Начинал с разгрузки поддонов и мытья шлангов
В России растет спрос на виноделов. Сегодняшние студенты профильных вузов трудоустраиваются еще до выпуска. В Краснодаре на кафедре технологии виноделия и бродильных производств КубГТУ специалистов готовят уже 98 лет. Наши выпускники работают на многих винодельческих предприятиях страны.
Три друга и однокурсника — Алексей Сидоренко, Кирилл Бардаков и Олег Ничвидюк — в свои 34 года — уже главные виноделы премиальных хозяйств в Краснодарском крае и Крыму. Они и стали героями документального фильма «Правила виноделов», который вышел в ноябре на телеканале «Россия 24». Ребята рассказали о выборе дела всей своей жизни и о том, как построить успешную карьеру.
По словам Алексея Сидоренко, главного винодела одного из предприятий под Анапой, обычно посетители их плантаций искренне удивляются, что винодельню возглавляет совсем молодой человек. По их представлениям, такую должность обычно занимают седовласые и умудренные опытом люди. Но Алексей вместе со своими друзьями напрочь ломает стереотипы. Все дело в том, что винодельческая отрасль в нашей стране в эти дни переживает настоящий бум, новый подъем. При этом однокурсники уверены, что получить должность в их сфере случайно или по знакомству невозможно. Сам он пришел на производство в 2011 году, сразу после выпуска из университета.
— И первое время мне многого не доверяли, а первые полгода я вообще работал бесплатно. Начинал с разгрузки поддонов, мытья шлангов и емкостей. Добиться чего-то в нашей отрасли можно лишь тогда, когда живешь своей профессией. У нас работают только влюбленные в свое дело люди,
Герой документального фильма — коренной краснодарец. Говорит, что если бы в детстве ему, совершенно городскому парню, сказали, что он уедет из столицы Кубани работать в полях, он не поверил бы.
— Я об этом не мечтал. Повезло, что мой дедушка был заведующим кафедрой технологии бродильных производств, он и позвал меня учиться к себе. На этом пути меня ожидало много испытаний. Я точно понял, что это мое, когда на одном из занятий впервые выжал сок из винограда, а затем этот сок превратился в вино. Мне стало абсолютно ясно: я хочу, чтобы это волшебство сопровождало меня всю жизнь.
Взяли на работу прямо со студенческой скамьи
Его коллега Кирилл Бардаков, который, как и он, возглавляет одну из крупнейших виноделен на побережье Черного моря, тоже родился в Краснодаре. И хотя в его семье никто и никогда не занимался сельским хозяйством, свой выбор сделал осознанно.
— После школы я подал документы сразу на несколько направлений. А затем мы дома собрали семейный совет. Родители посоветовали идти на сельхозфакультет, ведь край у нас все-таки аграрный, а значит, всегда будут востребованы люди дела: производственники, технологи. И я ни на мгновение не пожалел о своем выборе, особенно на последних курсах, когда уже начал работать,
По его словам, с каждым годом отрасль набирает обороты, разбивают новые виноградники, растут площади и обороты предприятий. Поэтому на производства постоянно требуются молодые кадры: виноделы, лаборанты, технологи, сомелье, работники цехов.
— Мы все постоянно держим связь с нашей альма-матер, — продолжает Кирилл. — В сезон переработки винограда наши хозяйства привлекают студентов. У нас ребята могут изнутри увидеть весь процесс производства, пообщаться со специалистами и убедиться, что сделали правильный выбор. Это важный момент в обучении. Нас самих взяли на работу прямо со студенческой скамьи. Ведь один момент — теория и совсем другой — практика.
Баланс технологий и искусства
Попасть в профессию третьему другу, главному виноделу Олегу Ничвидюку, помог счастливый случай.
