В 2024 году студия решила пересмотреть свои программы, ориентированные на нетрадиционное сообщество, что уже не первый раз вызывает корректировки в ее стратегии. Не так давно студия активно продвигала инклюзивность и разнообразие, транслируя новые ценности.
Это не первый случай в истории компании, когда она меняет свой вектор. Не все старые работы (даже легендарные) прошли проверку на прочность: оглядываясь на древние проекты компании, легко заметить, как со временем изменился взгляд на персонажей.
Многие фильмы, которые в свое время становились культовыми детскими произведениями, сегодня могут вызвать недоумение, а порой и критику.
В этой статье «Краснодарские известия» рассмотрят морально устаревшие проекты Дисней, которые стали отражением давно ушедших идеалов.
Белоснежка и семь гномов: картонная героиня, идеальная жертва
Один из самых первых полнометражных анимационных фильмов в истории, «Белоснежка и семь гномов», был настоящей революцией для своего времени.
Каждая сцена детально обсуждалась на собрании при личном присутствии Уолта Диснея. Сюжет оригинальной сказки был сильно упрощен, чтобы придать картине динамику.

За «Белоснежку и семь гномов» для Уолта Диснея специально сделали семь маленьких статуэток «Оскара» — по числу гномов. Их мультипликатору вручили вместе с обычной наградой.
Однако, при всей своей значимости, этот фильм сегодня вызывает вопросы о роли женщин в обществе.
Белоснежка — не просто героиня, но и абсолютная жертва, которая в фильме изображена исключительно как объект заботы и защиты.
Характеры семи гномов были прописаны лично Уолтом Диснеем, они получились крайне интересными и живыми. На их фоне главная героиня мультфильма выглядит блеклым предметом интерьера.
Она не проявляет собственной инициативы, а ее действия ограничиваются тем, чтобы угодить окружающим, сдерживать свои желания и постоянно зависеть от мужской помощи.
Сейчас такие героини кажутся слишком пассивными и неактуальными, ведь современные ценности подразумевают активных, самостоятельных персонажей, которые делают выборы и действуют ради своей цели.
Белоснежка, наоборот, буквально «спасена» только благодаря мужскому вмешательству. Подобная модель героини не смогла бы стать популярной среди современных зрителей.
Золушка: пряничная добродетельность и стереотипы
В фильме о Золушке Уолт Дисней также отразил идеалы 1950-х годов. Главная героиня, несмотря на свою доброту, практически не проявляет собственной инициативы.

По сюжету ее ведут мачеха, фея-крестная, принц. Она же является примером благодетельной домохозяйки, усердствующей в своей работе. Ее излишне покладистый характер странно смотрится в 2025 году.
В 1950 году, находясь в трудном финансовом положении, Уолт Дисней решил сделать ставку на сказочность и романтичность своей истории.
Для этого он создал именно такую Золушку, какой она предстает в мультфильме: необыкновенно добрую, кроткую, терпеливую и пассивную. Ведь активная жизненная позиция не оставляла бы места для чудес, а чудо было так необходимо зрителям, пережившим трудные годы после войны.
Красавица и чудовище: любовь через призму стокгольмского синдрома
В «Красавице и чудовище» Уолт Дисней создал один из самых известных и красивых романтических сюжетов в истории анимации.

Это история, которую многие из нас помнят с детства. Она кажется простой: любовь преодолевает все.
Белль в экранизации Диснея кардинально отличается от Белоснежки или Золушки. Это первый мультфильм, сценарий к которому писала девушка — Линда Вулвертон. Позже она приложит руку к «Аладдину», «Королю льву» и «Мулан».
Героиня получилась дерзкая, смелая и инициативная. Однако в этот раз проглядывается другая проблема.
При более внимательном просмотре, можно увидеть, как отношения между главными героями все больше напоминают иллюстрацию стокгольмского синдрома.
Белль оказывается запертой в замке чудовища, которое на протяжении фильма постепенно превращается из жестокого пленителя в романтического героя.
Проблема заключается в том, что любовь в этом фильме — это история о принуждении и насилии. Белль изначально находится в плену, а ее чувства к Чудовищу развиваются не на основе настоящего выбора или взаимопонимания, а скорее через терпение и прощение его жестокости.
Сегодня такие отношения воспринимаются как токсичные, что делает этот фильм сложным для восприятия в рамках современных ценностей.
Покахонтас: романтика колониализма
Хотя «Покахонтас» — это история о взаимодействии между двумя культурами, на фоне ее исторической неточности и романтизации колониализма фильм вызывает много вопросов.

В реальной истории Покахонтас не была героиней, которая влюбляется в англичанина Джона Смита, ее жизнь была более трагичной и сложной.
В Диснеевском фильме эти события упрощены, чтобы создать более привлекательную и гармоничную историю любви, что приводит игнорированию темных аспектов истории.
Современные зрители, учитывая актуальные разговоры о расизме и колониализме, воспринимают эту историю гораздо более критически.
Романтизированное изображение встречи двух культур на фоне социального неравенства выглядит оскорбительным, что делает этот фильм примером устаревших и неактуальных подходов.
Эволюция героинь Диснея
Вместе с изменением общественных ценностей менялись и персонажи Диснея. С начала 2000-х годов студия начала создавать более сложных, самостоятельных и многогранных женских персонажей, которые уже не были просто «великолепными жертвами».
Примером может служить «Мулан», где главная героиня борется не только за свою страну, но и за право быть собой, несмотря на ожидания общества.
В «Рапунцель: Запутанная история» принцесса сама принимает решения, а не ждет спасения от принца. «Мыши» высмеивают классические тропы, которые сами же ранее и ввели в кинематограф.
Героини последних лет, такие как Моана или Эльза, еще дальше отступают от традиционного образа «дамы в беде». Эти персонажи стали воплощением нового типа женственности, который лучше отражает современное общество и его ценности.