Ровно семь лет назад три миллиарда телезрителей стали свидетелями одной из самых грандиозных церемоний открытия Олимпийских игр. В 2014 году в главном курортном городе страны дали старт зимней Олимпиаду, которая впоследствии принесла России первое место и 30 медалей, в том числе 10 золотых. 

Но, пожалуй, впервые в истории ажиотаж вокруг организации мероприятия в разы превысил интерес к самим состязаниям. Чем же запомнилось событие, перевернувшее отношение мира к России? Как организаторы смогли создать величайшее шоу, даже когда план дал трещину? Все закрутилось 14 лет назад — именно тогда стало известно, где пройдет Олимпиада-2014.

Талисманы

snimok ekrana 2021 02 06 v 14.57.10 Краснодарские известия
Фото: w-dog.ru

Первая эмблема-логотип была представлена в 2009 году. Однако настоящий ажиотаж развернулся вокруг главного талисмана игр. Изначально сочинцы отдали предпочтение дельфину на лыжах от ярославской художницы Ольги Беляевой. Но после итогов голосования представитель оргкомитета заявил, что талисман зимних Игр будет выбран позже. В сентябре 2010 года был объявлен всероссийский конкурс талисманов. 

Организаторы конкурса получили свыше 24 тысяч вариантов, среди которых отобрали 10. К февралю 2011 года на официальном сайте конкурса определилась тройка наиболее популярных — Белый медведь, Леопард и Дед Мороз. В итоге на «Первом канале» двое из трех стали окончательными победителями — Мороза заменил Зайка. Мороза пришлось исключить, поскольку в случае победы этот образ перешел бы в собственность Международного олимпийского комитета.

К слову, у талисманов имеются собственные биографии. Так, Леопард — горный спасатель-альпинист и сноубордист, живущий на огромном дереве на высокой скале в горах Кавказа. Медведь живет за полярным кругом, где из снега и льда не только стены, но и все вещи. Воспитывался полярниками, которые научили его кататься на лыжах и коньках и играть в керлинг. Зайка — ученик-отличник Лесной Академии, который помогает маме в семейном ресторанчике «Лесная запруда» и участвует в спортивных соревнованиях.

Слоган

В сентябре 2012 года стало известно, что проходить Олимпийские игры в России будут под тремя словами: «Жаркие. Зимние. Твои». Второе слово в английском варианте несет в себе дополнительный подтекст — в разговорной речи cool также означает «клевый, крутой». «Жаркие» отсылает к месту проведения — Сочи. А «Твои» символизируют, что предстоящие состязания будут «Олимпиадой каждого».

Визуальный образ

snimok ekrana 2021 02 06 v 15.05.03 Краснодарские известия
Фото: mercator.ru

Еще одной особенностью сочинских игр стал дизайн. Для визуального воплощения было придумано голубое «лоскутное одеяло», представляющее собой объединение в единую концепцию 16 орнаментов национальных промыслов России. Туда вошли кубанские, кубачинские и якутские узоры, уфтюжская, мезенская, жостовская и ракульская росписи, северодвинская живопись, хохлома, гжель, русский ситец, палехская миниатюра, павлопосадские платки и вологодское кружево.

Музыка

Написать саундтреки к главному спортивному мероприятию страны жаждали ведущие композиторы и продюсеры России, в том числе Дробыш, Фадеев и Меладзе. Но всех обошел 30-летний автор Сергей Маринкин. На тот момент он успел поработать в продюсерском центре Александра Толмацкого. Писал музыку для участников проекта «Фабрика звезд», Киркорова, Инны Гомес, Никиты Малинина. Примечательно, что тендер на эту работу он едва не упустил, поскольку именно в те дни горячо влюбился в девушку и забыл сдать «домашнее задание». К счастью, ему перезвонили и напомнили все-таки отослать свои музыкальные наработки.

Сроки были невероятно сжатые, а объем работ — грандиозный. Всего за полгода Маринкин написал музыку к нескольким сотням роликов, которые в итоге сопровождали телевизионные трансляции Олимпиады. Одних только роликов для спортсменов было создано более 300, а также ролики о каждом зимнем олимпийском виде спорта, музыка для роликов о Сочи, самые яркие моменты Олимпиады, медальный зачет, множество трейлеров и других роликов, которыми оформлялась телевизионная трансляция Олимпиады. Все это сопровождалось саундтреками Сергея.