— Мой отец — энергетик, и я планировал пойти по его стопам. Почти год ходил на курсы, изучал ватты, амперы, вольты и омы. В результате понял, что все это не мое. В то время становилась популярной сфера программирования, и я решил двигаться в направлении защиты информации. Но тут мне посчастливилось познакомиться с другом отца, который занимался поставкой оборудования для виноделов Дагестана. Когда я оказался у него в гостях и увидел увлеченных своим делом людей, сразу понял, чем хочу заниматься дальше. И это оказалось одним из лучших решений в моей жизни. Знаете, у нас нет случайных людей. И если человек действительно хочет стать виноделом, ему помогут на любом предприятии,
Сегодня молодые люди — не просто студенческие друзья, а настоящие единомышленники. Они делятся друг с другом информацией, опытом и, бывает, даже… деталями оборудования при его поломке.
— Да что там говорить — мы с Кириллом студентами в одной квартире пять лет прожили. А сегодня часто созваниваемся, встречаемся,
Принято считать, что вино отражает характер винодела. Алексей Сидоренко с этим мнением согласен:
— Я очень педантичен, люблю чистоту, поэтому мое вино сделано с точки зрения технологии исключительно правильно. При этом я открыто показываю свои эмоции. Поэтому люблю делать яркие, свежие фруктовые вина.
Кирилл Бардаков признается, что закладывает в свое вино понятную концепцию и философию:
— Вино должно быть в первую очередь гастрономичным, идеально сочетаться с определенными блюдами, чтобы полностью раскрыть их аромат, вкус и текстуру. Напиток должен удовлетворять вкусовые запросы как можно большего количества людей.
Автор телеграм-канала «Вино и люди», журналист и популяризатор отечественного виноделия Алексей Синельников уверен, что виноделам приходится ходить как кошке по забору, выстраивая в своем творчестве баланс. Ведь если полностью уйти в технологии, то получится качественное, но скучное вино. А если — в искусство, то можно уже не вернуться и перестать учитывать вкусы потребителей.
Вино — это только то, что сделано из винограда
Олег Ничвидюк уверен, что переломным моментом в их сфере стал отдельный федеральный закон о виноградарстве и виноделии.
— До этого вино в нашей стране считалось просто алкогольной продукцией. А в законе четко описали процесс производства, где было сказано, что вино — это только то, что сделано из винограда. Казалось бы, банальная вещь, но она позволила многим серьезным инвесторам взглянуть на отрасль иначе, поверить в стабильность. И тогда начали быстро появляться потрясающие винодельни, одна лучше другой.
Алексей Сидоренко добавляет:
— Конечно, мастера Старого Света делают вино уже 300 лет, а российская отрасль начала снова активно развиваться лишь последние 20 лет. Но дайте нам немного времени — и мы не просто догоним, но и перегоним зарубежных специалистов.
Почему мы, виноделы, до сих пор не разругались, а наоборот, дружим? Потому что у нас нет конкуренции. Мы работаем каждый в своем направлении. Нам на производстве нужны люди с горящими глазами, которые так же, как и мы, не будут смотреть на часы во время рабочего дня и делать хорошее, качественное российское вино.
Амбассадор кубанского вина
Во время встречи Президента РФ Владимира Путина и Губернатора Кубани Вениамина Кондратьева в ноябре прошлого года руководитель страны подчеркнул, что инициатива закона о виноградарстве и виноделии исходила от Краснодарского края.
— Я очень рад, что эта инициатива приносит нужные стране результаты. Надо посмотреть правоприменительную практику, если необходимо, внести какие-то коррективы. От тех, кто занимается этим видом деятельности, мы будем ждать обратной реакции, — сказал Путин.Напомним, что в 2019 году Вениамин Кондратьев выдвинул ряд предложений, которые легли в основу поворотного для современного российского виноградарства и виноделия отраслевого закона. Стратегический документ заработал в июне 2020 года. Благодаря этому появилась правовая база, позволяющая использовать виноградники только по целевому назначению. Закон также закрепил технологические правила производства. Отметим также, что Владимир Путин — ценитель и, можно сказать, амбассадор кубанских напитков. Наши вина президент не раз предлагал продегустировать высоким зарубежным гостям. Этой весной во время его встречи с Председателем КНР Си Цзиньпином меню ужина сопровождалось двумя марками вина одной их кубанских виноделен.