Младший вовсе был… коллекционером

Ее имя навсегда связано с основателем первой на Северном Кавказе картинной галереи — Федором Акимовичем Коваленко.

Выходец из украинской крестьянской семьи, в 1881 году переехавшей на Кубань. Четыре класса образования, служил приказчиком, кассиром, в том числе у одного из своих братьев.

Наш музей появился на свет, потому что один человек страстно этого пожелал. Старший брат Федора Акимовича был миллионщиком, до Первой мировой войны самым крупным консервщиком на Кубани. Второй тоже был человеком вполне состоятельным, а младший, как в сказках про троих братьев, тратил деньги на картины,

— рассказывает Иван Ващенко, искусствовед, почетный академик Российской академии художеств, старший научный сотрудник художественного музея им. Ф.А. Коваленко.

Но именно имя младшего брата вошло в историю искусств!

Фото: http://www.myekaterinodar.ru/

Уже с 1887 года двадцатилетним юношей он начинает собирать художественные альбомы, археологические редкости и картины. В 1903 году, обладая собранием свыше трех тысяч картин, этюдов и рисунков, Коваленко решил передать коллекцию в дар Екатеринодару. Обращается в городскую Думу с предложением положить начало городскому музею, который бы именовался его именем. И уже в марте 1904 года при активной поддержке городского головы Гавриила Чистякова для коллекции были выделены две комнаты на первом этаже городской управы — на Красной, 23. Открытие состоялось 11 апреля 1904 года (по ст. ст.) в полдень и сопровождалось молебном и церковным пением. Поздравительная телеграмма пришла от знаменитого художника Ильи Репина, пожелавшего музею процветания.

Ф.А. Коваленко накануне передачи коллекции в дар Екатеринодару. Фото: Краснодарский краевой художественный музей имени Коваленко

«Галерея должна быть помещена в красивом и светлом здании, а не в бараке…»

На первой выставке показали 118 картин. В здании управы коллекция располагалась два года. Однако из-за тесноты, плохого освещения, низких комнат картины было плохо видно, поэтому периодические выставки устраивали в съемных помещениях, например, в актовом зале Екатеринодарской мужской гимназии. Пожизненный блюститель галереи ищет подходящее помещение на Красной. Он договаривается об аренде нового роскошного особняка инженера Батырбека Шарданова.

Прижимистые думцы не сразу согласились с таким выбором коллекционера. Купец Лихацкий предлагал сложить картины в казачий склад — цейхгауз, депутат Богинский хотел разместить в пустующих заразных бараках у Свинячего хутора, а гласный с говорящей фамилией Чмовж и вовсе настаивал закрыть галерею как бесполезную…

Однако Гавриил Чистяков смог убедить коллег в необходимости для города такого культурного центра, хотя арендная плата была по тем временам огромной — 2300 руб. в год.

А уж после образной речи председателя училищной комиссии депутата Котлярова: «Красота дает чувство меры, которое у нас, русских, так слабо развито… Галерея должна быть помещена в красивом и светлом здании, а не в бараке… Благодаря ей Екатеринодар входит в тесную связь с цивилизованными странами Европы» — все сомнения были отметены.

И вот в октябре 1907 года городская картинная галерея имени Федора Коваленко, с археологическим отделом и библиотекой, празднует свое новоселье в особняке Шарданова.

Вход был с улицы Графской, мраморная лестница с зелеными плюшевыми поручнями вела на второй этаж. Входной билет стоил 12 копеек с включением благотворительного сбора, вместе с билетом вручалась печатная памятка о Галерее… Развеска картин, по преимуществу небольших этюдов, преследовала единственную цель: как можно больше вместить работ. Поэтому картины начинались у лепного карниза, нижние достигали пола, создавая по высоте шесть ярусов, что очень затрудняло осмотр,

— вспоминал об этом студент-архитектор Михаил Богоявленский.

В 1912 году аренда особняка была продлена, Коваленко удалось отвоевать место под библиотеку на первом этаже. Он убеждает городскую власть арендовать у Шарданова весь первый этаж, объясняя это возросшим интересом к галерее. И действительно, в 1912 году ее посетило 25 тыс. человек, после отмены платы за вход число посетителей возросло еще больше.

В начале марта 1918 года в город вошли войска Красной Армии. Неграмотные солдаты повели себя варварски: сорвали замки и двери, выбили стекла, проломили кафельные печи. Коллекция галереи тоже была разграблена, больше всего пострадал археологический отдел и коллекция холодного оружия,

— рассказал Иван Ващенко.

Крупные неприятности, обрушившиеся на пожизненного блюстителя галереи, не помешали ему организовать XIV периодическую выставку. Коваленко снова ходатайствует о продлении срока аренды, но внезапная его кончина в феврале 1919 года от свирепствовавшего в стране тифа оборвала его подвижническую жизнь. Могила Федора Акимовича не найдена по сей день, как и место захоронения создателя другого краснодарского музея — Евгения Фелицына.

Веков связующая нить

В 20-е годы галерея была реорганизована в художественный отдел, на десятилетия утратив имя своего создателя (почти 70 лет называлась в честь наркома Луначарского).

