Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Краснодар
29 сентября, пт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

реклама Разместить баннер

Максим Секачев: «В режиссерах я ценю чувство вкуса, такта и меры»

📸 Фото
18 сентября 2023
7853
«КИ» поговорили с директором Краснодарского академического театра драмы им. Горького.
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

На Кубани стартовал новый театральный сезон. На большой сцене в течение трех дней ценители русской классики принимали одну из самых ожидаемых премьер: спектакль «Бесприданница» по пьесе А.Н. Островского. Обозреватель Анна Климанц узнала у Максима Секачева, какие постановки зритель увидит в новом 104-м сезоне, как будет выглядеть фасад театра после ремонта и что происходит за кулисами, когда в зрительном зале гаснет свет.

В театре четкое разделение полномочий

- Максим Николаевич, вопросов у меня к вам накопилось много, так как с апреля 2022 года, когда вы вступили в должность директора, большого интервью с вами не было. Как только вы заняли пост, обозначили главные задачи: развитие и достижение высот. В чем развитие и чего уже удалось достичь?

- Подводить глобальные итоги и делать выводы пока что рано, так как прошло всего полтора года, тем не менее определенные результаты уже есть. И в первую очередь это сохранение стабильности и приумножение традиций и принципов существования театра и всего творческого коллектива. Нам удалось это сделать. Пусть сегодня это звучит консервативно, но я считаю, что в наше время уверенность в завтрашнем дне для любого учреждения культуры является важным фактором. Наша задача: чтобы занавес поднимался в назначенный час, и все, кто обеспечивает этот процесс, находились на своих местах. Артисты должны творить магию, а зрители получать эмоции, за которыми они и приходят в театр. Как менеджера меня радует отлаженная работа труппы и художественно-постановочной части. Это два крепких столпа театра.

- У вас в коллективе работает около 200 человек. К каждому необходимо найти подход. Наверняка пришлось с кем-то расстаться. Как изменилась труппа?

- Не могу сказать, что все было гладко, и с некоторыми людьми в силу тех или иных обстоятельств действительно пришлось попрощаться. Труппа пополнилась сразу двумя талантливыми артистами с хорошим творческим багажом. Это Иван Бессмолый и Андрей Бражник. Мы искали определенные типажи, и, на мой взгляд, парни органично вписались в состав.

- Вы понимающий или жесткий руководитель?

- Понимающий. Это как плюс, так и минус. Я толерантен, и иногда мне это мешает, потому что бывает не просто сказать человеку нет. Но приходится.

- А к кому скорее пойдут с просьбой или за советом: к вам или к главному режиссеру Арсению Фогелеву?

- Все, что касается бытовых проблем и административного порядка, ко мне, а с вопросами творческого жизнеустройства в театре - к Арсению Владимировичу. В этом плане у нас тандем, и его ценность заключается в четком разделении полномочий. Отмечу, что такой принцип работает далеко не во всех учреждениях культуры.

- Вы окончили философский факультет. Это ваше первое образование. Оно помогает вам в нынешней работе?

- У меня целый спектр образовательных организаций за плечами, так как всегда стремился к чему-то новому, развивался. Философское образование дало мне основы психоанализа. Казалось бы, оно не несет в себе какой-то большой прикладной формы, но его фундаментальная основа - это знание определенных принципов человеческого общения и сосуществования. Это помогает, безусловно.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Женщины русской литературы, или Кто сыграет Вронского?

- Театр носит имя великого писателя Максима Горького, но в репертуаре, если не ошибаюсь, только спектакль «Мещане». И тот вышел из вашей режиссерской лаборатории. Парадокс. Почему так?

- Логичнее было бы адресовать этот вопрос нашим предшественникам, но я вам на него отвечу. Талант Горького неоспорим, и то, что театр носит имя этого большого мастера, разумеется, накладывает на нас отпечаток. Да, спектаклей по Горькому не так много в репертуаре, и я на это также обращаю внимание художественного руководства. Забегу вперед и скажу, что в новом сезоне нас ждет премьера: «Васса Железнова» по трагедии Максима Горького, написанной в 1910 году. Стараемся не забывать исторических основ.

