Почему мы верим в страшные сказки?
Человечество живет среди мифов столько же, сколько существует. Даже если историки и ученые находят рациональные объяснения, люди все равно тянутся к таинственным историям.
Мифы и легенды возникают как попытка объяснить то, чего мы не понимаем. Они помогают осмыслить природные явления, происхождение мира, а также социальные и культурные практики,
— объясняет урбанист и автор канала «Городист» Мирослав Гриценко, который теперь еще и водит экскурсии по Краснодару.
Но дело не только в поиске ответов. По словам Гриценко, страшные истории приносят людям удовольствие и сильные эмоции:
Городские легенды основаны на пугающих событиях, и именно это привлекает к ним внимание,
— убежден Гриценко.
Есть и социальный аспект: мифы объединяют. Они передаются из поколения в поколение, формируя общее культурное наследие. Порой легенды становятся отражением коллективных страхов. А иногда и просто искаженной информацией о реальных событиях.
Именно такими и оказались наши истории.
«Венеция» на Карасуне
Мало кто знает, что нынешняя улица Суворова раньше называлась Карасунским каналом. И не просто так — когда-то здесь было русло реки Карасун. Если бы его не засыпали и не увели под землю, Краснодар мог бы стать городом каналов, чем-то напоминающим Петербург или даже Венецию.
Кто-то даже шутит, что, мол, в параллельной вселенной это уже так. Урбанист Мирослав Гриценко помог вообразить, как выглядел бы Карасунский канал сегодня. Представьте: мостики, вода и дома вдоль набережной, а мимо проходят пароходы.



Призрачный трамвай в сквере
История звучит как начало фильма ужасов: есть в некоем городе К. странный треугольный сквер (привет от Бермудов!), где в туманную погоду за спиной случайного прохожего вдруг возникает… трамвай-призрак. И кровь стынет в жилах несчастного.

На самом деле, этот сквер действительно существует на углу улиц Ленина и Суворова. Он носит имя Ивана Кочубея и имеет форму треугольника. В нем всего четыре скамейки, и две из них смотрят прямо на улицу Суворова.
Если сесть на них в определенное время, то можно увидеть, как из ниоткуда появляется вагон. Особенно эпично это выглядит вечером и в тумане.
Дело в том, что вдоль сквера проходит техническая трамвайная ветка, ведущая к мастерским – о ней тоже мало кто знает, она неприметна. Когда трамвай буксируют или перегоняют своим ходом по улице Базовской, из-за чугунной ограды рельсов не видно. Вот и выходит, что перед глазами возникает «призрак».
Капитан из преисподней… с криминальным душком
Конец 70-х. Кубань, Ставрополье и Ростовская область охватывает паника: на трассах исчезают автомобилисты вместе с машинами. Бесследно. В народе начинают говорить о пришельцах, людоедах, а потом и о «черном капитане» — призраке инспектора ГАИ. Мол, когда-то на въезде в Краснодар водитель насмерть сбил милиционера, и теперь его душа, жаждущая мести, бродит по дорогам. Тех, кого он останавливает своим жезлом, ждет неминуемая смерть.
Автомобилисты признавались, что действительно видели на трассе одинокую зловещую фигуру в форме капитана милиции. Но сыщики знали: за мистикой всегда стоит реальность.
Об этом спустя годы «КИ» рассказал в эксклюзивном интервью Евгений Полунин, генерал-лейтенант внутренней службы, в 1978–1981 годах руководивший уголовным розыском края (он ушел из жизни в 2023 году).
Осенью 1978-го при осушке Невинномысского канала нашли на дне шесть автомобилей. Их владельцы числились пропавшими. Позже вертолеты обнаружили еще брошенные машины в глухих местах. Выжившие водители утверждали: их остановил капитан милиции с двумя подельниками, а затем открыл огонь…

Следствие вышло на бывшего милиционера Лежейникова, который снабжал бандитов оружием. Злодеями, как и предполагали правоохранители, оказались вовсе не призрачнее всадники апокалипсиса, а вполне земные преступники — хладнокровные, жестокие, расчетливые. Трое братьев Самойленко. Главарь, Дмитрий, был рецидивистом с 26 годами тюрьмы за плечами. Именно он надевал форму капитана, тормозил машины и убивал водителей. Братья грабили жертв, автомобили топили, тела закапывали.
Столько времени бились — и ничего. Лишь случай помог выйти на след,
— вспоминал Евгений Полунин.
Юрия и Валерия Самойленко задержали в Майкопе — в их доме жили жена одного из братьев, шестеро детей и старые родители. Самого «черного капитана» арестовали у любовницы в Динском районе. Взяли его прямо в ванной — до своей беретты он не успел дотянуться.
За два года банда убила 24 человека. Дмитрий умер в СИЗО от рака, не дождавшись приговора. Юрия и Валерия расстреляли. Лежейников получил 15 лет колонии.
Так страшная легенда о «черном капитане» оказалась вовсе не мистической, хотя весьма кровавой страницей южной истории.