За первый сбитый в небе Кубани «мессер» весной 1943 года Виктора Сувирова наградили первой боевой наградой. Менее чем через год на его счету было уже 122 боевых вылета. В 32 воздушных боях он сбил 16 фашистских стервятников и стал Героем Советского Союза.

Три «японца» на счету лейтенанта

Виктор Иванович родился 29 апреля 1919 года в селе Мурмино Московской губернии (ныне — Рязанская обл.). Отец рано умер. Мать с пятью детьми жила в Москве. Там в 1934 году Виктор окончил семилетку и поступил в школу ФЗУ при заводе «Красный пролетарий», по окончании которой работал токарем.

После работы на заводе и в редкие выходные он ходил на учебу в местный аэроклуб, которую окончил в 1937 году. В том же году был призван в РККА и стал курсантом Борисоглебской школы летчиков-истребителей. Окончив школу в 1938 году, младший лейтенант Сувиров стал пилотом 47-го истребительного авиационного полка, дислоцированного на Дальнем Востоке.

Первое боевое крещение Виктор Иванович получил в боях с японцами у реки Халхин-Гол летом 1939 года в составе эскадрильи летчиков-добровольцев под командованием майора Попова. Эскадрилья летала на самолетах И-16, которых за малую для истребителей скорость прозвали «ишаками». Однако опытные советские летчики и на таких машинах добивались внушительных побед.

В августе 1939-го восемнадцать И-16 эскадрильи вступили в воздушный бой с превосходящими силами японских истребителей. В ходе боя строй эскадрильи рассыпался, завязалось множество одиночных воздушных схваток. Набрав высоту, Сувиров ринулся в атаку и тут заметил, что в хвост нашего И-16 незамеченным заходит японский истребитель. Ни минуты не сомневаясь, младший лейтенант спикировал на врага и, нажав на гашетку, поджег его. Японский летчик катапультировался из горящей машины, на земле его взяли в плен наши бойцы. Уже на аэродроме лейтенант узнал, что в бою спас опытного летчика капитана Филиппова.

В Монголии Виктор Иванович участвовал только в 10 воздушных боях, однако добился хороших результатов, уничтожив два японских самолета лично и один в группе. После командировки лейтенант Сувиров продолжил службу на Дальнем Востоке в составе 5-го истребительного авиаполка, стал командиром звена, затем замкомандира эскадрильи.

Дважды ранен, но строй не покинул

В конце 1942 года старлея Сувирова назначили командиром эскадрильи, направляемой в состав 15-го истребительного авиаполка, находящегося на переформировании после боевых действий на Сталинградском фронте. Летчики полка воевали уже не на «ишаках», а на современных истребителях Як-7.

В январе 1943-го полк вошел в состав 278-й истребительной авиадивизии полковника В.Т. Лисина, которая в составе 3-го истребительного авиакорпуса под командованием нашего земляка-кубанца генерал-майора Савицкого — будущего дважды Героя Советского Союза и маршала авиации —
в апреле 1943 года была направлена в состав Северо-Кавказского фронта. На Кубани дивизия дислоцировалась в районе Краснодара, прикрывала столицу Кубани, участвовала в воздушных боях на вражеской «Голубой линии» и в районе Новороссийска.

7 апреля 1943 года началась боевая работа командира эскадрильи уже капитана Сувирова. Его подразделение прикрывало наши бомбардировщики Пе-2, идущие на бомбежку «Голубой линии», участвовало в свободной охоте за вражескими транспортными самолетами над Черным морем на дальнем расстоянии, до 150 км от берега, и, конечно же, в воздушных боях с немецкими асами.

В бою над Цемесской бухтой Як Виктора Сувирова подбили, летчик с трудом дотянул до своего аэродрома, но потерявший управление израненный самолет при посадке несколько раз перевернулся. Однако капитан сумел самостоятельно выбраться из кабины на удивление спешивших ему на помощь медиков и авиатехников. На следующий день, сменив машину, он вновь включился в боевую работу.

6 мая 1943 года за 16 успешных боевых вылетов и 6 воздушных боев, в одном из которых он сбил свой первый Ме-109, летчик был награжден орденом
Отечественной войны I ст. В воздушных боях в апреле-мае 1943 года его дважды ранило, но летной службы не оставил.

С 3 сентября 1943 года полк Сувирова воевал на Южном фронте в составе 8-й Воздушной армии. Летчики прикрывали советские войска, штурмующие укрепления на Миус-фронте (укрепленный оборонительный рубеж вермахта на западном берегу реки Миус) и нижнем Днепре.

За месяц отважный комэск совершил 37 боевых вылетов. В 19 боях сбил еще три самолета противника, был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Газета 8-й Воздушной армии в статье «15 побед капитана Сувирова» писала: «28 сентября капитан Сувиров, прикрывая наземные войска в паре с младшим лейтенантом Калашниковым, заметил 8 Ме-109, идущих к линии фронта. Пользуясь превосходством в высоте, капитан пошел в атаку. Меткие очереди двух наших «ястребков» достигли цели. На землю рухнули 2 «мессершмитта».

30 сентября шестерка «яков», ведомая капитаном Виктором Ивановичем, завязала бой с 6 «мессерами». С дистанции 50 метров комэск сбил одного, а второго сбил его ведомый Борис Зуев. Остальные фрицы с резким пикированием удрали с поля боя. Во второй вылете в тот же день Сувиров сбил еще одного «мессера».

