Вопрос 1. Когда дадут тепло в России?
Есть такая традиция: летом мы ждём прохлады, а в холодное время года мечтаем о теплых трубах. Однозначно ответить на вопрос, когда начинается отопительный сезон в России, нельзя. Потому что это зависит от нескольких факторов: погодных условий в разных регионах, готовности коммунальной инфраструктуры, особенностей работы управляющих компаний и даже непредвиденных аварий.
Однако есть нормы, на которые следует ориентироваться. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, тепло подают тогда, когда среднесуточная температура воздуха держится на уровне ниже +8 градусов минимум пять дней подряд.
Однако окончательно этот вопрос решают местные власти. Они ориентируются на прогнозы метеорологов. К примеру, в южных регионах часто осенью случаются локальные потепления. И если впереди жаркие не по-осеннему деньки, отопительный сезон могут отсрочить. И наоборот: в случае резких похолоданий могут дать раньше, чем обещали.
В большинстве регионов нужная среднесуточная температура наступает где-то между 1 сентября и 15 октября.
В России отопительный сезон уже стартовал для жителей Якутии, Чукотки, Ханты-Мансийского автономного округа. А еще в Кемерово, Красноярске, Новосибирске и ряде других городов, где батареи прогрели уже в сентябре – в октябре здесь уже идёт снег. Краснодару и курортам Кубани придется подождать – еще неделю назад здесь температура воздуха поднималась до 29 градусов. В прошлом году отопительный сезон в Краснодаре начался 15 октября по заявительницу принципу.
Кстати, сегодня стало известно, что в Краснодаре все многоквартирные дома готовы к отопительному сезону. Об этом 14 октября сообщил глава города Евгений Наумов на краевом совещании, которое провел губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.
Вопрос 2. Почему тепло дают в разные дни разным домам?
Запуск отопления – сложный процесс, который проходит в несколько этапов. Коммунальщикам нужно заполнить системы теплоносителем, провести пусконаладочные работы и исправить возможные поломки. Срок этих работ может составлять от пары дней до двух недель. Плавный запуск позволяет избежать резких перепадов давления в системе и, как следствие, аварийных ситуаций.
Первыми долгожданное тепло получают важные соцобъекты: учреждения здравоохранения, школы, детсады и так далее. В жилых домах этот процесс наступает чуть позже. И он происходит опять же поэтапно. То есть не всем домам сразу в один день дадут отопление.
Если вы живете в многоэтажке с автономной системой теплоснабжения, вместе с другими жильцами вы сами решаете, когда в доме будет тепло. Либо созывается общее собрание собственников, либо жильцы заранее договариваются с УК, когда пустить горячую воду по трубам.
Через несколько дней, как сезон начался в соцобьектах, отопление включают в многоквартирных домах. К этому моменту управляющие компании должны завершить подготовку к сезону и иметь соответствующие документы, что оборудование и дома готовы.
Еще одна причина, почему у соседнего дома уже теплые трубы, а у вас нет, кроется в особенностях работы УК.
Как это выглядит на деле:
Энергетические компании подвели горячую воду к границам дома. Дальше к делу приступает управляющая организация, которая:
- регулирует систему теплоснабжения внутри дома;
- открывает задвижки на входе в дом;
- устраняет воздушные пробки;
- сообщает в энергокомпанию о проведенных проверках и ремонтах документально;
- на основе этого формируется график для конкретных домов.
Проблема в том, что одномоментно совершить все нужные манипуляции УК не всегда может. Многие управляйки отвечают за несколько домов в разных районах города и физически не успевают все сделать одновременно во всех.
Вопрос 3. Куда обращаться, если отопление не дали
Если вы и ваш градусник уверены, что на улице достаточно холодно для старта сезона обжигающих батарей, первый шаг – управляющая компания или ТСЖ.
Ситуация не изменилась? Стучитесь в Жилищную инспекцию региона. Вам необходимо будет написать жалобу на отсутствие отопления из-за бездействия УК. Это можно сделать лично, или через специальную форму на сайте ГЖИ.
Последняя инстанция, если не сработали обращения в первые две, – Роспотребнадзор. Можете прийти лично или направить жалобу онлайн.
Кроме того, обратиться с проблемой можно в приемную губернатора, Министерство ТЭК и ЖКХ вашего региона и другие инстанции через госуслуги.
Со стартом отопительного сезона в городах начинают работать горячие линии, куда также можно позвонить с вопросом о подаче тепла.