Когда в семье появляется ребенок, родители с умилением начинают фантазировать, как он сделает первые шаги, скажет «мама» и «папа». Между тем, речь – это самый трудоемкий процесс, который происходит в организме маленького человека. На него влияет множество факторов – от особенностей беременности мамы и родов до наследственности и психоэмоционального развития. Стандартов по развитию речи нет, но есть возрастные пороги, в которые вписываются здоровые дети.

Этапы речевого развития

  • Агуканье – появляется с рождения и до 2-3 месяцев ориентировочно. Малыши забавно растягивают гласные, появляются звуки типа «ауу», «аяя».
  • Гуление – начиная с 2 и до 5 месяцев, дети начинают использовать согласные. На этом этапе взрослые часто путают гуление в виде слогов «ма» и «па» со словами. Нет, ваш малыш говорит это еще не осознанно, хотя слышать это приятно. Однако это важная подготовка к слогам, которые будут привязаны к объекту.
  • Лепет – около 6 месяцев гуление постепенно затихает, и на смену ему приходят сложные слоги. Важно понимать, что речевое развитие, как и другие важные «умелки», нужно высчитывать не от даты родов, а от даты ПДР. Иными словами, какие-то этапы могут запаздывать, если ребенок появился на свет раньше предварительной даты родов.
  • Первые слова – начиная с 10 месяцев и до года ребенка родители могут услышать, как его словарный запас пополняется. Речь усложняется жестами. К примеру, малыш может показывать на мяч со словами «бух», взмахивая ручками. В этом возрасте предполагается, что ребенок имеет уже около 10 слов активного словарного запаса (мама, папа, дядя, ням-ням и так далее), и еще больше – пассивного. Последний означает понимание слов. То есть, он понимает, если его просят показать на куклу, но слово «кукла» пока еще сказать не может.
  • Первые простые предложения – в возрасте около полутора лет у ребенка появляется связанная речь. В первых предложениях, которые будет говорить малыш, всего пара слов. Но всегда есть глагол, обозначающий действие, и существительное. Например, мама, ням-ням. Некоторые логопеды называют этот возраст словарным взрывом – ребенок радует родителей новыми словами чуть ли не каждый день.
  • Осознанная речь – начиная с 2 лет дети разговаривают общепонятными словами, включающими местоимения, предлоги, прилагательные. Предложения становятся сложнее, а родителей радует возможность разговаривать с ребенком «на равных» и понимать, что он хочет. Кроме того, речь обогащается интонационно.
  • Полноценная речь с правильным произношением – после двух лет. Дети разговаривают все лучше, четко выговаривая согласные. Не стоит тревожиться, если какие-то звуки еще не поддались – процесс сложный и не прекращается ни на день.

Какие сигналы нельзя упускать

Любого родителя беспокоит масса вопросов еще с роддома. Нормально ли малыш развивается? Все ли у него хорошо? Что должно встревожить?

Конечно, не стоит равняться на дочь маминой подруги, которая уже в полтора года декламировала стихи. Все дети индивидуальны и проходят через этапы развития по-разному. Однако есть общепринятые педиатрами и логопедами «звоночки», которые должны, если не обеспокоить, то заставить приглядеться внимательнее.

  • В 4 месяца у малыша нет комплекса оживления. Это первые эмоции на взрослых (преимущественно на самых близких людей — маму и папу): ребенок начинает дергать ножками, когда к нему обращается с улыбкой родитель, показывает мимикой свою заинтересованность, агукает в ответ.
  • Отсутствие лепета в 6 месяцев. Если малыш до сих пор гулит, речь не усложняется, стоит на всякий случай показаться врачу.
  • У ребенка старше 12 месяцев нет простых слов или их очень мало (2-3).
  • К 2,5 годам в активном словарном запасе ребенка меньше 20 слов.
  • Малыш не реагирует на речь взрослого, обращенную к нему, не понимает, что от него хотят и не различает интонации. На этот момент обращать внимание стоит буквально с 4 месяцев. Обычно дети любят изучать мамино лицо, следить за мимикой и жестами. Но отсутствие интереса и прямого зрительного контакта – повод обратиться к специалистам.
  • Ребенок в 3 года так плохо говорит, что взрослые его практически не понимают. Он неправильно произносит многие согласные, подменяет одни слоги на другие, изменяя слова.
  • У ребенка есть выраженные трудности с произношением – к примеру, слишком тараторит, проглатывая окончания слов либо наоборот, слишком медленно говорит.

