Несмотря на то что с началом Великой Отечественной производство печатной продукции в Советском Союзе резко сократилось, на выпуске почтовых открыток это почти не отразилось.

Напомним, что огромную коллекцию советских (и не только) открыток «КИ» в прошлом году подарила краснодарка Граня Мироновна Лемешева, отметившая в ноябре свое 95-летие. Речь идет о нескольких тысячах карточек, общий вес которых составляет около 20 килограммов. Вы можете также просмотреть карточки в других наших материалах: здесь мы показываем 1 Мая на советских открытках, тут — сюжеты на советских открытках к 8 Марта.

О посланиях на картоне, выпускавшихся в стране ко Дню Победы, мы уже рассказывали. Но оставили за кадром открытки, издававшиеся непосредственно в годы войны. Любопытно, что в коллекции Грани Мироновны оказались и цветные карточки из Европы. Большинство из них резко контрастировало с советскими того периода, и их сразу можно узнать по сюжетам, одежде и «декорациям», не свойственным СССР. Женщины с модными укладками и в жемчуге, мужчины в деловых костюмах с набриолиненными волосами, еще и «застигнутые» в момент поцелуя, нарядные дети на фоне аккуратных домиков.

Открытка-плакат В. Иванова «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!». Государственное издательство «Искусство», Москва, 1942 г. Ленинград

Но вернемся к советским открыткам. Во время Великой Отечественной существовал строгий запрет на пересылку открыток-фотографий с видами городов, заводов, фабрик, объектов военного назначения.

Подвиг красноармейца Середы, который топором погнул дуло немецкого танка, благодаря чему красноармейцы смогли пойти в атаку. Худ. Бубнов, ред. Бродский. Государственное издательство «Искусство-Ленинград», Ленинград, 1942 г. Москва.

Чтобы быстро наладить связь между фронтовиками и их родными в тылу, уже осенью 1941 года в стране начали выпуск обычных карточек-бланков без иллюстраций. Их разрешалось отправлять только военнослужащему и от него, марка при этом не требовалась.

Немного позже начался массовый выпуск и иллюстрированных открыток. Их тематика поражала разнообразием. Во-первых, почтовые карточки были как обычные, так и приуроченные ко всем праздникам, которые отмечались в стране: к Дню Красной Армии и Военно-морского Флота, Международному женскому дню, Великой Октябрьской революции, Новому году.

Открытка-плакат «Гитлер хочет есть — накормим его». Худ. В. Говорков. Государственное издательство «Искусство», 4/VII/1941г.

Здесь были и открытки-плакаты, чаще всего «Воин Красной Армии, спаси!» (молодая мать обнимает ребенка, грозно и с презрением глядя на штык, которым им угрожает враг), и героические сюжеты (художники «рисовали» подвиги красноармейцев, а редактор внизу писал короткую текстовку), и сатиру (чаще всего карикатурно изображали поверженного фюрера и замерзших зимой немцев, которых берут в плен крестьяне), и портреты героев (например, Зои Космодемьянской), великих русских полководцев (Суворова, Кутузова, Александра Невского) и даже былинных героев.

Худ. Колованов, ред. Поволоцкая, изд-во «Искусство», Москва (год выпуска не указан, но на обороте послание датировано 17 мая 1943 г.).

Был выпущен целый цикл открыток с сюжетами, посвященными различным родам войск: саперам, танкистам, летчикам. Большое значение на войне имела песня, поэтому часто выпускались карточки с наиболее популярными текстами песен: «Синий платочек», «Ленинградская застольная», «До свиданья, города и хаты» и др. Популярны были почтовые отправления со стихами. Также большими тиражами выходили открытки с текстом гимна Советского Союза.

Европейская открытка. Страна и год издания не указаны.

Все эти картонные карточки являлись не только эффективной пропагандой на фронте и в тылу, но и внушали надежду и уверенность, что враг будет разбит и однажды наступит Победа.