
Добровольный шпионаж
Мало кто знает, что на знаменитой Ялтинской конференции лидеры союзных держав договорились между собой делиться друг с другом военными разработками, чтобы ни у одной из стран не было монополии на какое-то супероружие, которое могло стать причиной развязывания новой войны.
Однако пока СССР приходил в себя после войны, восстанавливал народное хозяйство и отстраивал города, США занимались разработкой ядерного оружия, и британцам было об этом известно. Эта информация скрывалась от СССР, но наши шпионы не дремали.
Кроме того, некоторые иностранные ученые добровольно решились передавать информацию советскому правительству о ходе разработок, чтобы не допустить сосредоточения ядерного оружия в одних руках.
Одним из них был физик Клаус Фукс. По воспоминаниям руководителей советской ядерной программы, данные, предоставленные Фуксом, позволили сократить примерно на год работу над атомной бомбой. Возможно, именно это сыграло решающую роль в том, что американские планы ядерной атаки на Советский Союз так и остались на бумаге.
За что стало стыдно Сахарову
В августе 1949 года в СССР была испытана первая собственная атомная бомба, что нарушило монополию США на данный вид вооружений. Но Соединенные Штаты опережали Союз как по количеству произведенных зарядов, так и по качеству. В 1951 году у нас было 5 ядерных бомб, в Америке — 100, через пять лет у США — 1000 бомб, у нас — 50. Каждое новое изделие было мощнее предыдущего, две страны вступили в ядерную гонку.
За два месяца до смерти «отца» советской атомной бомбы Игоря Васильевича Курчатова Хрущев объявил ему выговор на заседании политбюро за то, что он вместе с трижды героем, главным конструктором ядерного центра Челябинск-70 Кириллом Ивановичем Щелкиным отказались спроектировать бомбу зарядом в 100 мегатонн, так как имеющееся оружие в одну мегатонну и без того могло уничтожить любой город. Щелкина за это сняли с работы, лишили всех наград, не дали персональную премию.
Тогда Андрей Дмитриевич Сахаров сказал, что он сделает такую бомбу, и сделал. После этого стали думать, где и как ее применить. Тогда Сахаров в шутку предложил поместить одну торпеду с ядерным оружием на подводную лодку, подойти к берегам США и произвести пуск. В этом случае приливная волна трижды прокатилась бы от восточного до западного побережья Америки, уничтожив все на своем пути.
Но контр-адмирал Исаев сказал на это: «Андрей Дмитриевич, мы, моряки, привыкли воевать в честном бою». И Сахарову стало стыдно, он сам потом об этом говорил.
В мирных целях
Сегодня американцы могут уничтожить Землю имеющимся атомным оружием пятнадцать раз, мы — девять. И здесь главное — не переступить черту, а это, как показывает история, сделать очень просто. Помните Карибский кризис? Наличие у СССР атомной ракеты, нацеленной на Нью-Йорк, остановило Кеннеди от развязывания войны.
Ядерное оружие — это не только средство защиты государства и сдерживания агрессора от нападения, но и принципиально новые, высокие технологии. Атом может быть и мирным, а ядерные взрывы — служить на благо, а не во вред.
В СССР было проведено 124 ядерных взрыва в мирных целях. Мы сегодня ищем и находим нефть и газ в Восточной Сибири только потому, что в свое время была проведена серия геофизических ядерных взрывов, благодаря чему удалось «просветить» всю Сибирскую платформу и стало ясно, где искать. Небольшие ядерные взрывы позволили также создать сейсмическую карту страны. Китайцы, к слову, просили при Горбачеве сделать для них то же самое, но переговоры сорвались.
Вот еще один пример применения атомной энергии в мирных целях. Раньше в шахтерской Горловке на Украине гибло много шахтеров из-за взрывов метана. Тогда наши ученые провели в тех местах два небольших ядерных взрыва, в результате образовалось несколько неопасных трещин, через которые метан вышел. С тех пор вот уже 30 лет на шахте не было ни одного взрыва газа.
Справка «КИ»
Владимир Степанович Губарев родился в 1938 году в Белоруссии в семье военачальника. Окончил МИСИ им. Куйбышева в 1960 году. Работал журналистом в газетах «Комсомольская правда» и «Правда», освещая актуальные вопросы науки и освоения космоса.
К 30 годам побывал на всех пусках ракет и испытаниях ядерного оружия, дружил с Гагариным и Титовым, с генеральными конструкторами и секретными физиками-ядерщиками. 26 апреля 1986 года первым из журналистов оказался на месте чернобыльской аварии.
Под впечатлением от увиденного написал пьесу «Саркофаг», которая была поставлена в 56 театрах мира и имела огромный успех.
Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.