Куда бежать, если есть проблемы

Педиатры и логопеды всегда успокаивают встревоженных родителей, которые сравнивают своего ребенка со сверстниками и не в его пользу. В развитии речи, как и в других навыках, главное – постоянный прогресс. Условно, малыш может проходить по нижним границам речевых порогов, начать лепетать в 6,5 месяцев. Но уже через неделю он может разговориться настолько, что его будет не остановить. В раннем возрасте дети преодолевают бурные скачки развития, и иногда они сопровождаются внезапным затишьем, а затем, как снег на голову, появляются новые умения. В любом случае, если вы сомневаетесь или опасаетесь, не лишней будет консультация у специалистов. Обычно родители сразу ищут логопеда, но для начала стоит посетить педиатра. Дело в том, что логопед компетентен далеко не во всех вопросах, связанных с речью. Иногда ребенку нужно проверить слух, чтобы понять, нет ли с этим проблем. Кроме того, может понадобиться осмотр у невролога или даже аппаратные исследования (например, УЗИ головного мозга).

Как помочь ребенку разговориться   

Педиатры, логопеды и психологи в один голос говорят: чтобы малыш развивал свою речь, нужно исключать гаджеты. Но мы понимаем, что в современном мире полностью убрать телевизоры и компьютеры очень сложно. Однако их воздействие нужно дозировать. Как показывают исследования, дети плохо воспринимают речь мультяшных персонажей. Они отвлекаются на картинку и постоянно меняющиеся сюжеты, но не вслушиваются в слова. Поэтому разговорить ребенка может только взрослый. Почаще общайтесь с ним, обсуждая обычные действия: «Смотри, сейчас мама будет готовить кашу. Ты любишь кашу? Сейчас мы возьмем кастрюлю, нальем воду и поставим на плиту.»

Отвечайте ребенку, даже если не понимаете, что он пытается сказать. Так малыш видит, что взрослый заинтересован в общении, и старается донести свои желания.

В детских магазинах и маркетплейсах сейчас бесконечное множество различных развивающих игрушек, начиная от черно-белых карточек, которые показывают младенцу еще в первые месяцы жизни, заканчивая бизибордами и кубиками по системе Монтессори. Мама и папа должны часто показывать предметы, называя их. При этом четко проговаривать слова, не перегружая свою речь лишним. К примеру, когда родители обучают малыша звукоподражанию животных (как собачка делает? Гав-гав), обозначения должны быть всегда одни и те же. «Смотри, это корова! Она говорит «му»!» Проговаривать слова нужно медленно, не торопясь. Представьте, что обучаете иностранца своему языку. Важно, чтобы ребенок запоминал последовательности и слышал их постоянно. При этом, как бы не хотелось бабушкам и дедушкам посюсюкаться с малышом, все же лучше будет, если обозначения предметов и действий будут звучать так, как они есть на самом деле.

Кроме того, логопеды часто советуют родителям устраивать из беседы с ребенком целое театральное представление. Любые новые навыки у малыша появляются через интерес, даже желание кушать. Чем артистичнее вы будете жестикулировать и использовать мимику, тем лучше.

Очень хорошо влияют на развитие речевого аппарата потешки и стишки, песенки в исполнении мамы и папы, рассматривание книжек.

До 1,5 лет главный источник пополнения словарного запаса – это родители и близкие родственники. А вот после этого возраста стоит задуматься о том, чтобы расширить круг общения малыша. Соседские дети, новые знакомые на площадке, садик – помогает ребенку разговориться.

Когда в семье появляются дети, активно развивается не только малыш, но и родители. Поэтому, если хотите чему-то научить своего ребенка, изучите сначала тему сами. На просторах интернета есть достаточно бесплатных роликов по запуску речи и звукоподражанию, которые подскажут, как можно действовать. Некоторые из них можно смотреть вместе с малышом, заменяя обычные мультики.