Фото: Ольга Вирич, «Краснодарские известия»

Наш опросник

  1. Почему вы стали преподавать именно этот предмет?
  2. Чем именно он нравится детям?
  3. Что самое важное в вашем направлении?
  4. Самый частый и самый необычный вопрос учеников?
  5. Что самое сложное на уроках?

Павел Красников, учитель робототехники, информатики школы №103 (на фото в центре):

  1. Робототехника — это лучшее в моей школьной жизни. Первый опыт соревнований, побед, международных поездок и настоящих друзей. Поэтому, когда вырос, понял, что мой багаж и то количество информации, которым владею, могут быть полезны школьникам — для кого-то в рамках дополнительного кружка, а кому-то для старта в будущей профессии.
  2. Мой предмет — дополнительного образования. И в то же время это очень перспективное направление, которое привлекает ребят. Количество желающих обучаться робототехнике с каждым годом все больше. Занятия никто не пропускает. Но, подчеркну, робототехника — не развлечение, не игра, а серьезное занятие. Зато, когда я вижу, как горят глаза ребят при виде реального воплощения формул, как они продумывают свои проекты и много и упорно готовы учиться, чтобы воплотить их в жизнь, то понимаю, что ребята нашли свое призвание.
  3. Как и в любом другом направлении, важно желание. Путь обучения непростой: бывают сложные темы, бывают проигрыши на соревнованиях, и без желания здесь никак не достичь результата. Мы занимаемся образовательной робототехникой, поэтому я даю детям теорию, показываю варианты решения их проектов, вместе ищем ответы на вопросы. Для того чтобы двигаться вперед, нужна база: склонность к техническим наукам — математике, физике. В робототехнике активно используется программирование, поэтому знание иностранного языка приветствуется.
  4. Самый частый вопрос, который я слышу от ребят: «Смогу ли я построить робота, который будет выполнять за меня домашнюю работу?» Самый необычный вопрос, который доводилось слышать, такой: «А что, роботы уже есть в нашей жизни?» И я отвечаю: «Конечно! Мы используем очень много роботизированных приборов, и у нас в стране шикарные достижения в военной робототехнике, о которых вы, ребята, еще очень мало знаете. Но у нас все впереди!»
  5. Я бы сказал не сложное, а значимое и ответственное: научить детей продуктивно работать в команде. Робототехника — это командные соревнования, это проектная работа, где есть руководители, инженеры, программисты, и нужно, чтобы каждый из них задействовал свои сильные стороны по максимуму. И знаете, нередко случается, что со временем участники команды становятся настоящими друзьями. Не теряют связь после окончания школы друг с другом и со мной. Для меня, как педагога, это очень важно. Я слежу за их достижениями. Мне радостно видеть рост моих учеников.

Руслан Макаренко, электроник, преподаватель дополнительного образования, учитель информатики гимназии №87 им. Героя Советского Союза Емельяна Герасименко:

  1. Учителем информатики я стал совершенно случайно, на время подменив другого преподавателя. За плечами у меня 12 лет работы системным администратором. В школе я 10 лет трудился инженером информационно-коммуникационных технологий. Однажды освободилось место учителя информатики, и мне предложили попробовать. Я попробовал — и вот уже четвертый год преподаю. Не вижу себя уже ни в чем другом. Начав преподавать информатику, я и программирование открыл для себя с новой стороны.
  2. Я преподаю информатику в 10-11-х классах, и ко мне в основном попадают те ученики, которые выбрали ее для сдачи на ЕГЭ, рассматривают ее как первую ступеньку к освоению новой профессии, как дверь в мир информационных технологий. Поэтому да, им интересно все!
  3. Самое важное в моем предмете — умение анализировать и строить алгоритм. Ребятам я часто говорю: «Неважно, какой профессии вы посвятите себя, будет ли она связана с информационными технологиями или нет, если вы научитесь анализировать ситуацию, в которой находитесь, и на основе этого строить правильный алгоритм для решения проблемы, вам будет гораздо легче в жизни».
  4. Самый частый вопрос: «Как долго вы занимаетесь программированием?». Отвечаю честно: «Не очень долго, но стараюсь донести до своих учеников, что программирование — необъятный мир, где можно учиться всю жизнь и всего не охватить». Что касается необычного, то, случается, меня спрашивают: «Зачем все подробно учить, если есть программы?» На уроках нередко приходится подробно разбирать основные моменты разных задач. А когда ученики погружаются в программирование, то понимают: все, что они осваивали до этого, можно сделать быстро и просто. Мой ответ неизменен: «Чтобы все давалось с легкостью, нужно поучиться и понять, какую работу выполнили предыдущие программисты. А когда программировать будете уже вы сами, вы тоже сделаете так, чтобы следующим поколениям было легко».
  5. Самое сложное на уроках — вместить все, что хочется сказать, в отведенные 40 минут. Времени всегда не хватает.

