«КИ» попросили Игоря Васильева, генерального директора предприятия и концессионера, рассказать об этапах реализации строительства трамвайной ветки, а главное — назвать сроки, когда краснодарцы смогут без пробок добираться из района Западного Обхода в центр города.

Не просто инвестиции, а взаимовыгодное партнерство

— Игорь Алексеевич, предлагаю в начале нашего разговора объяснить нашим читателям доступным языком, что такое концессионер. И чем отличается концессионер от обычного инвестора? В чем суть данной концессии, которую заключила администрация города с вашей компанией?

— Концессия — это эффективная форма государственно-частного партнерства, которая в настоящее время активно используется в разных сферах, особенно в ЖКХ и общественном транспорте. И это именно взаимовыгодное партнерство, а не просто инвестиции. Заключенное в сентябре 2022 года соглашение предполагает, что концессионер строит трамвайную линию в западной части города и закупает 100 новых современных низкопольных трамваев. Со своей стороны администрация Краснодара как концедент предоставляет необходимые земельные участки.

— Расскажите об источнике финансирования работ, которые ведет концессионер. Говоря простыми словами,  откуда деньги на реализацию проекта?

— В этом как раз и заключается одно из отличий концессии. Концессионер вкладывает в проект собственные средства, а государство дополнительно предоставляет на реализацию проекта капитальный грант из средств федерального бюджета по правительственной Программе комплексного развития городского электрического общественного транспорта.

— Как просчитывался проект, есть ли его экономическое обоснование? Не станет ли эта концессия для города финансовым обременением и не ляжет ли тяжелым бременем на горожан? Многие переживают, что увеличится стоимость проезда на трамвае, ходят слухи, что цена билета вырастет до 100 рублей.

— Да, конечно, у проекта есть экономическое обоснование.

Финансовая модель — это важная часть весьма обширного пакета документов концессионного соглашения. Администрация Краснодара не вкладывает непосредственно в строительство новой трамвайной линии средства из муниципального бюджета. Как я уже отмечал, расходы в этой части могут быть только на приобретение земельных участков, если это необходимо. И за стройку, и за новые вагоны мэрия ничего не платит. Так что это не является дополнительной нагрузкой на бюджет Краснодара, а как раз ее снижение, если сравнивать с реализацией проекта только за счет городской казны.

Возвращаться же вложенные концессионером деньги будут за счет оплаты проезда по новым веткам в течение 25 лет. После окончания строительства Западная трамвайная линия станет еще одной частью большой транспортной системы Краснодара. На нее будут продлены уже существующие городские маршруты. Поэтому стоимость проезда будет такой же, как в муниципальном общественном транспорте.

— Есть ли такие направления, реализация которых невозможна без помощи города? И, наоборот, в чем концессионер имеет полный карт-бланш?

— Реализация такого проекта невозможна без предоставления земли, что как раз и является зоной ответственности администрации Краснодара. Карт-бланш у концессионера, например, на привлечение подрядчиков и поставщиков. Всю проектную документацию концессионер тоже создает самостоятельно. Хотя детали прохождения трамвайных путей в рамках утвержденного «коридора», конечно, мы обсуждаем с коллегами из мэрии. Учитываем и пожелания региональных и муниципальных властей по закупке трамваев.

Почему интерес именно к нашему городу?

— Вы упомянули, что для определенных отрезков трамвайных путей необходимо изъять земельные участки, по некоторым из них город уже судится с собственниками. В связи с этим вопрос: есть ли риски, что реализация концессии может упереться в какой-нибудь частный случай — кто-то не захочет расстаться со своим участком земли ни на каких условиях? Что в таких случаях будет предприниматься?

— Земельные участки выкупаются администрацией города, а их собственники получают соответствующую компенсацию.  Это могут быть деньги или участки аналогичной стоимости. Этот механизм уже отработан, поэтому до суда в подавляющем большинстве случаев дело не доходит.

Важность строительства новой трамвайной линии в западной части Краснодара отлично понимают и жители, и городские власти, и многие владельцы земли. К тому же проекты планирования и межевания территории, определяющие перечень необходимых участков, проходят через механизм общественных обсуждений, и ряд вопросов решается уже на этом этапе.

— Почему федеральный концессионер выбрал именно Краснодар? В России много городов, где нет трамваев, но, возможно, они там очень нужны. Там вы могли бы стать монополистом в обеспечении транспортной доступности, а в Краснодаре есть конкурент в лице КТТУ.

— Я уже упоминал, что модернизация трамвайной сети Краснодара — это часть большой федеральной Программы комплексного развития городского электротранспорта с использованием государственно-частного партнерства. В 10 городах планируется реконструировать и построить трамвайные пути, модернизировать остановки, закупить новые современные трамваи.

