Про трамвай люди сочиняют песни, делают его участником киносюжетов, снимают о нем видео и даже пишут картины. Его считают самым романтичным видом городского транспорта. Может быть, потому, что поездка на трамвае — это маленькое путешествие по уходящим вдаль рельсам? Так приятно помечтать под стук колес, глядя на пробегающие за окном улицы и пейзажи.

Знакомые с детства, присущие только трамваям звуки… Разве их можно забыть? Искры на проводах, похожие на бенгальские огни, монетка, подложенная на пути из любопытства. А еще с ними связаны воспоминания о юности, первых свиданиях и расставаниях.

Так сложилось, что вся моя жизнь после школы прошла в городах, где были трамваи. Хорошо помню, как в 90-е годы уже прошлого века многие транспортные предприятия в нашей стране стали планомерно загибаться. Рельсы, проложенные в советское время для доставки сотрудников в промышленные зоны, разбирали и продавали. Руководители некоторых городов были уверены, что легче развивать автобусные перевозки: не надо строить контактные сети, прокладывать новые ветки и содержать старые пути.

То, что Краснодар сумел сохранить трамвай, это по-настоящему здорово. В наши дни столица Кубани растет ошеломляющими темпами. Новые микрорайоны появляются там, где еще вчера были поля. И всем надо куда-то ехать: на работу-в школу-домой. На трамвай приходится 50% пассажиропотока Краснодара. Это настоящие линии жизни, артерии большого города.

Конечно, для комфортной жизни в густонаселенных районах должны строиться современные дороги, развязки и линии общественного транспорта. С технической и финансовой точки зрения это, мягко скажем, непросто. Однако краевые и городские власти ищут разные пути решения этого вопроса.

Краснодарский край участвует в федеральной программе «Развитие общественного транспорта». Она реализуется в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». С 2019 года за счет краевого бюджета на треть заменили трамвайный парк. Завершили строительство первой за 20 лет трамвайной линии. Концессионное соглашение с ООО «Синара — ГТР Краснодар» подразумевает строительство новых трамвайных путей и сопутствующей инфраструктуры.

…Больше 120 лет старичок трамвай перевозит екатеринодарцев-краснодарцев. В спецвыпуске «КИ» мы вспомнили вехи его стального пути. Читайте у нас:

  • Как развивается транспортно-дорожная сфера в Краснодаре;
  • Эпоха расцвета городского электрического транспорта: почему будущее — за краснодарским трамваем;
  • Как появился и развивался самый популярный общественный транспорт Краснодара;
  • Как в Краснодаре рельсы в асфальт не закатали;
  • Интервью с электрослесарем Людмилой;
  • Генеральный директор ООО «Синара — ГТР Краснодар» и концессионер Игорь Васильев рассказал, когда краснодарцы смогут без пробок добираться из района Западного Обхода в центр города;
  • Как городская администрация и компания-концессионер строят совместную работу.