- Раз уж заговорили о премьерах, не будем томить читателей. Слышала, что мы увидим «Анну Каренину». Это так? И чего ждете лично вы от нового сезона?

- Я жду бережного отношения к классике, все-таки у нас академический театр! Верно, у нас в планах «Анна Каренина» в постановке Дмитрия Егорова, с которым работаем не в первый раз, и, как я уже сказал, «Васса Железнова», уже вышла «Бесприданница».

- Кто сыграет графа Вронского? Уверена, в этом месте нас перебила бы вся женская аудитория Краснодара.

- Узнаете в свое время! Что касается премьер, то всего у нас выйдет пять новых спектаклей. Два большой формы и три для камерной сцены. Мы взяли курс на отечественную драматургию и решили, что на основной сцене будут только широко известные произведения. Одна интересная работа ожидается весной, но какая именно, пока не скажу, ведем переговоры с известным режиссером. Мы всегда проводим предварительную встречу с режиссерами, с которыми планируем сотрудничать, и обозначаем наши цели и задачи - это культура, художественная ценность в первую очередь. Конечно, как человек, не имеющий специального режиссерского образования, я не должен диктовать творцам, как им работать, но в любом случае, если мы берем Островского, то на сцене должен быть Островский, а не какой-то футуристический персонаж. Держим курс на классику.

- Новая «Снегурочка» - это не футуризм, по вашему мнению? Многие говорили после просмотра: где здесь Островский?

- Это современное высказывание, и я считаю, что мы не перешли грань в вольности трактовки. Этот спектакль в первую очередь сделан для молодой аудитории и рассказан современным режиссерским языком, но очень бережно и с сохранением первоисточника. Артем Устинов - интересный и перспективный режиссер, и у него есть чувство вкуса, такта и меры, и это то, что я больше всего ценю в художниках.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Два спектакля вошли в лонг-лист премии «Золотая маска»

- Почему в этом году не было режиссерской лаборатории? Мы ждали. Август, театр, классика. Красивое событие.

- В силу объективных причин мы с коллегами решили отказаться от проведения лаборатории в этом году. Во-первых, мы взяли на себя серьезные обязательства в плане постановки премьер. Во-вторых, у нас ведутся большие ремонтные работы, и часть из них уже удалось завершить. И потом, мы не стали совмещать лабораторию с фестивалем «Кубань театральная». Эти два масштабных проекта в дополнение к нашей основной деятельности дали бы большую нагрузку. Но в следующем году обязательно запустим новую лабораторию.

- «Кубань театральная» не проводилась четыре года после пандемии. Как оцениваете фестиваль?

- Было много трудностей, и даже стоял вопрос необходимости проведения этого фестиваля. Моя твердая позиция, как и моих коллег, что «Кубань театральная» необходима, ведь она является определенным срезом и смотром современного театрального контекста Кубани и Республики Адыгея. Считаю, что нам удалось провести его на высоком организационном уровне. Пригласили весомых театральных критиков и театроведов России. В целом удалось сдвинуть с мертвой точки фестивальное движение в Краснодаре, привлечь большое количество партнеров и спонсоров. Растет и география участников. Фестиваль также дал понять, что существует нехватка общения театрального менеджмента, так как мы находимся в своей оболочке, и не всегда получается встречаться и делиться опытом. А это необходимо делать.

- У театра до сих пор нет «Золотой маски» за лучший спектакль. Подаете ли вы заявки на участие в конкурсах, в том числе на «…маску», и какой спектакль, на ваш взгляд, мог бы стать лауреатом этой престижной премии?

- Мы стараемся участвовать в различных фестивалях, которых в нашей стране большое количество, и в прошлом сезоне у нас были весомые победы. На межрегиональном фестивале им. Н.Х. Рыбакова в Тамбове заслуженная артистка России Вера Великанова удостоена главной премии «Актриса России» за роль Рут в спектакле «Горгоны», а заслуженная артистка Кубани Наталья Арсентьева стала лауреатом в номинации «Признание».

