
Первый казачий генерал Кубани, депутат первого, четвертого и пятого созывов Законодательного Собрания края, бывший вице-губернатор, почетный гражданин Краснодара — это перечень заслуг и отличий человека, имя которого, без преувеличения, знают все жители Кубани. Его вклад в развитие нашего региона и кубанского казачества, бесспорно, является выдающимся. Неслучайно кроме многочисленных наград и почетных званий Владимир Прокофьевич удостоен двух высших государственных наград Краснодарского края — орденом «За выдающийся вклад в развитие кубанского казачества» и медалью «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени.
Из старинного казачьего рода
С Владимиром Прокофьевичем мы знакомы уже более 40 лет. В 1983 году, только отслужив срочную службу в армии, 20-летним пареньком я поступил на исторический факультет Кубанского госуниверситета. Преподавателем и куратором нашей группы «А» был выпускник аспирантуры Ростовского госуниверситета Владимир Громов. В том же году он защитил кандидатскую диссертацию.

Владимир Прокофьевич прививал нам, молодым студентам, любовь к истории своего Отечества и своей малой родины — Кубани. А мы платили своему молодому преподавателю уважением и признательностью. Именно благодаря Громову я стал профессионально заниматься историей Кубани и кубанского казачества. На этом пути он был моим учителем и наставником, научным руководителем моей дипломной работы и оппонентом на защите кандидатской диссертации, за что я ему безмерно благодарен.
…Владимир Громов родился 21 февраля 1950 года на хуторе Курчанском Приморско-Ахтарского района в казачьей семье. Его отец, Прокофий Иванович, носивший казачью фамилию Гром, родился за год до революционных событий 1917-го. Прапрадед Онисим Гром, прибывший на Кубань в числе первых черноморцев в начале 1790-х годов, был казаком Щербиновского куреня. Впоследствии казаки Гром поселились в основанной в 1865 году станице Курчанской Таманского отдела. Здесь в том же году родился дед Владимира Прокофьевича — Иван Алексеевич Гром. Здесь же он женился на курчанской казачке Ольге Игнатовне Губе. Их семья, как, впрочем, и все казачьи семьи в то время, была многодетной — восемь детей, из них шестеро сыновей. Младшим был отец Владимира Громова — Прокофий Иванович.
В 1919 году Иван Алексеевич Гром заболел тифом и вскоре скончался. Бабушка Владимира Прокофьевича в свои 39 лет осталась вдовой с восемью детьми на руках, старшему из которых исполнилось только 17 лет. А тут еще новая беда — семья была вынуждена бросить нажитое годами хозяйство и в числе других 40 станичных семей переселиться на новые земли, в станицу Приморско-Ахтарскую. Здесь курчанские казаки основали хутор Новокурчанский. В условиях продолжавшейся Гражданской войны и разрухи пришлось с нуля обустраивать свой быт.
После войны хозяйство благодаря неустанному труду всей семьи понемногу стало налаживаться.
— Авторитет матери в семье был непререкаем, сыновья и дочери слушались ее безоговорочно. Бабушка воспитывала детей в труде и послушании.
В годы НЭПа в трудовой семье появился достаток, завели крупный рогатый скот, лошадей, которых даже отправляли на продажу в Краснодар. В годы коллективизации, по словам Владимира Прокофьевича, «забрали все», а затем пришел голод 1932-1933 годов, унесший десятки тысяч казачьих жизней, в том числе ближайших родственников семьи Гром. По образному выражению атамана, после сплошной коллективизации и голода «изменилась география расселения казаков. Те, кто был в силах, расселялись по стране».
Некоторые уже взрослые дети из их казачьей семьи тоже переселились в другие регионы. Большинство же осталось на родной Кубани. Здесь отец Владимира Громова, Прокофий Иванович, и нашел свою половинку — Александру Васильевну (урожденную Шовкопляс), в 1937 году они поженились. В 1938-м у них родился сын Василий, в 1940 году — Алексей.
Жили бедно, но на образовании детей не экономили
С началом Великой Отечественной войны на фронт ушли 4 брата Грома. Дмитрий и Григорий погибли, Никифор стал инвалидом. В сентябре 1941 года в армию ушел и младший — отец будущего атамана. В составе сформированной в Новороссийске 79-й отдельной бригады морской пехоты под командованием полковника А.С. Потапова участвовал в героической обороне Севастополя. В июле 1942-го в числе последних защитников города сражался на мысе Херсонес, в районе легендарной батареи №35. Раненым попал в плен.
Прокофию Грому довелось сполна испытать все ужасы гитлеровского плена. Три раза пытался бежать, но неудачно. После освобождения он оказался в американской зоне оккупации. Союзники предлагали остаться у них, суля всяческие блага. Но казак выбрал родную Кубань. После проверки вновь был призван в армию, служил в Германии, в комендатуре Берлина. Демобилизовался в 1947 году, вернулся в родной хутор. Построил небольшой домик. Здесь 21 февраля 1950-го родился будущий атаман Владимир Громов (приставка к фамилии Гром — «ов» появилась после войны).