Алексей Колесников, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности школы №47 им. Героя Советского Союза Ивана Тушева:

  1. Преподавать именно этот предмет я стал случайно, собственно, как и заниматься педагогикой, хотя мой школьный учитель всегда видел во мне педагогические задатки. Я учился в Саратовском государственном социально-экономическом университете по специальности «безопасность жизнедеятельности». Получил квалификацию учителя. После переезда в Краснодар в 2011 году сразу же пошел работать в школу №47, где и тружусь по сию пору.
  2. Нравится ли детям мой предмет? Думаю, что да. Мне кажется, что восприятие ОБЖ у них идет через мою личность. Я очень позитивный человек и всегда стараюсь найти что-то интересное, что может эмоционально зацепить учеников, поэтому они, наверное, и любят ко мне приходить, хотя вопросы мы с ними обсуждаем серьезные.
  3. В 8-9-х классах мы проходим основы комплексной безопасности, говорим о защите в различных чрезвычайных ситуациях. К примеру, как вести себя, если случился пожар, какими средствами тушить возгорание, как действовать при наводнении, как оказать первую доврачебную помощь. И я должен грамотно обосновать каждое правило, понятно объяснить его, привести примеры из жизни. Обучить ребят навыкам, которые помогут им обеспечить собственную или чью-то безопасность, спасти кому-то жизнь. В 10-11-х классах мы проходим курс начальной военной подготовки, включающий в себя в том числе изучение типов оружия, строевых приемов. А это значимая составляющая допризывной подготовки, которой мы уделяем особое внимание.
  4. Самый частый вопрос, и он же самый необычный я слышу от учеников младших классов: «А когда и у нас будет ОБЖ?»«Что ж, увидимся через несколько лет!» — говорю в ответ. Предмет изучается только с 8-го класса. До малышей, видимо, доходят слухи, что у нас на занятиях интересно. Хотя, знаете, бывали и другие необычные вопросы. К примеру, когда я, проработав в школе 5 лет, уходил на срочную службу в армию, ученики не унимались: «Почему вы уходите? Почему вы не можете доучить нас до 11-го класса?» Пришлось объяснять. А совсем недавно у меня родились дети, и теперь я собираюсь уходить в декрет — в отпуск по уходу за своими детьми, помогать жене. Ребята мои наверняка будут недоумевать. Что ж, я обязательно отвечу на все их вопросы, расскажу, что и у пап может случиться декретный отпуск.
  5. Самое сложное на уроках — держать внимание аудитории. И не просто держать, а используя педагогические приемы, донести суть изучаемого предмета. Я могу начать, к примеру, с вопроса о том, курят ли их родители и делают ли они им замечания по этому поводу. Знаю, что завяжется дискуссия, в ходе которой не просто обсудим житейскую ситуацию, а дети узнают новое о том, как защитить свое здоровье. В следующий раз темой станут правила поведения на дорогах. И чтобы объяснить им, где самое безопасное место у пешеходного перехода, я тоже начну с какого-то конкретного примера. И если в конце урока ученики мне скажут: «Спасибо, сегодня было очень интересно!», я пойму, что как педагог добился нужного результата.