Урожайность — рекордная

В 1990-е годы сады выкорчевывали, а освободившиеся земли засеивали более рентабельными культурами. Спустя десятилетие благодаря неравнодушным людям и поддержке государства молодые сады вновь украшают кубанскую землю.

Садоводство — одно из приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса в регионе. Для закладки наших садов практически полностью используем местные высокопродуктивные сорта. Поэтому в последние годы кратно нарастили производство собственных саженцев. В этом году рассчитываем получить не менее 7 миллионов штук,
— написал на днях  губернатор Кубани Вениамин Кондратьев в своих социальных сетях.

В краевом минсельхозе «КИ» рассказали, что весной в регионе заложили 650 гектаров новых садов. Причем урожайность в садоводческих хозяйствах составляет 200 ц/га, это на 30% выше среднероссийского показателя. Очевидно, что достичь таких результатов удалось в том числе благодаря гос-поддержке отрасли и постоянному увеличению ее финансирования. В 2022 году на садоводство выделили более 1 млрд рублей.

На начало 2022 года площадь плодовых и ягодных насаждений в сельскохозяйственных организациях и КФХ составила 31 тыс. га. С 2017 по 2021 год она выросла на 3,1 тыс. га.

По итогам 2022 года будет посажено 1600 га плодовых культур. Садоводческие предприятия и КФХ планируют установить шпалеры на площади 850 га, смонтировать капельное орошение на площади 920 га, противоградовая сетка будет установлена на площади 250 га. В плодовых питомниках планируется вырастить около 7 млн сертифицированных саженцев.

По поручению главы Краснодарского края в этом году выделено 50 млн руб. на возмещение части затрат на строительство теплиц для выращивания ягод в защищенном грунте. Эта мера господдержки особенно популярна у тех ИП и КФХ, которые выращивают садовую землянику и такую популярную ныне ягодную культуру, как голубика.

Почему мало летних сортов?

— Работы по посадке новых садов мы производим глубокой осенью. В этом году крупные садоводческие хозяйства пригорода — речь идет о сельхозпредприятиях «Плодовод», Лорис и ОПХ «Центральное» — планируют раскорчевать 57 га старых и заложить 29 га молодых садов,
— рассказала начальник отдела управления сельского хозяйства Краснодара Марина Максимцова.

По словам Максимцовой, как правило, эти хозяйства используют саженцы, адаптированные к местным природным условиям, посадочный материал приобретают в питомниках края.

При этом яблони занимают 80% всего породного состава плодовых культур. Преимущество отдано зимним сортам, то есть когда урожай убирают и закладывают на длительный срок хранения. Наши хозяйства имеют собственное фруктохранилище объемом 11 тыс. тонн, зимние сорта хранятся и реализуются практически до следующего урожая. Таким образом, работает садовый конвейер: сначала уборка летних сортов, потом — осенних (их сбор ведется сейчас), а в середине сентября начнется уборка яблок зимнего срока созревания.

Мы поинтересовались, почему на прилавках этим летом было так мало яблок летнего срока созревания.

— Летние сорта не закладываются на хранение, они сразу идут на стол потребителю, поэтому для них отводятся не столь большие посадочные площади, как для зимних. Свои яблоки хозяйства продают и в краевом центре, прежде всего летние, и в крае, а зимние сорта везут в Москву, Санкт-Петербург и другие города за пределами региона,
— объяснила Максимцова.
Фото: архив «Краснодарских известий»

И себя накормим, и страну

Возникает вопрос: объем, который сегодня производим, удовлетворяет потребность жителей края в фруктах? Этот вопрос мы задали главе Союза «Садоводы Кубани» Николаю Щербакову.

 — Среднестатистический россиянин, по рекомендации Минздрава, должен съедать в год 50 кг семечковых и 8 кг косточковых плодов. Для Кубани того, что у нас выращивается, хватает с лихвой. Мы производим 30-40% яблок всей России. Последние три года закладываем где-то 1700 га многолетних плодовых насаждений, из которых 80% — это яблони, при этом все больше становится суперинтенсивных посадок. В этом году они составили 70% садов, заложенных весной,
— отвечает Николай Щербаков.

Таких садов — с большой плотностью посадок (больше 2,5 тыс. деревьев на га), с протянутой шпалерой, к которой привязывают саженцы, и обязательным капельным орошением — становится все больше.