Я открыл для себя очень странные виды спорта типа керлинга и скелетона. Чтобы к ним написать заставки, я смотрю видео на YouTube – что они собой представляют. Потом лезу в «Википедию» узнать об истории, и тогда мне становится понятно, как энергию этого вида перелить в музыку,
— рассказывал тогда Маринкин.

Главная сложность, по его словам, была в постоянных изменениях повестки и разных языках, на которых говорили композитор и продюсеры. 

Приходит ко мне продюсер, просит написать музыку к видео на 80 секунд. Пишу. Потом что-то меняется, видео сокращают до 60 секунд. Переписываю с нуля, корректировать не получается. Иногда случается недопонимание, потому что мне сложно освоить их видеотермины, а им – мои музыкальные,
— цитировал автора «Собеседник.ru».

Церемония открытия

https://youtu.be/ygluZ0tB8S4

Если сравнить Олимпиаду в Сочи с фильмом, то все упомянутое выше было лишь препродакшном, подготовкой. Главное событие началось 7 февраля 2014 года в 20:14 по московскому времени на сочинском стадионе «Фишт». 

Один только список организаторов мероприятия внушает трепет. Главным креативным продюсером и автором сценария стал Константин Эрнст. Художником-постановщиком — Георгий Цыпин, работавший ранее в Мариинском и Большом театрах, Метрополитен-опере и Ла Скале. Специалистом по подвесным конструкциям назначили Джеймса Ли, который уже имел опыт на Олимпиаде в Лондоне. 

За хореографию отвечали Фил Хайс (ставил номера на Олимпиаде), Натан Рай (постановщик в мюзиклах «Иисус Христос — суперзвезда», «Mamma Mia!») и Шана Кэролл из цирка Дю Солей. Художник по костюмам Ким Баррет тоже работал на цирк Дю Солей, а также создавал образы для фильмов «Человек-Паук» и «Облачный атлас». Режиссером-постановщиком стала Сильвия Хейес, известная крупными постановочными номерами в цирке Shangai.

Подготовка к церемонии началась более чем за год до ее начала, причем со строительства самой арены. «Фишт» спроектировали австралийские специалисты, а возвели российские и турецкие рабочие. Оборудование, механическое и телевизионное, заказали из Германии и Японии. Реквизиты для декораций пришли из Швеции, Австралии и других стран.

Трансляция стартовала с ролика, посвященного русскому алфавиту. 11-летняя краснодарская гимнастка Лиза Темникова произносила буквы и то, что с ними ассоциируется у россиян — люди, являния, предметы. С некоторыми буквами авторам затеи пришлось импровизировать. Так, твердый знак символизировал «Пушкинъ».

Не будем пересказывать все, что происходило на самой церемонии, но не упомянуть многоликую символичность образов, использованных в выступлениях, просто невозможно. Для зрителей какие-то из них могли пройти мимо. Во время мероприятия были показаны изображения, которые отсылали к тем или иным аспектам русской культуры. 

Так, к примеру, была продемонстрирована Рыба-кит, которая является мотивом из апокрифической Голубиной книги — сборника восточно-славянских народных духовных стихов конца XV — начала XVI века. А сцена с «танцующими» куполами стала развитием темы «Древняя Русь как авангард», которую открыл Аристарх Лентулов. Уход «Древней Руси» с арены под колокольный звон напомнил собой крестный ход. 

Также сцена закладки Петербурга была взята из рисунка Валентина Серова «Петр Первый на строительстве Петербурга». Вдобавок постановщики процитировали в сцене балета Дианы Вишневой «Голубку Пикассо». Знатоки отметили аллюзии к иллюстрациям «Маленького принца» и картине Сергея Лучишкина «Шар улетел». Был процитирован конструктивистский театр начала 1920-х.

Помимо музыки Маринкина на церемонии прозвучал целый каскад знаковых мелодий и песен всех времен, которые стали саундтреками к истории страны, показанной в формате циркового театра. Каждый трек отмечал очередную эпоху в развитии государства. Среди них были и классические, и инструментальные, и новейшие. Однако главную песню, Олимпийский гимн, исполнила кубанская оперная певица Анна Нетребко в сопровождении мужского хора. 

https://youtu.be/ENdwokKuubQ

В ходе церемонии на «Фиште» прозвучали «Половецкие пляски», «Кострома», вальс Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь», румба из сюиты Свиридова «Время, вперед!», «Лучший город Земли» в исполнении Магомаева, «Вокализ» Эдуарда Хиля, «Подмосковные вечера», «Ребята с нашего двора» Любэ, «Пусть всегда будет солнце». Зрители услышали даже миксы российского диджея Леонида Руденко, культовую песню «Тату» — «Нас не догонят», а также «The Game Has Changed» из фильма «Трон: Наследие».

