
— Обычно в случае насильственной смерти пострадавших нужна судмедэкспертиза, чтобы выяснить, какие раны и чем были нанесены, и что именно послужило причиной смерти. Но я поставил перед экспертами другую задачу — определить уровень адреналина в крови пилотов обоих самолетов, — рассказал Владимир Нагорный. Позже результаты этой экспертизы станут важным доказательством.
Большой объем работы предстоял в аэропорту Пашковский, откуда велось управление полетом. Прокурор-криминалист тщательно изучил непростую структуру работы службы, каждую деталь. Иначе не выяснить, почему было допущено столкновение.
Потерпевшие крушение воздушные суда с земли вел диспетчер Николай Беленцов. Опытный человек, бывший полярный летчик. В тот день он заступил на службу в 7.30, пройдя медосвидетельствование и инструктаж. Все оборудование работало безотказно.
— Его кабина и оказалась истинным местом происшествия, — заключил Владимир Нагорный. Доказано, что Беленцов нарушил правила эшелонирования самолета ЯК-40, следовавшего из Ростова-на-Дону в Керчь.
Экипаж вышел на связь, доложил диспетчеру, что прошел траверз Краснодара (направление, перпендикулярное курсу самолета) на эшелоне (высоте) 5700 метров. Получив подтверждение с земли, пилоты продолжили полет, который от навигационной точки Новодмитриевской был встречным.
Диспетчер обязан был изменить эшелон полета. Направлявшийся АН-24 по маршруту Гомель — Донецк — Сочи оказался на той же высоте и в районе Анапы пошел в лоб на ЯК-40. В 13 час. 52 мин. они столкнулись над морем. Последние же сеансы связи Беленцова с самолетами были в 13.43 и в 13.47.
— Если бы диспетчер следил за экраном обзорного радиолокатора, то успел бы принять меры для предотвращения столкновения, — отметил Владимир Нагорный. — Однако ни перед катастрофой, ни во время нее к техническим средствам контроля он не обращался. Лишь спустя 7 минут после аварии диспетчер стал настойчиво вызывать ЯК-40. Диспетчера взяли под стражу. Свою вину он признал полностью.
Однако в процессе расследования возник другой вопрос: куда же смотрели пилоты обоих самолетов? Ведь не могли же они не заметить идущий прямо на таран другой борт. А если заметили, то почему не связались по рации друг с другом? Все эти суждения оказались ложными.
— Если летчик-истребитель летит на сверхзвуковой скорости и видит перед собой облако, значит, он его уже пролетел — такова разрешающая возможность глаза, — пояснил Владимир Нагорный. — За полторы секунды до столкновения воздушные суда находились друг от друга примерно в 600 метрах. На таком расстоянии, если самолеты на одной линии, плоскости крыльев не видны совсем, а фюзеляжи выглядят как точки. Иными словами, пилоты не могли увидеть самолеты друг друга. Все произошло для них как удар молнии.
Судмедэксперты не обнаружили в крови пилотов обоих экипажей повышенной дозы адреналина. Это означало, что никто из них не испытал испуга в момент гибели, а это невозможно, наблюдай они несущийся навстречу самолет. Параллельно свою проверку случившегося проводила комиссия авианадзора. Выводы комиссии и следствия совпали по всем ключевым пунктам. Николай Беленцов был приговорен к 15 годам лишения свободы.
Личная трагедия За три месяца до происшествия в Анапе завершилось строительство нового современного аэропорта. Инициатор преобразований, Яков Гапон, руководивший ранее Северо-Кавказским управлением гражданской авиации, возглавил администрацию воздушной гавани.
Произошедшее 9 сентября глубоко потрясло сотрудников анапского аэропорта. «Мы все ходили с тяжелым сердцем», — вспоминает Евгений Догадаев, работавший в те годы. Для Якова Гапона авиакатастрофа стала личной трагедией: вторым пилотом на борту разбившегося ЯК-40 был его сын Владимир. Его имя увековечено на обелиске в пригороде Анапы, установленном в память о погибших экипажах и пассажирах самолетов ЯК-40 и АН-24.
Память из глубин
Прошли годы. И вот летом 2002-го экипаж рыболовного судна капитана Голованова тралом зацепил и вытащил на мелководье часть левого крыла самолета Ан-24.
«Фрагмент крыла размером 5 на 2 метра расположен приблизительно в 40 метрах от берега, между островом Большой Утриш и мысом Малый Утриш, на глубине 8 метров.
Стойка шасси в убранном положении. Двигатель отсутствует», — такое описание нам представил Алексей Вартананц, инструктор клуба подводного плавания.
Алексей сам бывший летчик, и вот уже много лет он погружается, чтобы исследовать затонувшие объекты.
— Обломок второго крыла Ан-24 мы обнаружили случайно в прошлом году вместе с учеником инвалидом-колясочником, который учился у нас нырять. Весь процесс он снимал на видео, — рассказал инструктор. Столь популярные сегодня у туристов затонувшие корабли и самолеты, заключенные в прозрачном склепе морской пучины, навсегда остались мрачными памятниками человеческих трагедий.
Читайте новости там, где удобно: Vk, Оk, Яндекс.Дзен.