Жили бедно. Однако родители, сами не получившие должного образования, делали все, чтобы дать его детям. При этом не забывали рассказывать им о казачьих корнях и воспитывать в казачьем духе. Как-то маленькому Владимиру подарили каракулевую кубанку с алым верхом.
В ней я и ходил в школу — на зависть одноклассникам,
— вспоминал атаман.
В своих воспоминаниях Владимир Прокофьевич приводит малоизвестный сегодня факт. В послевоенное время обязательным было получение 7-летнего бесплатного образования. За обучение в 8-10-х классах платили родители.
— За обучение моего старшего брата отец платил 250 рублей в год. Не платили за обучение те, чьи отцы погибли на фронте.
Нужно заметить, что деньги тогда немалые, но потрачены были не зря. Старший сын, Василий Громов, стал юристом. Работал в органах прокуратуры, был деканом юридического факультета КубГУ, заместителем председателя ЗСК, получил почетное звание «Заслуженный юрист Кубани».
От научного кружка до возрождения казачества и войска
Чтобы иметь возможность дать сыновьям высшее образование, Прокофий Громов решил переехать в Краснодар. Купил старую казачью хатку в станице Пашковской, куда в 1958-м перевез семью. Здесь Владимир пошел во 2-й класс школы №60, где впоследствии много лет работала его жена, Ольга Петровна. После службы в армии, в 1970 году, Владимир Громов поступил на только что открытое подготовительное отделение Краснодарского пединститута и по его окончании — на 1-й курс исторического факультета уже Кубанского госуниверситета.
Будучи студентом, Владимир Прокофьевич совмещал учебу с общественной деятельностью. Работал в студенческих стройотрядах, в 1976 году стал командиром интернационального стройотряда им. Г. Димитрова. Возглавлял студенческое научное общество факультета. После успешной защиты дипломной работы, посвященной Персидскому бунту черноморских казаков (1797), члены государственной комиссии единогласно рекомендовали выпускника Громова для поступления в аспирантуру.
С 1976-го Владимир Прокофьевич работал ассистентом на кафедре дореволюционной отечественной истории. В 1978-м стал заместителем декана факультета по воспитательной работе. В 1980-1983 гг. учился в аспирантуре Ростовского госуниверситета. После успешной защиты стал кандидатом исторических наук, в 1988 году — доцентом. Именно тогда на историческом факультете он организовал научный кружок «Проблемы военной истории России и казачества».
В кружок вошли студенты Андрей Горбань, Федор Бунин, Александр Бурмагин, выпускник нашего факультета Александр Берлизов… Студенты готовили выступления, сообщения. Берлизов в это время работал над кандидатской по проблеме казачества. Возрождение кубанского казачества начиналось в стенах Кубанского университета студентами исторического факультета и его выпускниками. Мощное народное движение охватило не только Кубань, но и иные регионы России. В авангарде шло кубанское казачество,
— отмечает атаман Громов.
В 1989 году создается первая казачья организация Кубани — Кубанский казачий клуб. Спустя год его участники составили основу организационного комитета по подготовке и проведению Учредительного съезда казаков Кубани. В августе 1990-го В.П. Громова избрали первым атаманом Пашковского станичного казачьего общества.
12-14 октября 1990 года в Краснодаре в помещении бывшего Зимнего театра (ныне филармония им. Пономаренко), где в годы Гражданской войны проводились заседания Кубанской краевой Рады, прошел Учредительный съезд казаков Кубани, на котором была учреждена Кубанская казачья Рада, впоследствии — Всекубанское казачье войско. Подавляющим большинством голосов атаманом был избран Владимир Прокофьевич Громов. Под его руководством начался процесс возрождения, становления и развития кубанского казачества.
Продолжает заниматься научной и общественной деятельностью
Казачий генерал В.П. Громов — заслуженный работник науки Кубани. Награжден орденами Дружбы, Русской православной церкви — Сергия Радонежского, Благоверного князя Даниила Московского II ст. и Дмитрия Донского. Орденами «Честь и слава» Республики Абхазия, «За заслуги» Республики Ингушетия и высшей наградой Республики Адыгея — медалью «Слава Адыгеи», именной шашкой министра обороны РФ и др.
Атаман и сегодня в казачьем строю. Занимается научной и общественной деятельностью, является членом Общественной палаты Краснодара, проводит большую работу по воспитанию казачьей молодежи.
На вопрос о происхождении у него этого удивительного казачьего духа атаман с улыбкой отвечает:
— Мне повезло, что я вырос и воспитывался в казачьих культурно-бытовых и семейно-бытовых традициях. Меня воспитали настоящие казаки. Никто не учил, не наставлял — я просто жил в этой среде.
Автор материала: Александр Бурмагин, кандидат исторических наук, помощник атамана Екатеринодарского отдела, войсковой старшина.