Из личного архива респондента

Это поздравительные открытки с 1 Мая, Днем Победы, Октябрьской революцией, Новым годом, 23 Февраля, 8 Марта и др. Поскольку коллекция насчитывает несколько тысяч штук, мы не захотели валить всё в одну кучу, точнее — в одну статью, решив посвятить карточкам несколько публикаций. Первый выпуск — о Первомае.

Рука не поднималась выбросить

Гране (по паспорту — Глафире, но краснодарка просит называть ее именно Граней) Мироновне Лемешевой — 94 года. Она — участница Великой Отечественной войны.

После демобилизации Граня Мироновна получила среднеспециальное образование, устроилась телефонисткой в «Краснодарэнерго», а в 1954-м, в первые дни после запуска Краснодарской ТЭЦ, пришла работать на предприятие. Ее трудовой стаж на нем составил 54 года. Женщина вела большую общественную работу, заведовала культурно-массовым сектором: организация торжеств, участие в парадах, поздравления со всеми важными государственными праздниками и днями рождения коллег, поощрительные путешествия по краю, стране, Союзу и странам соцблока — всем этим занималась она.

— Объездила весь край, полстраны, с десяток зарубежных государств. И везде в дороге знакомилась с кем-то, мы обменивались контактами и писали друг другу открытки. Моя записная книжка лопалась от адресатов. Я каждый день получала по 2-3 штуки, а когда разыскала своих однополчан, мне приходило по 15 карточек в день! Нашла 86 человек, с которыми переписывалась, пока они были живы. Все давно умерли, я последняя осталась, ведь была самой младшей в части — меня туда взяли еще подростком.
Граня Лемешева. Фото: Денис Яковлев «Краснодарские известия»

Она отвечала на каждую открытку, причем не однотипно, а учитывая род занятий и нрав человека. Кому-то: «Здравствуйте, как здоровье?», кому-то: «Привет, как дела?». Приходилось запасаться открытками впрок – стоили они 3-4 копейки, было не жалко. Как-то оказалась в Севастополе накануне 1 Мая, там в киосках Союзпечати как раз открытки появились. Так женщина сразу 200 штук взяла — себе оставила несколько десятков, остальные коллегам раздала. Говорит, иногда приходилось по 40-50 открыток писать перед праздниками, чтобы поздравить хотя бы самых близких людей и коллег.

— Перед тем, как отдать вам открытки, я перечитала их все. Помню каждого респондента — лицо, характер, при каких обстоятельствах познакомились. И как будто заново жизнь прожила. Удивительно — всего лишь кусочек картона, а сколько эмоций, сколько радости.

Открытки перестали приходить Гране Мироновне уже в начале 90-х – людям стало не до праздников, да и карточек в киосках заметно поубавилось, а имеющиеся подорожали. Так, последняя первомайская открытка датирована 1997 годом. С Праздником Весны и Труда и Днем Победы Граню Мироновну поздравлял совет ветеранов при РЭП-18.

От плакатного стиля — к счастливым семьям

Это сегодня мы знаем Первоймай, как Праздник Весны и Труда, такое название он получил в 1992 году. Изначально же, после Февральской революции 1917 года, когда праздник стали отмечать в нашей стране официально, он назывался Днем Интернационала. А в 1972 году его переименовали в День международной солидарности трудящихся.

Первые майские демонстрации мы переняли у американцев, а те в свою очередь – у австралийцев. Первоначально они носили протестный характер, направленный против капиталистов, заставляющих работать на своих предприятиях по 14-15 часов в сутки. В Российской империи на первую стачку в 1890 году вышли рабочие Варшавы. С каждым годом такие демонстрации становились все популярнее по всей стране.

Фото из личного архива респондента

Фото из личного архива респондента
false

false

Любопытно, что большевики, встав у руля государства, отменили открытки, назвав их буржуазным пережитком, но скоро пожалели об этом решении. Ведь новая власть уделяла большое внимание визуальной пропаганде, и открытки, которые летели во все концы страны, могли сослужить большую службу. Они часто выпускались многомиллионными тиражами, чтобы на всех хватило. Поэтому получить пять одинаковых открыток, пришедших из разных уголков огромной страны, было обычным делом. Если тираж не распродавался полностью в один год, поступал в киоски накануне праздника в следующем. Граня Мироновна как-то получила семь одинаковых открыток с изображением ордена Трудовой Славы, отпечатанных в 1977 году, и пришедших к ней из Ростова-на-Дону, Липецка, Сарапула (Удмуртия), Ворошиловградской области (ныне – Луганская Народная Республика) и Грозного.

Первоначально открытки рисовались в плакатном стиле, они были своего рода листовками, призывающими покончить с буржуазией и ее представителями. Недаром одним из первых авторов открыток стал Дмитрий Моор (Орлов) — создатель знаменитого плаката: «Ты записался добровольцем?» На обороте же печатались революционные песни или лозунги, так что места для письма оставалось совсем мало.

Но постепенно от такого стиля стали отходить – видимо, потому что буржуи больше не представляли опасности для молодого советского государства. На первый план стала выходить семья, радостные дети, цветы – чаще всего тюльпаны, сирень или ветки распускающихся плодовых деревьев. Такие сюжеты любил один из самых известных открыточных художников Евгений Гундобин, профессиональный живописец и график, работавший по заказам Министерства связи СССР. Мы отыскали в коллекции Грани Мироновны одну такую открытку, выпущенную в 1959 году.

Вообще, почтовые карточки в 50-60-х годах были, что называется, с человеческим лицом. На них гораздо меньше, чем до войны, лозунгов, и реже встречается обезличенных серпов, молотов, берез и цветов, как в 70-80-х. Это связано с тем, что после войны люди очень ценили праздники, возможность собраться вместе и что-то шумно и радостно отметить. Поэтому так много открыток с семьями, детьми, счастливо улыбающимися женщинами, людьми в национальных одеждах и пр.

Разложив первомайские открытки по годам, я четко замечаю эту тенденцию. Действительно, до 1977 года много карточек с людьми, после – почти одни только красные флаги, кремлевские звезды и цветы. Но и среди них есть те, что выделяются на общем фоне. Например, открытка художника В. Мартынова, выпущенная в 1974 году. В рамке на зеленом фоне красные звезда, серп и молот, обрамленные цветами в стиле хохломской росписи. Такая стилизация государственного и народного. Обращают на себя внимание и коллажи – первые ласточки нового стиля в открытках. Например, на карточке художника И. Дергилева 1977 года мы видим ветку вишни в цвету на фоне памятника «Рабочий и колхозница». Тогда такие вещи делали вручную, никакого фотошопа. Сначала рисовали картинку, поверх накладывали ветку дерева, затем все это фотографировали. Вот вам и новый вид искусства!

false

false

Среди 370 открыток выбивается и карточка 1977 года с отцом, держащим на плече дочку, в руках у которой флажок «1 Травня» (укр.). Образ ребенка с отцом встречался намного реже, чем с матерью или обоими родителями. Таким образом папам робко намекали, что нельзя все вешать на маму, воспитание детей — это не только обязанность женщин.