В Краснодаре одна из лучших трамвайных систем в России, но ее нужно активно развивать с учетом быстрого роста города, исходя из возникшей за последние десятилетия застройки и планов развития муниципалитета.

Это интересная и важная задача, которую мы с удовольствием реализуем с использованием уже имеющегося опыта. Никакой конкуренции с МУП «КТТУ» при этом не будет.

— Когда проект реализуется, кто будет заниматься обслуживанием линий, ремонтировать трамваи и т.д.? Передаст ли концессионер построенные трамвайные ветки городу?

— Да, в Краснодаре концессионер передает городу модернизированный трамвайный узел на ул. Московской и всю построенную Западную трамвайную линию, включая дополнительную инфраструктуру (электроснабжение, ливневую канализацию и т.д.), а также закупленные в рамках концессии трамваи. Эксплуатацией и перевозками будет заниматься МУП «КТТУ» — так же, как и по всем остальным линиям в городе. В этом, кстати, отличие от Таганрога, где по проекту «Таганрогский трамвай» концессионер не только реконструировал трамвайную сеть и закупил вагоны, но и самостоятельно осуществляет перевозку пассажиров.

— Входит ли в перечень работ строительство остановочных павильонов? Если входит, то как они будут выглядеть? Согласованы ли проекты с городом? Не секрет, что жители жалуются на то, что сейчас трамвайные остановки некомфортные, узкие и т.д.

— Конечно, новая трамвайная линия невозможна без современных удобных остановок. На уже модернизированном трамвайном узле возле КубГТУ мы оборудовали остановочные павильоны, адаптированные для маломобильных граждан.

Проект получил все необходимые согласования. Длина и ширина посадочных площадок полностью соответствует всем нормативам. Это, кстати, больше, чем во многих местах по Краснодару. Также установили «умные» остановочные павильоны с информационными табло. Дизайн остановок сохраняет преемственность с павильонами недавно открытой трамвайной ветки на ул. Московской. Такая же работа будет проведена и на строящейся Западной трамвайной линии.

Главный вопрос: когда? Очень надо…

— Пожалуйста, расскажите детально про каждый этап.  Возникают ли сложности при их реализации?

— Первый этап уже завершен. На улице Московской в рамках модернизации трамвайного узла реконструировали 1,2 км трамвайных путей, построили еще 200 м нового пути. Дополнительно оптимизировали схему движения через узел.  Пассажиры говорят, что стало гораздо удобнее.

В рамках второго этапа будет построена ветка от Западного депо до Немецкой деревни длиной 14,6 км. На третьем этапе трамвайные пути длиной 11,2 км проложат до спорткомплекса «Баскет-холл» и планирующегося Парка достижений. А четвертый этап включает строительство 9,6 км путей от Баскет-холла до улицы Московской. В итоге Западная линия длиной 35,6 км будет стыковаться с уже существующей трамвайной сетью в двух точках — в начале и в конце.

По опыту могу сказать, что главной проблемой могут стать неучтенные коммуникации, которые выявляются при реализации почти каждого крупного инфраструктурного проекта. Но здесь механизм взаимодействия с мэрией и владельцами коммунальных сетей уже отработан.

— Не можем не затронуть достаточно острую тему: до сих пор в успех проекта не все верят. Как разубедить людей, какие доводы стоит привести? Предлагаем рассказать о ваших успешных проектах в других городах, чтобы показать эффективную деятельность компании.

— Давайте начнем с соседей. В Таганроге успешно реализован первый в России проект комплексной модернизации городской трамвайной сети. Реконструировано более 45 км пути, установлено 97 остановочных комплексов с современными павильонами, закуплено 50 низкопольных трамваев с кондиционерами. Это не просто цифры, это реальное улучшение качества жизни десятков тысяч людей. И «Таганрогский трамвай» стал не только примером обновления общественного транспорта, но и одной из достопримечательностей города.

В столице Ростовской области в рамках проекта «Ростовский трамвай» будет создано 119 км трамвайных путей, из которых 75,3 км построят с нуля, появятся два депо и шесть тяговых подстанций (еще 15  модернизируют). Такой проект был бы невозможен, если бы концессионеру не доверяли как на федеральном, так и на региональном уровне.

По проекту модернизации городской троллейбусной сети «Челябинский троллейбус» на линии выходят новые машины производства Челябинского завода городского электротранспорта.

А если говорить о «Новом трамвае Краснодара», то жители уже могут оценить пример нашей работы. В рамках модернизации трамвайного узла на ул. Московской было создано транспортно-пешеходное пространство с новой зеленой зоной, удобное и для пассажиров, и для водителей. Такой же комплексный подход будем применять и при создании Западной трамвайной линии.

Читайте также: как развивается транспортно-дорожная сфера в Краснодаре.