
В свое время Петр I прорубил для России «окно в Европу». На южно-европейском и азиатском направлениях сегодня у страны есть даже не окно, а целые ворота. Осталось только их шире распахнуть.
Логистика и логика
— Мы переходим к практике и собираемся показать механизм реализации Стратегии-2030, в том числе через инвестиционные проекты, — подчеркнул губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. — Один из самых крупных здесь — проект Южного экспортно- импортного хаба.
Какую реальную пользу этот проект принесет нашему краю?
— Внедрение модели хаба — это новая логика построения экономических процессов на территории Кубани, — пояснил заместитель главы администрации Краснодарского края Василий Швец. — А еще это огромная система логистических, транспортных, производственных мощностей и инфраструктурных возможностей.
Кстати, о возможностях. По целому ряду ключевых показателей сегодня край — впереди России всей. Да и не только сегодня: регион давно уже привык к почетному статусу лидера. А с лидера, как водится, особый спрос.
Порт и экспорт
— Кубань традиционно считается продовольственным щитом России, главной житницей и здравницей страны, — напомнил вице-губернатор. — Мы намерены продемонстрировать экспортный потенциал нашего края и готовы представить его как основной экспортно-импортный хаб российского юга, как главные ворота Российской Федерации.
Но ворота сначала надо открыть настолько широко, насколько это необходимо для дальнейшего укрепления взаимовыгодных экономических контактов.
— До 2024 года в стране планируется создать 13 крупных транспортно-логистических центров, один из которых будет располагаться в нашем регионе, — продолжил тему Василий Швец. — Создание экспортно-логистического хаба на юге России позволит увеличить долю экспорта отечественной продукции через кубанские порты.
Однако не морем единым: усовершенствование логистики напрямую затронет и другие виды транспортной коммуникации.
Операция «модернизация»
— К 2024 году мы ожидаем очень серьезное расширение портово-логистических, автодорожных, авиа и железнодорожных возможностей нашего края, — поделился планами вице-губернатор. — Так, уже сегодня идет активное строительство железных дорог, введен в эксплуатацию железнодорожный обход кубанской столицы.
Развивается столица — прогрессирует и провинция. Для кубанской периферии Краснодар — пример для подражания, в том числе и по направлению модернизации дорожной инфраструктуры.
— Уже в ближайшее время запланировано начало реализации трех крупных проектов: в них входят автомобильные обходы станицы Ленинградской и города Тимашевска, строительство дальнего Западного обхода Краснодара, — внес конкретику Василий Швец. — Будет активно развиваться автомобильная инфраструктура: дороги, транспортные переходы, путепроводы и развязки.
Заветам Нептуна верны
Осуществление намеченного убивает сразу двух зайцев. Во-первых, станет более оперативной доставка грузов к пунктам назначения. Во-вторых, повысится в разы безопасность движения на автотрассах.
Но вернемся к нашим морским портам. Что ни говори, а в распоряжении Кубани целых два моря, эксплуатировать которые сам Нептун велел. Впрочем, даже бог морей не заставит бизнесменов предпочесть кубанскую портовую логистику более современной: сегодня у всех свобода выбора.
— Пользоваться нашими портами должно быть выгоднее, чем обращаться к услугам каких-то других, — убежден заместитель главы краевой администрации. — Поэтому в Новороссийске мы прорабатываем вопрос создания особой экономической зоны.
Какой резон у этих зон?
— У зоны в городе-герое будет производственное и транспортно-логистическое предназначение, — уточнил Василий Швец. — Мы собираемся в нее включить крупные предприятия металлургии, легкой и деревообрабатывающей промышленности, а также предприятия по переработке и консервации плодоовощной продукции.
Как видим, здесь в приоритете среди портов — город-герой. Однако на Новороссийске свет, что называется, клином не сошелся.
Из Кубани — в Америку
— На сегодняшний день в регионе постоянно действуют 9 незамерзающих в зимний период портов, — заметил вице-губернатор. — Самые крупные из них — Новороссийский и Туапсинский, несколько меньше порт в Ейске и порт Кавказ.
А еще, к примеру, на Кубани есть порт Тамань: тоже очень перспективное звено морской логистической цепи.
— Думаю, в ближайшие пять лет он приблизится по мощности к порту Новороссийска, — считает Василий Швец. — Сегодня здесь идет строительство портово-промышленного терминального комплекса, пожалуй, одного из самых масштабных в России.
Масштабными являются и планы, связанные с работой этого мощного комплекса: осталось только дождаться его ввода в эксплуатацию.
— Предприятия, которые в него войдут, займутся переработкой газа с расщеплением до аммиака, карбамида, минеральных удобрений, — продолжил тему вице-губернатор. — Их продукция будет экспортироваться в страны Латинской Америки, Африки и др.
Быт и сбыт
Ну что ж, размах реализации проекта, согласитесь, впечатляет. Однако чтобы поставлять свои товары в другие государства, надо как минимум эту продукцию произвести. И тут никак не обойтись без динамичного развития экономики нашего края. Отличным импульсом здесь как раз и должно стать внедрение экспортно-импортного хаба.
— Поскольку у наших производителей появятся новые крупные рынки сбыта, — внес ясность Василий Швец, — мы ожидаем роста производства, создания новых промышленных предприятий, укрепления и расширения нынешних хозяйств.
Процесс призвано ускорить принятие в крае три года назад стратегическим решением губернатора Вениамина Кондратьева государственной программы по развитию промышленности. Решение поставленных задач динамичным сделает и создание Фонда развития промышленности: есть, в частности, планы до конца 2022 года нарастить его уставной ка- питал до 5 млрд рублей.
Один в бизнесе не воин
— Важный момент для нас в развитии промышленности — кооперация предприятий внутри Краснодарского края, — резюмировал Василий Швец. — У нас сегодня есть заводы, производящие качественную продукцию, но зачастую они попросту не знают о возможностях друг друга.
Информационный вакуум, судя по всему, скоро будет заполнен.
— Наша задача — уделить внимание «знакомству» предприятий края, — образно заметил вице-губернатор. — Для этого мы уже полностью каталагизировали продукцию, производимую на Кубани.
Каталагизирован — значит вооружен: впору пере- фразировать старую поговорку.
— Все предприятия уже имеют доступ к этому каталогу, — расставил точки над «i» Василий Швец. — Таким образом решается задача создания масштабной кооперационной сети на краевом уровне.
И в помощь ей — другая есть: логистическая. Усовершенствование которой уже сейчас становится реальностью.