— Всего же в этом году только весной было заложено 1200 га молодых садов, думаю, осенью еще 500 га заложим, не меньше. И лет через 5-7, если все будет идти как сегодня, мы страну накормим. Но только яблоками, не косточковыми. А вот сады абрикоса, черешни, вишни, сливы, персика — еще закладывать и закладывать,
— продолжает глава Союза «Садоводы Кубани».

Грант получили и дед, и внучка

С 2018 года в крае действует программа поддержки фермеров-садоводов «Малый сад». Грантовые средства они могут использовать на закладку садов интенсивного типа.

Свой сад фермер Валерий Егоров посадил на землях Камышеватского селького округа (Ейский район) в 2019 году. Валерий Борисович — фермер со стажем. Прежде чем стать садоводом, 29 лет выращивал зерновые: пшеницу, кукурузу, подсолнечник. А когда исполнилось 68 лет, решил на пенсии заняться садом.

 — У меня своей земли 150 га, из них я 35 гектаров выделил под сад, остальное оставил под зерновой клин. Сад посадил в 2019 году, в зиму. Посадки выполнил за свои средства: более 6 тысяч деревьев. А потом участвовал в конкурсе, получил грант — 3 млн рублей — и посадил еще 7200 деревьев. Это уже по новой технологии, с капельным поливом, на шпалере. Сейчас у меня 11 000 яблонь, 2600 слив, 7000 деревьев черешни. На капельном — 7200 деревьев, остальные — черешня, слива. Часть яблонь — без капельного полива. В этом году все дружно цвело, саду два года, на следующий год, думаю, яблонька будет,
— прокомментировал Егоров.

В этом году и внучка Егоровых выиграла грант: посадит свой сад на дедовой земле. А как иначе? Ферма-то семейная, и молодежь готова работать на своей земле.

Санкции в помощь?

По мнению Николая Щербакова, никаких проблем в результате санкционной политики в хозяйствах не возникло. Наоборот, садоводы свое яблоко продали подороже: 70% уходит через сети, и когда ограничивается ввоз извне, то нашим садоводам это выгоднее. Весной ввоз из-за рубежа был резко ограничен, нарушились логистические цепочки (в основном к нам поступает яблоко из Польши), и садоводы смогли продать свой товар по более выгодной цене.

— В прошлом году мы собрали рекордный урожай — более чем 450 тысяч тонн плодовых, из них где-то на 100 тысяч тонн у нас хранения нет. И поэтому продукцию приходится быстро сбывать по низкой цене, во время массовой сборки. Особенно страдают фермеры. У нас в крае садоводством занимаются уже 300 фермеров, они выращивают примерно 30 тысяч тонн плодовой продукции. Так вот у фермеров хранения практически нет, для них это чересчур дорогое удовольствие, требующее затрат в десятки миллионов рублей. Откуда у фермера, да еще начинающего, такие деньги? Поэтому обязательно нужна господдержка. У садоводов кооперации пока нет, процесс этот непростой,
— сказал Щербаков.

Почему грушу нельзя скушать?

А вот что с грушей случилось? Почему отечественная, кубанская груша практически исчезла с наших прилавков?

 — Груш мало, потому что деревья в 2005 году вымерзли: тогда в Краснодаре зимой несколько дней было минус 38 градусов — деревья подморозились, и посадки постепенно сошли на нет. К тому же летом начал буйствовать такой вредитель, как грушевая медяница, наносящая большой ущерб садам. Деревья и так морозом повредились, еще эта листоблошка одолевала, в результате большинство садоводов раскорчевали свои грушевые сады, сочтя их неперспективными,
— объяснил глава Союза «Садоводы Кубани».

Он добавил, что в последнее время появились сорта, устойчивые к этому вредителю: талгарская красавица, киргизская зимняя и др. И садоводы начали эту культуру возвращать потихонечку. В этом году уже началась закладка грушевых садов — например, на предприятии «Сад-Гигант» и некоторых других.

 — Мы, кстати, уделили внимание возрождению грушевых садов и на нашей недавней конференции, объясняли, что это перспективная культура, которая нам нужна, тем более что ее плодов практически нет на нашем рынке,
— рассказал Щербаков.

Сегодня в Краснодарском крае действует более 20 питомников, занимающихся выращиванием посадочного материала семечковых, косточковых и ягодных культур для промышленного садоводства. В 2021 году было выращено 7,4 млн саженцев. Для сравнения: в 2006 году (в начале действия госпрограммы) производство плодовых саженцев составляло всего 1,3 млн штук (рост почти в 6 раз).

Материал подготовила Марина Аванесова