По следам кубанского Пуаро

Передвигаясь пешком по ул. Октябрьской, по ее нечетной стороне, быть может, на ходу вы бросите случайный взгляд на светлый одноэтажный домик под номером 83. Более внимательные заметят вывески, особенно одну — памятную доску с малознакомой для большинства людей фамилией Александр Петрович Пришельцев. Дело в том, что в начале XX века в этом доме находились сыскное отделение (уголовный розыск) и служебная квартира его начальника. Этот пост с 1909-го по 1914-й занимал  легендарный в дореволюционной России сыщик Александр Пришельцев, которого позже назовут кубанским Эркюлем Пуаро. Не будучи кубанцем по рождению, за время своей работы он очень много сделал для бе-зопасности жителей Кубани и ее столицы. Благодаря нестандартному мышлению и активному применению в своей работе таких методов, как  внедрение агента в банду, глубокий анализ оперативных данных, не только в  Екатеринодаре, но по всей области Пришельцев обезвредил тысячи злодеев различных мастей. Имея в подчинении всего 8 человек, начальник УГРО сумел ликвидировать самые крупные банды того времени. Дома и улочки старого Краснодара хранят воспоминания о тех лихих днях.

Булки с малиной

В июле 1912 года агентура донесла в полицию Екатеринодара, что преступная группировка открыла пекарню на пересечении улиц Пашковской и Рашпилевской. Это сейчас там можно спокойно прогуляться, даже селфи сделать, а тогда незадачливый прохожий, случайно оказавшийся рядом не в то время, мог и пулю схлопотать: очень уж опасные персонажи там разгуливали. Как нетрудно догадаться, пекарня на деле оказалась бандитской малиной, где отмывались преступные деньги. Чтобы вывести бандюг на чистую воду, полиции требовалось больше информации. Нужен был свой человек в логове преступников. И таковой нашелся — удалось завербовать одного из участников банды, который сообщал правоохранителям обо всех действиях своих подельников. Но матерые преступники крота разоблачили и жестоко расправились с ним: обгоревший труп стукача обнаружили за рекой Кубань. 

Времени на раздумья не было — правоохранители пошли в открытую. Надзиратель Жуковский и городовой Вольский наведались в пекарню и застали там ее владельца Самусьева и криминального авторитета по кличке Захар. Понятно, что те подобному визиту не обрадовались — завязалась перестрелка. Когда же к месту перестрелки подоспела подмога, двое бандитов были убиты. Был ранен городовой Вольский. Точка в деятельности притона, закамуфлированного под законное предприятие, была поставлена раз и навсегда.

Полюндра! За вами полиция!

Довелось расследовать Пришельцеву и зверское убийство семьи персидского подданного Аршака Саркисова, совершенное в феврале 1910 года. Душегубы не пожалели ни беременную жену Саркисова, ни 5-летнего сына, ни 14-летнюю девочку-прислугу. Кровь невинных, казалось, навсегда впиталась в стены, пол, внутреннее убранство этого здания. Кстати, дом из красного кирпича, где, по мнению исследователей, все и произошло, стоит и по сию пору на углу улиц Советской и  Октябрьской. 

Между тем расправе над Саркисовыми предшествовало еще несколько драматических событий. В декабре 1909 года на углу улиц Базовской и Гоголя убили и обокрали владельца торговой лавки и его работника. Спустя несколько дней на ул. Посполитакинской (ныне Октябрьской) бандиты напали на лавочника и четверых его знакомых. На той же улице вскоре полиция нашла труп крестьянина Гончарова. В феврале 1910-го на пересечении улиц Длинной и Посполитакинской обнаружили тела крестьянина Вильховченко и гражданина Томазова. Стало ясно, что это не простые совпадения и за всеми этими зверствами стоят одни и те же люди. К расследованию были подключены лучшие сыщики и агентура. Выяснилось, что к бесчинствам причастен беглый каторжник Антон Полюндра и несколько бандитов из станицы Абинской. Однако при задержании предводителю головорезов вместе с подельником удалось сбежать. Зато остальных, в том числе и женщин, доставили под конвоем в  Екатеринодар. Кстати, у одной из преступниц нашли крестик, принадлежавший убитой жене Саркисова. И все-таки главаря, Полюндру, большого любителя роскошной жизни, удалось схватить. Как оказалось, даже находясь в бегах, он не смог отказать себе в удовольствии поселиться в гостинице в центре города —
в районе Нового базара (ныне Кооперативный рынок). Там его и взяли. Выследили и его подельника. За бандой тянулся шлейф и других «подвигов» по станицам. О  них тоже стало известно полиции.

Каторжник и Журавель

Будете на ул. Октябрьской (в дореволюционном Екатеринодаре —  Посполитакинской), чуть замедлите шаг возле домов между Гимназической и Гоголя (в те времена Гоголевской). С этим местом связана еще одна криминальная история из жизни Екатеринодара. 