Наш спектакль «Записки из мертвого дома» отметили на международном театральном фестивале Ф.М. Достоевского в Великом Новгороде, где театр носит имя этого великого писателя. Более того, в прошлом году два спектакля попали в лонг-лист премии «Золотая маска» - опять же «Записки из мертвого дома» и современная стереодрама «Ромео и Джульетта». Не могу сказать, что взятие «…маски» является для нас самоцелью. Да, это важно, и попадание в этот престижный круг говорит о том, что театр находится на правильном творческом пути и имеет свой ярко выраженный вектор. В сентябре нас ждут два больших выезда, и один из них в Екатеринбург, где мы примем участие во Всероссийском фестивале «Реальный театр», который как раз специализируется на сложносочиненных спектаклях, я бы так сказал, созданных для искушенного зрителя. Там и будет представлена одна из самых наших неоднозначных премьер «16 мм обратимая» в постановке Лизы Бондарь. Такие новые творческие пробы и подходы к взаимодействию режиссера и актера и дают развитие нашему коллективу (возвращаясь к вашему первому вопросу).

- «16 мм обратимая» действительно неоднозначная работа. Вы даже организовали встречу с Верой Сердечной перед спектаклем, чтобы пояснить зрителю его суть.

- Да, но все же он остался замеченным критиками, и вполне возможно, что его ждет фестивальная судьба. И второй наш фестиваль, куда мы отправляемся, это «Арт-миграция» в Казани, где Арсений Фогелев представит спектакль «Космос». Это не совсем классическое произведение, и его также по-разному оценивают зрители.

На грани компромисса

- Ваш зритель - какой он? Дайте его портрет.

- Это думающий человек, ценящий свой город, край, родину. Любит классику. Это интеллигенция Краснодара и его новые жители и гости. Кубань сегодня - один из самых динамично развивающихся регионов России, и те люди, которые приезжают сюда из других городов, также испытывают потребность в театральном искусстве. Все они формируют нашу зрительскую аудиторию. С радостью отмечаю возросший интерес молодежи к театру. Особенно к постановкам, которые выделяются из нашего классического репертуара.

- Тем не менее театр сегодня старается удержать своего зрителя и привлечь нового. Его нужно удивить, чтобы он остался, погладить по головке или, наоборот, дать «волшебного пенделя»?

- Люди идут в театр за эмоциями. Это может быть и смех, и грусть, и сопереживание. Мы как раз балансируем на грани компромисса между развлекательными и спектаклями, заставляющими глубоко проанализировать происходящее вокруг. И если человек, пришедший к нам, после постановки на минуту, на час стал другим, задумался, - цель достигнута. Тонкая репертуарная политика приводит к тому, что наши зрительные залы сегодня полны, и на многие постановки билеты нужно брать за несколько недель.

- Какие спектакли самые любимые у краснодарской публики?

- Известные, которые всегда на слуху. «Маскарад», «Ханума», «Горе от ума», «Собачье сердце» составляют основу нашего репертуара. И наши последние премьеры - «12 стульев», «Месяц в деревне» - также формируют общую аудиторию. Есть постановки, которые выбиваются из этого ряда, и, как я уже сказал, на них приходит другая аудитория. «Записки из мертвого дома», «Двойник», «Метод Гронхольма» и т.д.

«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
«Месяц в деревне». Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

- Часто вижу вас в зале на премьерах и наблюдаю за вашей реакцией. Что происходит за кулисами после того, как свет софитов гаснет? Если вы понимаете, что не все получилось. Разбор полетов?

- Творческие люди - это рефлексирующие люди. Я и сам люблю заниматься самоанализом. Переживаю, когда зрители покидают зал после антракта или идет какая-то негативная реакция. Мы стараемся с этим разбираться. Беседуем с главным режиссером и со службой маркетинга: выясняем, что получилось, а что нет, правильно ли мы донесли мысль до публики. После премьерного показа спектакля «16 мм обратимая» мы обсудили его со зрителями и это было очень смело. Равнодушных не было, и многие взяли слово, чтобы высказаться. Считаю, что критику мы выдержали достойно.

