Подготовительную работу по масштабным преобразованиям обсудили на комиссии по вопросам экономики, инвестиционного развития, промышленности, транспорта, малого, среднего бизнеса, потребительской сферы и туризма Общественной палаты города.

Отголоски 90-х

В мероприятии приняли участие заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Евгений Беляков, заместитель председателя комитета по промышленности, транспорту и связи городской Думы Краснодара Сергей Арушанян, эксперты Общественной палаты.

Отрасль пассажирских перевозок краевого центра полна контрастов. Есть муниципальный перевозчик, который обслуживает трамвайные, троллейбусные, а также  часть автобусных маршрутов. Здесь мы наблюдаем комфортный подвижной состав большой вместимости, соблюдение графиков движения и высокую культуру обслуживания пассажиров. Другая сторона — автобусные маршруты,  обслуживаемые частными перевозчиками. В социальных сетях горожане практически каждый день жалуются на грубое поведение водителей маршруток, нарушения ПДД, отказ принимать плату за проезд банковскими картами,

— рассказывает председатель профильной комиссии Общественной палаты Виктор Тимофеев.

Привести к единому знаменателю

По мнению экспертов, ключ к решению вопроса — модель организации пассажирских перевозок по системе брутто-контрактов. При такой схеме перевозчик получает фиксированную плату из бюджета за выполненную работу. А деньги, вырученные за проезд с пассажиров, поступают напрямую в городскую казну. В таком случае для транспортников в приоритете становится соблюдение условий конкурсной документации, которую составляет муниципалитет. А это в первую очередь — соблюдение графиков движения, требования к возрасту и качеству подвижного состава, культура обслуживания.

Напомним, что в Краснодаре по системе брутто-контрактов уже работают шесть городских маршрутов, причем четыре из них обслуживают частные перевозчики. Преимущества новой модели работы ощущают на себе не только пассажиры, но и сами водители: они работают в более комфортных условиях, им нет необходимости устраивать гонки на дорогах, ведь оплата труда идет за отработанное время.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Мнение горожан — прежде всего

Полностью перейти на новую модель организации пассажирских перевозок планируется с 2026 года. Неотъемлемая часть процесса трансформации — создание новой маршрутной сети и подготовка дорожной инфраструктуры. В ноябре 2023 года в ходе Форума общественных объединений «Гражданская солидарность», который проводился по инициативе Общественной палаты и при поддержке администрации города и городской Думы Краснодара, представители общественных объединений предложили создать рабочую группу при городском департаменте транспорта и дорожного хозяйства, чтобы детально проработать с жителями разных районов предлагаемые изменения.

Опыт других городов подсказывает, что подобным масштабным изменениям должна предшествовать огромная подготовительная работа. Новая маршрутная сеть должна быть удобной и востребованной, отвечать запросам горожан. В ходе форума жители предложили создать рабочую группу, мы внесли их предложения в резолюцию мероприятия, которую направили в администрацию города. Во время рассмотрения предложений граждан общественники высказали замечания: до сих пор не создана рабочая группа при департаменте транспорта и дорожного хозяйства, нет четкого понимания и в решении других вопросов, связанных с работой общественного транспорта,

— прокомментировал ситуацию Виктор Тимофеев.

Важен комплексный подход

И транспортники, и общественники понимают, что сама по себе новая модель перевозок по системе брутто-контрактов вопрос не решит. Необходим комплекс мер по повышению привлекательности общественного транспорта, все эти моменты учтены в Документе планирования пассажирских перевозок. Так, к примеру, предлагается расширить билетное меню, ввести проездные абонементы для всех категорий граждан, обустроить остановочные пункты, обеспечить функционирование выделенных полос. Это важный шаг для повышения привлекательности общественного транспорта, увеличения скорости движения и обеспечения предсказуемости его работы.

Участники мероприятия затронули тему обновления подвижного состава в Краснодарском трамвайно-троллейбусном управлением и проблему дефицита кадров. Если с приобретением подвижного состава вопрос в последние годы решается, то найти водителей на новый транспорт остается острой проблемой. Недокомплект водительского состава в КТТУ сегодня более 40%. Это тормозит не только развитие новых направлений, но и полноценный выпуск на существующие маршруты.

Документ планирования как основа развития отрасли

Внеплановые индексации заработных плат сотрудникам муниципального перевозчика позволили остановить отток кадров, однако к ощутимому приросту коллектива не привели. По словам Виктора Тимофеева, необходимо детально проработать вопрос предоставления дополнительных мер социальной поддержки сотрудникам КТТУ, иначе последствия кадрового дефицита рискуют перерасти в катастрофические последствия для отрасли.

Сегодня администрацией Краснодара при поддержке администрации края и Законодательного Собрания региона принимаются принципиальные шаги для повышения качества городской среды. Принят Документ планирования, который станет основой развития отрасли на ближайшее десятилетие. В нем обозначены мероприятия по изменению модели организации пассажирских перевозок, развитию маршрутной сети и транспортной инфраструктуры. Но такие масштабные преобразования должны проводиться непременно с учетом мнений горожан,

— отметил Виктор Тимофеев.

Справка

В Краснодаре работает 120 муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе: 16 трамвайных, 12 троллейбусных и 92 автобусных. Перевозку пассажиров осуществляют 23 субъекта, в том числе: одно муниципальной формы собственности — КТТУ, два индивидуальных предпринимателя, одно простое товарищество и 19 обществ с ограниченной ответственностью.

Ранее «КИ» писали, что в Общественной палате Краснодара состоялся круглый стол «Кубанские казаки, семейные династии — защитники Отечества».

Читайте также: общественная палата Краснодара продолжает оказывать адресную помощь детям Херсона.