Итак, вы решили заняться бизнесом. Поздравляем! Как отмечают эксперты, торговля на известных интернет-площадках минимализирует риски: есть связь со службой поддержки, давно наработанная клиентская сеть и бесплатная регистрация. Расскажем на примерах, как начать продавать на Озоне с нуля.

Скажи мне, кто ты, и я скажу, кем тебя назвать

Бизнес-леди Светлана Ивановна решила, что больше не хочет работать на дядю и готова уйти в свободное плавание. Только она не знает, с чего начать. У нее есть хобби, которое приносит маленький доход благодаря «сарафанному радио» — Светлана Ивановна делает мыло на заказ.

С чего ей начать: первым делом наша бизнес-леди должна определиться со своим статусом. Физическим лицам торговать на маркетплейсах нельзя, для этого нужно выбрать одну из правовых форм:

  • ИП. Этот статус подходит Светлане Ивановне, ведь для регистрации на Озоне в качестве индивидуального предпринимателя нет особых требований. У маркетплейса имеется отдельный ресурс, предназначенный для регистрации продавцов — Ozon Seller. При оформлении нужно выбрать свою форму организации из списка, ввести личные данные, загрузить свидетельство ОГРНИП, ИНН и копию паспорта. Внимательно изучи предложенные ОКВЭД, Светлана! Чаще всего продавцы выбирают код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет».

Нюанс: Светлана Ивановна должна учитывать, что она не сможет продать свой бизнес, если такое желание возникнет в будущем. Кроме того, она не сможет разделить свое дело (а значит, и ответственность) с кем-то еще. Если бизнес не пойдет, его можно будет только закрыть.

  • Самозанятые. Такой статус нашей бизнес-даме тоже подходит. Но есть некоторые отличия от ИП: зарегистрироваться в качестве самозанятого может только гражданин РФ, и продавать он может только продукцию собственного производства. Есть также ограничения в товарах: никаких алкогольных напитков, бензина и спиртосодержащей продукции, продуктов питания, антиквариата и товаров, которые маркируются по программе «Честный знак». У нашей Светланы Ивановны с этим проблем не будет, если только она не решит делать алкогольное мыло. При оформлении необходимо заполнить страну, в которой зарегистрирован статус, ИНН, личные данные и электронную почту. Затем нужно выбрать категорию товаров и заполнить название магазина.

Нюанс: Если у вас уже есть статус ИП, придется его закрыть перед оформлением самозанятости.

  • Юридическое лицо. Такой статус позволяет оформить ООО. У фирмы есть преимущества: открыть ее можно как в одиночку, так и с партнерами. Кроме того, при непредвиденных обстоятельствах есть возможность продать бизнес целиком или свою долю. Если все пошло не по плану и у юрлица возникли долги, учредители отвечают личным имуществом только при процедуре банкротства. Также у ООО есть большой выбор видов деятельности – буквально все, что законно. Из минусов – для новичков в бизнесе бухгалтерская отчетность может оказаться сложной задачкой, а деньги компании принадлежат только ей. Чтобы взять любую сумму в личное пользование, нужно заплатить зарплату себе и коллективу, а также налоги с нее, распределить прибыль на дивиденды и заплатить с них налоги. Светлане Ивановне такой вариант не подходит.

Нюанс: в отличие от ИП, для ООО нужен взнос. Минимальная сумма – 10 тыс. рублей. Кроме того, юрлицо должно иметь свидетельство на товарный знак, подтверждающий право пользования. Главное – проверить, чтобы товарный знак вашей фирмы не был даже отдалено похож на другие. Иначе придется разбираться в суде.  

Статус выбран, что дальше?

После заполнения анкеты нашему мыловару нужно принять оферту – договор между Озон и продавцом об условиях сотрудничества. Он стандартный для всех. Следующий шаг – система предложит подключить электронный документооборот (ЭДО). Он понадобится в случаях, если:

  • Продавец планирует размещать свой товар на складах маркетплейса;
  • Будет поставлять свою продукцию на склад «Хоругвино Негабарит», в распределительные центры и дарксторы;
  • Планирует продавать товары с маркировкой «Честный знак» либо ювелирные украшения или товары, которые подлежат сертификации в системе «Меркурий».

Далее Светлане можно загружать свое мыло. Проще всего ей сделать это вручную в личном кабинете, поскольку у бизнес-леди немного позиций. Но есть и другие варианты: в приложении Ozon Seller, через XLS-шаблон, в онлайн-таблицах, через плагин Synchrozon для 1С, через API.

И, наконец, самая волнительная творческая часть в любом интернет-бизнесе – создание карточек товара. Будь аккуратнее с описанием, Светлана! Не допускай опечаток и следи за тем, чтобы на изображениях не было логотипов или рекламы.

Выбираем схему работы

У маркетплейса есть три варианта для продавцов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

  • FBO — продажа и доставка со склада Озон. Как это работает: поставщик привозит свой товар на любой склад интернет-площадки, находящийся поблизости. Все остальное берет на себя Озон – он размещает товары на сайте, берет оплату, упаковывает товар и отправляет его заказчикам. За это придется платить – у Озон есть калькулятор, который подскажет, во сколько вам обойдутся затраты.
  • FBS — продажа со склада продавца, а доставка силами маркетплейса. Производитель арендует место на складе, где будет хранить свой товар. Когда кто-то из пользователей делает заказ на Озоне, интернет-площадка сигнализирует об этом продавцу. Он забирает товар со склада, упаковывает и готовит к отгрузке. Заказы можно отвезти либо самому в пункт приема, либо передать курьером.
  • RFBS — продажа со склада продавца, а доставка либо своими силами, либо логистической службой Озона. Когда клиенты делают заказ, продавец сам собирает посылку, упаковывает и доставляет той службой доставки, с которой сотрудничает. Если клиент решил оформить возврат, продавец сам решает, принять его или нет. Если возврат одобрен, заказ придёт обратно на склад продавца любым удобным способом — Почтой России, службой доставки, курьером.

Ранее «КИ» рассказали, зачем маркетплейсам данные из госуслуг.

Информационный обзор редакции