Заинтересованы в том, чтобы большое искусство пришло в малые города»

- Вы говорили, что актеры помогают зрителю разобраться в себе, а мы с Анастасией Поддубной, когда писали интервью, пришли к выводу, что на самом деле это артисты разбираются в себе. Поэтому и выбирают эту профессию. Вы согласны?

- Сложились две стороны, получается? Я думаю, что актер при всей его кажущейся легкости восприятия бытия - это глубоко ранимый человек, склонный к поиску себя. Когда он работает над ролью, должен понять своего персонажа, разобраться, почему играет его, и так далее. Для меня эта актерская природа в каких-то моментах непостижима. Артисты могут перевоплощаться в кого угодно на сцене, но в жизни это, как правило, достаточно скромные люди с богатым внутренним миром. И я уважаю их за это.

- Знаю, что вы сняли два документальных фильма. О чем они и где и когда их можно посмотреть?

- Министр культуры Краснодарского края Виктория Юрьевна Лапина и наши коллеги из ТРК «Звезда Кубани» предложили создать фильмы к юбилеям двух наших прославленных мэтров - Станислава Гронского и Анатолия Горгуля. Это две живые легенды, люди, которые, без преувеличения, являются золотым кадровым фондом Кубани. Мы гордимся, что они по сей день служат театру. Получились две качественные документальные ленты, и в ближайшее время мы хотим сделать их публичную презентацию. Проведем «Театральную гостиную», на которую пригласим наших героев и всех желающих. Фильмы также можно будет увидеть на интернет-ресурсах и на местных телеканалах.

- Труппа выезжает на гастроли за пределы края?

- Гастроли - отдельное направление театральной деятельности и важная ее составляющая. В этом году мой коллега Константин Зайнулин - директор Кировского областного драматического театра им. С.М. Кирова - вышел к нам с инициативой провести обменные гастроли, и в сентябре мы поедем на Вятку. Гастроли в начале сезона - это всегда яркие эмоции для артистов, скажу я вам: новая площадка, впечатления и другая тональность аплодисментов. В том числе это и стресс. В свою очередь, коллеги из Кирова приедут к нам. Что касается поездок по краю, то мы свою деятельность не останавливаем. У нас запланировано много выездов по городам и небольшим населенным пунктам. Это наша социальная миссия, и мы заинтересованы в том, чтобы большое искусство пришло в малые города, в дома культуры и школы. В конце года планируем гастроли в Сочи, в «Зимний театр».

- В декабре вы ждете театр им. Евгения Вахтангова. В афише заявлен спектакль «Война и мир». А какие известные театры приезжали к нам в прошлом сезоне?

- Наша сцена является одной из ведущих площадок города и края, и мы стараемся держать марку, чтобы у нас в гостях были только лучшие коллективы. Особо стоит отметить Московский губернский театр, который приезжал к нам в рамках проекта «Большие гастроли» и закрывал фестиваль «Кубань театральная» во главе с Сергеем Безруковым. Вахтанговцев ждем. К театру и к его директору Кириллу Кроку у меня очень трепетное отношение: Кирилл Игоревич был моим педагогом, когда я учился в Высшей школе деятелей сценического искусства Г.Г. Дадамяна, и для всех нас он является примером современного эффективного театрального менеджера.

Проект ремонта фасада - в стадии разработки

- Чего именно коснется ремонт? Краснодар хочет видеть главный театр красивым и современным!

