Тогда справились, и в этот раз должны

— Игорь Викторович, на душе крайне тревожно из-за происходящего, пусть вы не психолог, а экономист, но, пожалуйста, успокойте меня: российская экономика жива?

— К сожалению, ситуация, можно сказать, достаточно сложная, но российская экономика жива. У нее есть хороший запас прочности и имеется соответствующий опыт — наша страна уже проживала достаточно большой период, не имея внешних экономических связей. И ведь справилась. И в этот раз должна. Главное — у нас присутствуют все сырьевые ресурсы, то, что другие страны покупают, в том числе у нас. Есть природные ресурсы, практически вся таблица Менделеева. Это наше первое преимущество. Второе — хороший кадровый потенциал, который в состоянии решить любые проблемы и задачи. И наконец, российские Кулибины не перевелись, мы располагаем мощным инновационным потенциалом и сейчас видим, как эти преимущества успешно соединяются во время запуска программ импортозамещения.

— Я до сих пор не очень понимаю, зачем Россия хранила свои сбережения на Западе, объясните? Мы безвозвратно потеряли деньги или есть шанс?

— Мы не могли держать у себя в стране наличные доллары, а потому хранили их в признанных финансовых структурах на Западе, как это делают все нормальные страны. А вот золото мы, конечно, могли бы держать в своих банках, но нужно учитывать, что хранение золота в банках развитых стран имеет высокую надежность и страховку, которая покрывает возможные риски потерь. Сложно оценить, как правильно следовало бы поступить. Все-таки как экономист я надеюсь, что те 300 млрд долларов, что мы хранили в западных и не только банках, не утеряны. К международной банковской системе должен вернуться здравый смысл. В современных условиях конфискация активов такой ядерной державы, как Россия, мне видится весьма нерациональным и необдуманным шагом недружественных стран, за который можно заплатить дорогую цену.

— Возможен ли голод в России?

— Я думаю, что России голод не грозит, поскольку по уровню продовольственной безопасности мы занимаем высокие позиции практически по всем основным товарам. Россия производит больше, чем необходимо для внутреннего потребления, масла, мяса, рыбы, сахара. Близко к пороговым значениям продовольственной безопасности производство картофеля, бахчевых, молока. Может, только овощи и фрукты, особенно тропические, приходится завозить. Как видим, жизненно важные продукты питания у нас свои. Если рассматривать наши возможности, то Россия занимает 2-е место в мире по площади пашни на душу населения и производит 2,5% от продукции мирового агропромышленного комплекса. По расчетам, у нас нет и не предвидится дефицита продовольствия.

Россия сейчас накапливает валюту

— Можно ли назвать катастрофой санкции-2022?

— Катастрофа не катастрофа, но неприятность серьезная. По оценкам, в текущем году мы можем потерять до 10-13% ВВП. Во времена прошлых кризисов эти показатели держались на уровне 5-7%. Как ни говори, 13% — это достаточно много. К тому же, по расчетам экономистов, мы сможем вернуться к уровню ВВП 2021 года лет через 10. Падение экономики происходит прежде всего из-за того, что разрушились многие логистические цепочки, и мы теперь не можем использовать те импортные товары, что получали традиционно. С поставками высокотехнологичной продукции возникли проблемы, которые приводят к замедлению и даже приостановке производства автомобильной отрасли и самолетостроения. Кстати, из-за введенных санкций у нас наблюдается достаточно большой профицит торгового баланса. Неожиданно прозвучит, но мы сейчас накапливаем валюту. Почему? Потому что не можем тратить собственные валютные ресурсы на то, в чем нас ограничили.

При этом выросли цены на наши традиционные экспортные товары — газ, нефть и т.д. В этом году ожидается существенная разница в притоке валюты в сравнении с ее расходом: примерно 200-300 млрд долларов.

Более того, Россия ежемесячно добывает примерно 20 тонн золота. То есть за год собственная добыча составляет примерно 250-300 тонн золота, а это значительное подспорье для решения своих проблем. Да, выход на валютные биржи для нас ограничен, но сохраняются возможности реализации золота через финансовые структуры дружественных стран. Получается, все наши замороженные резервы — золотые и валютные — сможем восполнить своими силами, в своей стране.

— Игорь Викторович, опишите самый негативный сценарий событий?

— Я не могу сказать, каким будет самый негативный сценарий, но мы видим, что меры, которые предприняло правительство, позволили стабилизировать доллар и всю финансовую банковскую систему. Хотя именно на ее ослабление и рассчитано санкционное давление. Рубль выстоял, и мы — уже можно смело говорить — оправились. Доллар снизился, и мы видим тенденцию к тому, что он может упасть еще. Видно замедление инфляционных процессов, происходит реальное снижение цен на импортные товары. Конечно, мы не можем тратить доллары, приобретать товары, поставки которых прекратились или ограничены. Люди лишены возможности тратить деньги и на заграничные поездки. Как я уже сказал, приток валюты в Россию идет, а трат нет. Из-за этого ожидается падение курса доллара. Существует даже прогноз, что он может упасть до очень низких показателей: до 30-50 рублей. Негативный сценарий — это откат экономики на несколько лет назад, на восстановление — а оно неизбежно — которой потребуется несколько лет.

