Забор — одна из скреп нашего города, такой же символ, как река Кубань, кинотеатр «Аврора», пробки или парк Галицкого. Серые и зеленые, неприступные и ветхие. Забор как национальная идея и культурный код — готовая тема диссертации, дарю.  

Заборы не только защищают и вселяют спокойствие тем, кто за ними скрывается, они воспитывают наше отношение к архитектуре города.

Не люблю обобщать — расскажу про себя. В первом классе мой путь в школу лежал мимо котельной, гаражного кооператива, какой-то брошенной стройки, типовых панелек и самого знаменитого забора в мире (не считая Великой Китайской стены) — железобетонного, серого, с ромбиками. Строители его больше знают как «плита ограды ПО2». Что было за ним, я так и не выяснил, скорее всего, что-то невероятно важное — водозабор или РЭП.   

Дорогу в школу я помню в деталях и сейчас, как и скучную застройку, сопровождавшую меня к первому уроку. Говорят, среда обитания воспитывает наше представление о прекрасном, как и музыкальный вкус формируется в первые 15 лет жизни. Я склонен с этим согласиться, музыку отцовских пластинок я люблю до сих пор. Так за что мы ругаем наших современных архитекторов и их заказчиков, ведь  они тоже детьми шли мимо тех самых железобетонных заборов, а сейчас проектируют современные жилые комплексы и торговые центры? 

Да, есть немало поклонников подобной эстетики, частью которой является и граненый стакан, но мир становится ярче и интереснее, и принцип «не выделяйся, будь как все» архаичен и не востребован. Как минимум — в современной архитектуре.  

Автор того самого забора с ромбиками — Борис Лахман. За свою работу он получил премию 50 рублей и эмигрировал в США, сделал головокружительную карьеру. Он удивляется, почему именно этот проект растиражирован в таком количестве, ведь была масса других удачных вариантов.

Я до сих пор, когда смотрю советские фильмы, да и просто кадры из России, даже в маленьких городках вижу только свои заборы, 
сетует Лахман в интервью журналу Esquire

Несколько лет назад я сделал первый ремонт в жизни. Все вроде как современно: серые стены, серые фасады мебели и декоративная штукатурка, имитирующая бетон. Можно списать на моду, а я считаю, что это прямое  влияние «плиты ограды ПО2». 

Это мы уйдем, а заборы останутся.

Как минимум — оградкой вокруг могилы.