Командир 153-го Гвардейского Краснознамённого Ордена Суворова ГСВГ 1949 г.

Неожиданная встреча

За период с 1 октября по 4 декабря 1943 года капитан совершил 58 вылетов и в 14 воздушных боях сбил три самолета противника. Был награжден орденом Александра Невского.

К этому периоду его службы относится один знаменательный боевой эпизод. 28 ноября 1943 года летчики полка получили боевую задачу: атаковать вражеский аэродром в районе Кривого Рога. Для ее выполнения были сформированы две группы по десять машин: для штурмовки аэродрома под командованием командира эскадрильи капитана Л.Н. Слизеня и группа прикрытия под командованием комэска капитана В.И. Сувирова. Прибыв на место, первая группа приступила к штурмовке аэродрома. Вторая группа капитана Сувирова прикрывала штурмовку с воздуха.

Вдруг Виктор Иванович увидел большую группу немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87, под прикрытием Ме-109 возвращающихся на свой аэродром после бомбежки советских войск. Комэск подал команду атаковать. Три «юнкерса», один из которых лично подбил капитан Сувиров, оставляя за собой широкий шлейф густого черного дыма, рухнули на землю. Еще четыре «юнкерса» были уничтожены на аэродроме группой штурмовки капитана Слизеня. Наши «яки» без потерь с победой вернулись на свой аэродром. Уничтоженные «юнкерсы» записали на счет полка.

Казалось бы, рядовая операция. Однако позже стало известно, что в этом воздушном бою погибли два аса люфтваффе из 3-й группы 2-й штурмовой эскадры «Иммельман»: капитан Вильфрид Герлинг и лейтенант Ганс Крумминг. Оба провели по 700 успешных боевых вылетов и были награждены высшей наградой Третьего рейха — рыцарскими крестами. Подбитый Ю-87 капитана Герлинга, потеряв управление, врезался в самолет лейтенанта Крумминга. Обе машины рухнули на землю и сгорели вместе с экипажами. Так люфтваффе в одном бою потеряли сразу двоих превосходных пилотов.

По совокупности боевых заслуг 24 января 1944 года, то есть за девять с небольшим месяцев боев, 24-летний капитан Виктор Сувиров был представлен командиром полка майором Исаковым к званию Героя Советского Союза. Представление поддержали командир авиакорпуса генерал-майор авиации Савицкий и командующий 8-й Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Хрюкин. Представление утвердил бывший офицер императорской армии, а на тот момент командующий 4-м Украинским фронтом генерал армии Федор Толбухин, предки которого дали вольную предкам Виктора Сувирова в далеком 1840 году. Вот такие перипетии истории.

Весной 1944 года полк Сувирова участвовал в освобождении Крыма и правобережья Днепра. В марте в районе Николаева во время свободной охоты вместе со своим ведомым они обнаружили вражеский аэродром и, невзирая на плотный огонь зенитной артиллерии, пошли на штурмовку и сожгли на земле три Ю-88. А в мае 1944-го Сувирова вызвали в Кремль, где ему вручили Звезду Героя.

Истребитель ЯК-7, на котором летал Сувиров

Последний боевой вылет

Летом 1944 года 15-й истребительный авиаполк перебросили в Белоруссию, он участвовал в знаменитой наступательной операции «Багратион». За отличие в освобождении Орши приказом Верховного Главнокомандующего полку было присвоено почетное наименование «Оршанский». Затем летчики полка участвовали в освобождении Прибалтики.

В 1945 году полк в составе 16-й воздушной армии генерал-полковника С.И. Руденко 1-го Белорусского фронта участвовал в Висло-Одерской операции, освобождении Польши и штурме Берлина. В этих боях майор Сувиров воевал уже в должности заместителя командира 15-го истребительного Оршанского Краснознаменного полка. Свою последнюю победу — вражеский FW-190 — летчик записал на свой счет 18 марта 1945 года в районе города Альтдамм. А его последний боевой вылет состоялся ровно через месяц —
18 апреля 1945 года.

За время Великой Оте-чественной войны майор В.И. Сувиров совершил 192 успешных боевых вылета, провел 50 воздушных боев, в которых сбил 25 немецких самолетов. На его счету также были три японских самолета. В воздушных боях был трижды ранен.

В 1948 году подполковника Сувирова назначили командиром 153-го гвардейского истребительного авиаполка, вскоре перешедшего на реактивные самолеты МиГ-15. В 1950 году Виктор Иванович был избран депутатом Верховного Совета СССР по особому избирательному округу группы советских войск в Германии.

Однако болезнь и полученные ранения сказались на его здоровье. После окончания Военно-воздушной академии в 1955 году полковника Сувирова назначили начальником штаба Краснодарских высших штурманских курсов, он переехал на постоянное место жительства в столицу Кубани.

В 1958 году 39-летний полковник Сувиров был уволен в запас. Работал инженером в Краснодарском филиале ВНИИ нефтехимии. Активно занимался общественной деятельностью.

Умер 18 декабря 1988 года. Похоронен на Славянском кладбище Краснодара. На доме по ул. Мира, 39, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Автор: Александр Бурмагин