Однажды ночью помощник полицмейстера города Григорий Журавель, потомственный дворянин Кубанского казачьего войска,  объезжал на фаэтоне полицейские посты. Вдруг он заметил троих человек «с большими кошельками», скорее всего, это были саквояжи. Оперативное чутье подсказало ему, что люди эти могут быть опасны. Журавель соскочил с фаэтона и с криком: «Стой!» бросился к ним, одного даже схватил за воротник, остальные бросились наутек. Задержанный же сопротивлялся, пытался засунуть руку в карман за револьвером. Пристав крикнул на помощь извозчика, и вместе они доставили мужчину в участок. В кармане задержанного обнаружили «Смит-Вессон» с пятью боевыми патронами. Как оказалось, это был убийца Захарчук, сбежавший с каторги на Сахалине.

Убийство на Красной

Григорий Спиридонович Журавель был уважаемым в городе человеком и грозой местных хулиганов, воров и в особенности революционеров. Не раз получал от них лютые угрозы и «смертные приговоры», но все эти послания его не пугали. И все же бандитская пуля его настигла. Журавель был убит неизвестными 20 июля (по ст. ст.) 1907 года в центре города — на углу улиц Красной и Дмитриевской (ныне Горького). Три выстрела сразили бесстрашного полицейского. Это событие потрясло жителей Екатеринодара.

В официальных источниках не отражено, сумели ли коллеги помощника екатеринодарского полицмейстера поймать его убийц. Если да, то можно догадаться, что наказание их ждало суровое.

Мнение 

Марина Шарапова, руководитель МБУ «Туристско-информационный центр»:

— Криминальные истории всегда вызывают интерес и будоражат воображение как читателей, так и  экскурсантов, особенно если речь идет о Екатеринодаре. Криминальный мир существовал всегда, и наш город не исключение. Существуют доступные источники, которые позволяют раскрыть тайны страшных преступлений, — это документы и сыскные статьи дореволюционной периодики, хранящиеся в Краснодарском краевом архиве. В нашем городе множество дореволюционных зданий, которые когда-то являлись местом преступлений — грабежей и убийств. Были и другие дела, например, кража скота или домашней птицы. И конечно же, наши сыщики, они — герои! Хорошая тема для нового экскурсионного маршрута! ТИЦ обязательно займется его разработкой.

Согласно историческим справкам, снабжение штатных нижних чинов сыскной полиции формой и вооружением осуществлялось за счет города. Из городского бюджета оплачивалась и аренда помещения для сыскного отделения полиции. Так, 15 сентября 1909 года Екатеринодарская городская управа заключила с потомственным дворянином Г.А. Котляревским договор на 5 лет об аренде у него помещения на ул. Посполитакинской, 67 (ныне Октябрьской). Это был деревянный под железной крышей дом из семи комнат и подсобных помещений. Арендная плата составила 1200 руб. в год. Деньги немалые, но ведь и дом в центре города. В этом здании и разрабатывались основные операции по поимке опасных преступников. За целый век изменились и сама  улица Октябрьская, и дома на ней. Но если пройтись по ней не спеша, вы непременно погрузитесь в ретроатмосферу. Включите воображение — и с окон и стен дома на ул. Октябрьской, 83 пропадут рекламные щиты, исчезнет современный декор, витые крылечки и кованые калитки станут чуть новее, а вместо гула машин послышится цоканье копыт.  

Ну и ну!  

Не того «раскололи»

Еще одно путешествие по историческому Краснодару, произошедшее спустя столетие в рамках детективного квеста «Сыскной Екатеринодар», привело к неожиданному результату. Цель квеста —
рассказать об известных сыщиках Екатеринодара: Пришельцеве, Журавле, Жуковском. А поскольку участниками игры были студенты вузов с юридической направленностью, то  параллельно они получали бесценные мастер-классы по криминалистике, оперативно-разыскной деятельности, тактике ведения допросов.

По легенде, в центре Екатеринодара произошло убийство, и нужно было определить, кто и за что прикончил несчастного. Разгадывая головоломки, ребята переходили от локации к локации, пока не оказались в одном из старых дворов. На глаза участникам квеста попался дворник, до того фактурный, что они приняли его за переодетого артиста. И тут же лихо стали его допрашивать. В итоге тот не выдержал… и «раскололся».

— Честное слово, никого из тех, кого вы мне показали, я не видел и тем более не убивал. Но вот мобильный телефон у меня ворованный, есть грех! —  дворник сознался «сыщикам из прошлого» в реальном преступлении. Позже правоохранители выясняли, при каких обстоятельствах и у кого был украден телефон.

В статье использованы: данные из Государственного архива Краснодарского края, материалы, предоставленные адъюнктом кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России Сергеем Любиным, краевой Ассоциацией ветеранов боевых действий ОВД и ВВ России и лично Андреем  Фаниевым,  а также фрагменты из книги Валерия Ратушняка «Очерки истории органов внутренних дел Кубани (1793-1917гг.)