- Мы уже давно находимся в фазе ремонта. Как только я вступил в должность, на меня сразу легли задачи по замене системы кондиционирования, кресел, ремонту пола в большом зале. Мы все эти этапы успешно прошли и сделали выводы из ошибок. Не ошибается тот, кто ничего не делает. В этом году процесс продолжается. Нам удалось за лето косметически обновить наши помещения. Прежде всего привели в порядок паркетный пол в фойе, и реставрацию зрители уже оценили. А она повлекла за собой и целое обновление фойе: теперь у нас новая портретная галерея труппы, новый визуальный облик и стиль. В планах изменить буфет и гардероб, и театральную студию открыть - все это наши ближайшие перспективы. И, кроме того, мне важно, чтобы помещения закулисного пространства, которые не видит публика, также были приведены в порядок. Мы отремонтировали все коридоры, открытую сцену. Но главное - это капитальный ремонт нашего фасада по национальному проекту «Культура», и сейчас он находится в стадии подготовки (ведется работа с проектной документацией). Мы уже выбрали современный материал, которым будет облицован наш фасад. Театр визуально должен соответствовать ансамблю Главной городской площади.

- Внешне он изменится?

- Практически нет, потому как это здание эпохи советского модернизма, и мы должны сохранить задумки архитекторов того времени. Сам по себе театр является мощной архитектурной доминантой.

«Зачем говорить про минусы? Они есть в любом регионе»

- Вы больше года в Краснодаре. Что вам здесь нравится, а что нет?

- Актуальная тема - плюсы и минусы Краснодара. Я подписан на различные паблики, где ее активно обсуждают, что неудивительно, ведь столица Кубани крайне популярна у россиян. Что мне нравится? Близость к морю. На выходные мы с семьей любим отправиться в мини-отпуск, открывать для себя новые и неизведанные уголки края, красивые природные локации. Зачем говорить про минусы? Они есть в любом регионе. Не нужно акцентировать внимание на трудностях - надо видеть перспективу завтрашнего дня. Я глубокий оптимист и в то же время реалист. И для меня самое главное - это вера в себя, близких и в то, что завтра будет лучше, чем вчера. Минус, пожалуй, есть. Один. Когда ты в осознанном возрасте меняешь место жительства, все приходится начинать сначала. Это непросто. Да, еще мне очень не хватает снега!

- Все обожают исторический центр. А какие ваши любимые места в городе? Возможно, мы чего-то не замечаем, присмотрелись к улицам.

- Любимое место - это пространство около Карасунских озер. Дмитриевский сквер также одна из любимых локаций, особенно в вечернее время. Дочери (она пошла во второй класс) нравится обилие детских площадок и необычных магазинов. Парк «Краснодар» любим. Хоть и сложно было попасть в «Японский сад», но я туда все-таки попал. Был и на футболе.

- За какой клуб болеете?

- И за «Краснодар», и за «Кубань». С театра переключаюсь на спорт! Скажу так: Краснодар прекрасен и ценен своей противоречивостью. Спустя время начинаешь замечать какие-то вещи, которые казались тебе совершенно невозможными, а сегодня они раскрываются совершенно с другой стороны. Не скажу, что мой заход в этот город был легким, и я благодарен всем, кто меня принял: коллегам по театру, вышестоящему руководству, зрителям.

- Ваша дочь пошла в школу. Что вы пожелали бы всем родителям? И своим зрителям в начале нового сезона?

- Мы входим в творческий год, родители - в учебный, край - в бархатный сезон. Всем хочу пожелать стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Веры в себя, в свою семью. Детям - усидчивости! А их родителям - терпения! Добра и любви к искусству. Культурная Кубань предлагает огромное количество интересных мест для развития, и этим надо пользоваться.

  • 1. Справка «КИ»

    Максим Секачев в 2004 году окончил Уральский госуниверситет, в 2012-м - магистратуру Уральского государственного экономического университета. В 2013 году успешно прошел профессиональную переподготовку в Московском университете культуры и искусств по программе «Менеджмент социально-культурной деятельности: сценическое искусство». Выпускник Высшей школы деятелей сценического искусства под руководством Г.Г. Дадамяна. В 2021-м - переподготовка в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

    2012-2019 гг. - директор Муниципального бюджетного учреждения культуры «Театр музыки, драмы и комедии» Новоуральского городского округа.

    В период с 2020 по 2022 год замещал должность заместителя главы администрации Новоуральского городского округа.

Реклама