Однако дело коллекционера продолжилось. Огромный вклад в пополнение коллекции внес собиратель ее главных сокровищ Ромуальд Казимирович Войцик, выпускник Московского университета. Благодаря огромному энтузиазму, энергии и личным связям в столичных музеях в галерее разместились иконы, полученные из Государственного исторического музея, графика петровского и более позднего — золотого времени русской резцовой гравюры, портреты славного екатерининского времени, мебель, фарфор и художественное стекло. В собрании музея оказались работы русских авангардистов — коллекция русского авангарда одна из самых стоящих в стране.

В 30-е годы пролетарская власть провозглашает единственно правильный метод искусства — соцреализм. В музейные запасники были убраны иконы, признан классово ущербным авангард (его отправили на чердак), а его талантливый популяризатор Ромуальд Войцик в 1934 году был репрессирован и отправлен на 10 лет в ссылку. В Краснодар он больше не вернулся.

С 1934 года заместителем директора, а затем директором Краснодарского художественного музея была назначена Александра Ксенофонтовна Осипова. После окончания Краснодарского пединститута она в 24 года стала активно вникать в специфику нового для нее дела. Вскоре на должность старшего научного сотрудника был назначен Михаил Петрович Богоявленский. В музее проводились выставки и экскурсии, собиралась городская интеллигенция, расширялись художественные фонды. Позже, будучи назначенным главным хранителем, Богоявленский положил начало научному изучению художественной коллекции музея.

В годы войны музею, можно сказать, повезло — при отправлении последних эшелонов с партийным архивом один вагон выделили под картины, многие стоящие вещи спасли (хотя немцы, прослышав об этом, рвались за вагоном до самой Кавказской). Временный приют экспонаты нашли в городе Соликамске,

— говорит Иван Ващенко.
Вячеслав Котелевский. «Сельские будни»

Практически полностью уцелел и особняк — и это при «ковровых» бомбардировках Краснодара. Лишь однажды, от разрыва бомбы на углу Красной и Крепостной (Пушкина), в окнах вылетели стекла.

В 1944 году музей возобновил работу, хотя и понадобилось время для освобождения его от «оккупировавших» особняк военных штабов. И вскоре люди, несмотря на военное время, потянулись в музей.

Сегодня Краснодарский художественный музей — один из ведущих музеев страны, прежде всего по качеству фонда. Он насчитывает более 13 тысяч работ — произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Среди особо ценных направлений, представленных в коллекции, — русский авангард, японская цветная ксилография, искусство Нидерландов XVI в., русская и советская живопись. Пережив немало потрясений в годы Великой Отечественной войны, музей сумел сохранить большую часть коллекции благодаря усилиям и совместной работе сотрудников.

Ныне оба исторических здания — Дом Шарданова и Екатеринодарская контора Госбанка — сформировали единый историко-культурный центр города, а некогда скромная Екатеринодарская картинная галерея превратилась в крупнейший музей юга России.

Если бы коллекционер вел дневник…

К юбилею создания краевого художественного музея подготовлена выставка «Если бы Ф.А. Коваленко вел дневник…».

Она состоит из нескольких блоков, демонстрирующих самые важные факты из истории создания галереи. Появление в Екатеринодаре первой картинной галереи на Северном Кавказе ознаменовало собой крупный культурный прорыв в художественной жизни кубанской столицы. На основе изобразительных и документальных источников начала XX века раскрыты значимые исторические события подвижнической и собирательской деятельности основателя музея.

Геннадий Квашура. Портрет художника Ивана Ильича Захарова

Экспозиция дополнена археологическими предметами, палеонтологическими находками, оружием из фондов Государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, документами из фондов Государственного архива Краснодарского края, которые впервые представлены  широкой общественности. Посетители выставки также смогут ознакомиться с каталогами художественных периодических выставок, которые устраивал Федор Акимович Коваленко, и книгами редкого фонда библиотеки музея. В рамках выставки подготовлена культурная программа: лекции, кураторские экскурсии и различные мероприятия. Выставка работает до 12 мая по адресу: ул. Красная, 13, 1-й этаж.

До конца мая посетители смогут ознакомиться с еще одной экспозицией, посвященной знаменательной дате, — «Новые поступления музея. 2015-2023».

Экспозиция включает более 80 работ живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Особо ценными являются «Пейзаж» начала ХХ века И.П. Похитонова (1850-1923), признанного в России и Европе мастера малоформатного пейзажа, миниатюрная живопись по эмали «Портрет Зинаиды Александровны Волконской» французского художника Ж.Д. Мюнере. В раздел западноевропейского декоративно-прикладного искусства поступили небольшие тканевые картины и заготовки для открыток конца XIX — начала XX вв. компании братьев Нейре (Франция).

За последние годы значительно увеличилась коллекция работ художников Российской Федерации и республик бывшего СССР, ранее не представленных в музее.

В раздел собрания живописи и скульптуры мастеров Кубани включены работы авторов разных поколений, стилистических и философских концепций.

Ранее «КИ» писали, что семья известного екатеринодарского купца, заводчика и благотворителя Лю Трахова готовит к открытию его музей в особняке на ул. Мира, 61.

Читайте также: богослужебные книги, казачий быт и воинские атрибуты — экскурсия в Литературный музей Кубани.