Всего в подготовке мероприятия было задействовано более десяти тысяч организаторов и участников и две тысячи волонтеров. Все это масштабное событие было отрепетировано вдоль и поперек. Каждая секунда была на счету, каждый участник задействован на полную. Но даже при таком скрупулезном походе не обошлось и без неожиданных, но забавных накладок. В какой-то момент пришло время распускать в воздухе красивые светящиеся конструкции в виде главного символа Игр, пяти колец. Они должны были расшириться подобно цветочным бутонам, но самое последнее из них вдруг так и застыло в изначальной форме. 

Считанные секунды и трансляция для россиян прервалась — Эрнст понял, что случилось непредвиденное. Позже он рассказал, что виновниками ситуации стали ирландские высотники, которые уронили кольцо на одной из репетиции, но побоялись сказать об этом. Впрочем, к недоразумению все отнеслись с иронией — пять колец с одним нераскрывшимся моментально стали брендом, раскупаемым быстрее, чем оригинальная символика.

Церемония закрытия

https://youtu.be/FAv9MJm5ylQ

Забегая вперед, отметим, что Эрнст не стал комплексовать по поводу неурядицы с кольцом и, посоветовавшись с режиссером церемонии — итальянцем Даниэле Финци Паска, решил повторить ее, но уже намеренно, превратив в самоиронию. Мировые СМИ оценили шутку и неофициальный логотип приобрел еще большую популярность.

Сюжет церемонии закрытия решено было посвятить русской культуре. Затея превратилась в настоящее путешествие по литературе, музыке, живописи, кинематографу. Все началось с танцевального номера с проекцией морских волн и «серебряными рыбками», выстроившимся в олимпийские кольца. По воздуху плыла лодка, в которой сидели Лиза Темникова вместе с двумя клоунами — Андреем Шарниным и Аскольдом Запашным, а также с Юрием Гагариным и Валентиной Терешковой.

Начальной композицией стала музыка из кинофильма 1946 года «Эта прекрасная жизнь» Дмитрия Темкина, 4-кратного обладателя «Оскара». Номер, посвященный живописи, был выполнен в духе картин Марка Шагала. Зрители увидели все шедевры, созданные русскими мастерами. Для номера, который показал бы миру все величие русской музыки, пригласили легендарного пианиста Дениса Мацуева. В сопровождении оркестра он исполнил Второй концерт для фортепиано Сергея Рахманинова.

Но все таки самым значимым и грандиозным номером стало выступление артистов Большого и Мариинского театров. Актеры в сопровождении 48 танцовщиков кордебалета исполнили «па-де-де» под симфоническую сюиту «Шехерезада» Николая Римского-Корсакова в исполнении Первого всероссийского юношеского оркестра. 

Для того, чтобы продемонстрировать миру отечественную литературу, на сцену вышли загримированные под русских писателей актеры и их гигантские портреты, вокруг которых плясали под музыку к пьесе Михаила Лермонтова «Маскарад» их персонажи и библиотекари. Во время выступления звучали вдохновляющие цитаты, которые знает, пожалуй, каждый житель нашей страны: 

— «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» (из стихотворения Владимира Маяковского «Послушайте!»);

— «Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать?» (из романа в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин»);

— «Есть чувства, которые поднимают нас от земли» (из повести Ивана Тургенева «Ася»);

— «Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью» (А. И. Солженицын);

— «Рукописи не горят» (из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Олимпийский огонь погасили под музыку Эдуарда Артемьева из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». А после этого по щеке Белого Мишки покатилась слеза — значимая отсылка к Олимпиаде 1980 года. В тот момент прозвучал фрагмент песни Александры Пахмутовой «До свидания, Москва».

Результаты церемоний ошеломили даже их авторов. Количество запросов о сочинской Олимпиаде в те дни превысило в два раза население Земли и достигло 13 млрд. Благодаря невероятным усилиям постановщиков Игры 2014 года стали самыми рейтинговыми в истории Олимпийского и Паралимпийского движения. И теперь Сочи — не только курортная, но и олимпийская столица страны. А ее наследие до сих пор вызывает уважение у жителей зарубежных стран.