева. В стальном кольце оказались четыре советские армии. На помощь окруженным войскам, бомбя колонны немецких танков, рвущихся на восток, летали бомбардировщики 98-го дальнего бомбардировочного авиаполка. Во время одного из таких боевых вылетов в районе старинного города Путивля самолет Жугана был снова сбит, и Ни­колай, выпрыгнув с парашютом, оказался в глубоком тылу немцев. Три недели он шел по вражеской терри­тории, сумел перейти линию фронта и вновь вернулся в свой полк.

7 ноября на Красной площади в Москве состоялся традиционный парад Красной Армии, а накануне праздника авиаполк Николая Жугана совершал ежед­невные удары по вражеским аэродромам на московском направлении. Летчики и зенитчики, защищавшие столицу, сделали все, чтобы ни одна бомба в тот день нe упала на город.

В январе 1942-го ударили сибирские морозы. Летать стало еще тяжелей, температура на больших высотах дости­гала -40 градусов, под кислородными масками образовывался лед. Да и на земле техникам было невозможно голой рукой притронуться к мотору — на металле сразу оставались куски кожи. Но подбитые изрешеченные машины ремонтировались и снова взлетали в небо. А 23 февраля 1942 года товарищи поздравили Николая Жугана с днем рождения, Днем Красной Армии и со вторым боевым орденом.

Летом 42-го в излучине Дона шли ожесточенные бои. Группа армий «Юг» под командованием фельдмаршала фон Бока рвалась к Сталинграду. 98-й бомбардировочный авиаполк был срочно переброшен на это направление и в дальнейшем принял активное участие в Сталинградской битве. А в феврале 1943-го, когда 6-я армия фельдмаршала Паулюса капитулировала, командование отметило боевые заслуги летчиков полка, вручив им гвардейское знамя и переименовав полк в 10-й гвардейский Сталинградский.

Всегда находил дорогу к своим

В начале июля 1943 года на Курской дуге началась грандиозная битва. А 30 июня экипаж старшего лейтенанта Жугана вылетел на разведку погоды с одновременным бомбометанием. На железнодорож­ной станции летчики разбомбили два немецких эшелона, но на обратном пути, уже ночью, их самолет попал в луч прожектора, и тут же подкравшийся сзади «мессершмитт» поджег правый мотор.

Экипаж покинул горящую машину. К счастью, приземление было благо­получным, на нашей территории, в нескольких киломе­трах от переднего края. Утром артиллеристы отвезли летчиков на железнодорожную станцию Льгов, а там было рукой подать до родного аэродрома. «Везучий ты, Жуган!» — обнял командир полка смущенного пилота. «Разве это везение, машина-то сгорела». — «Глав­ное, что живой, а машину рабочий класс тебе новую построит».

30 июня 1944 года в ходе проводившейся в Белорус­сии операции «Багратион» группа Ил-4 10-го гвар­дейского Сталинградского полка нанесла бомбовый удар по немецкому аэродрому вблизи Пинска. И вновь самолет Николая Жугана был сбит, а он, спустившись на парашюте в тыл врага, сумел добраться до партизан отряда «Храбрецы» и уже через неделю опять оказал­ся в родном полку. Уже 19 августа 1944 года Николаю Павловичу Жугану и его штурману Николаю Ивановичу Куроедову одним указом было присвоено звание Героев Советского Союза.

Весной 1945 года 10-й гвардейский Сталинградский полк участвовал в Берлинской операции, бомбил оборо­нительную линию немцев на Зееловских высотах, война заканчивалась… Свой последний, 312-й боевой вылет капитан Жуган совершил 27 апреля. Тогда же, победной весной 45-го, от жены Тамары Иосифовны приш-ло счастливое известие о рождении первенца — сына Александра.

zhugan s zhenoj Краснодарские известия
Николай Жуган с женой

После Победы

Следующий, послевоенный вираж жизни летчика Жугана был тесно связан с развитием советской бом­бардировочной авиации. В 1949 году в городе Прилуки, уже будучи майором, он принял под свое командование авиаполк, на вооружение которого начали поступать новые самолеты Ту-4. Огромные машины с четырьмя двигателями были копией американского Б-29. В СССР конца 1940-х — начала 50-х годов их было выпущено более тысячи штук, и именно они составляли тогда основу нашей стратегической авиации.

Однако уже в 1953 году подполковник Жуган принял под свое командование новый полк в Житомире, а вскоре ему предложили возглавить дивизию первых реактивных стратегических бомбардировщиков Ту-16, находившуюся в Восточной Сибири. В 1959 году министр обороны маршал Родион Яковлевич Малиновский поздравил Николая Жугана с очередным званием — генерал-майора.

Год 1961-й стал черной вехой для советской авиации. Никита Хрущев, делая ставку на ракетные войска, произвел резкое сокращение армии, и Николаю Павло­вичу пришлось снять форму авиационного генерала. Новый вираж судьбы генерал Жуган встретил в Крас­нодаре, который стал для него родным более чем на пятьдесят лет. Двенадцать лет, с 1974 по 1986 год, он был командующим краевой военно-спортивной игры «Орленок», с 1992-го активно участвовал в работе краевой организации Героев Советского Союза и Героев России.

Генерал-майора авиации, кавалера трех орденов Ленина, двух орденов Боевого Красного Знамени, Александра Невского, Оте-чественной войны I степени, Красной Звезды и 20 медалей Николая Павловича Жугана не стало 23 июня 2017 года.

Автор: Михаил Севастьянов

Ранее «КИ» рассказывали о сыне полка Анатолие Хархардине, который участвовал в боях, когда ему было всего 11 лет.