«Хотят пустить с голым задом по миру»

— Можно ли Россию полностью изолировать из мировой экономики?

— Нет, нельзя. Один их американских президентов, Ричард Никсон, как-то сказал, что Россию нельзя победить, ее… ну, простите, скажу своими словами, нужно пустить с голым задом по миру. То есть смысл происходящего не в том, чтобы нас изолировать, а в том, чтобы вообще убрать с экономической карты. Наших оппонентов бесит, что Россия — самодостаточная страна. Мы видим, как дружно набросились на Россию оголтелые русофобы, с огромным желанием ослабить или даже уничтожить ее, чтобы впоследствии завладеть безусловными богатствами нашей страны.

— Говорят, что случившееся падение экономики на 13% — это возврат к лихим 90-м…

— Я не стал бы так драматизировать. Кстати, пока это оценочные и вероятностные прогнозы, которые вполне могут и не оправдаться. Тогда, в 90-х, нас накрыл кризис не потому, что ВВП упал, а потому что были разрушены все хозяйственные связи. Когда распался Советский Союз, наши предприятия лишились возможности взаимодействовать с экономическими и хозяйственными партнерами, которые из «своих» перешли в статус заграничных. Не за что было покупать и нечем стало заменить ушедшую с рынка продукцию. Доходы страны и бюджетные ограничения не позволяли выполнять даже социальные обязательства перед населением. Это было такое большое падение, которое не сравнится ни с чем. Сегодня же у нас есть возможность реструктурировать свои экономические отношения с Западной Европой и США, перенаправив их на восточных соседей: на Африку, Латинскую Америку, Ближний Восток.

Дружественных нам стран осталось примерно две трети, они же и не поддержали западные санкции. И главное — потенциал России не разрушен. Финансовых ресурсов достаточно для решения социальных проблем, хотя трудности все же есть.

«Ситуация беспрецедентная»

— Что в сегодняшней ситуации правительство делает правильно, а что нет?

— Я не хотел бы оценивать действия нашего правительства. Сегодняшняя ситуация беспрецедентная. Россию без конца донимают политическими выпадами, и в таких обстоятельствах сложно сказать, было ли то или иное принятое решение единственно верным. По большому счету санкции… Вот что такое санкции? Это решение правительства отдельной страны или в этом случае — США и европейских стран — поддержать экономику своих стран, ликвидировав конкурента. В данном случае нас пытаются ликвидировать как субъект на политической карте мира. Например, когда американцы пытались продавить свой сланцевый и сжиженный природный газ для европейских стран, то они по большому счету этого добились лишь после закрытия «Северного потока-2». Создавая военную напряженность вблизи российских границ, в конечном итоге поддерживая военные поставки на Украину, они создали мощный очаг нестабильности. Европейские страны вынуждены искать альтернативу российскому газу, боясь прекращения поставок и зависимости от России. Ни для кого не секрет, что США добиваются своих целей военными путями. Наше правительство прикладывает много усилий, чтобы удержать экономику России на плаву. Мы сейчас наблюдаем беспрецедентные меры поддержки регионов, некоторые предприниматели получают значительную поддержку и субсидии на ведение бизнеса, снижаются налоговые ставки для определенных субъектов малого и среднего предпринимательства, обнулилась ставка экспорта… Да много чего, возможно, сейчас делается даже в ущерб бюджету.

— Если отключить Европе газ, как это скажется на российской экономике?

— А европейцы и так планируют отказаться от российского газа, только никому это невыгодно. России придется искать замену, кому продавать наше природное топливо. Не будем забывать и том, что газопроводы в Европу уже построены. Да, это сделано совместно с европейскими партнерами, но все же основные издержки были с нашей стороны. Закрытие газовой трубы в Европу должно поспособствовать поиску новых путей экспорта, а это происходит не мгновенно, на это потребуется время. К тому же лишение стабильного экспорта приведет к потере валютной выручки.

Мне «нравится» позиция США, которые сталкивают лбами европейцев и нас, сами при этом ничего не теряя. Ведь экономические отношения России и Америки — это всего лишь 1-2% от внешнеэкономических связей последней. И тем не менее последствия своих же санкций сказываются на самих США, прежде всего за счет инфляционных процессов. Для Европы же Россия — 40% энергетических поставок.

Смотрите туда, где перекрыто санкциями

— Дефолт — страшное слово, что оно означает сегодня, когда все принципы международного права рухнули. Стоит ли России вообще исполнять свои обязательства?

— В этом вопросе уже содержится ответ. Давайте только сразу уточним значение слова. Дефолт — это банкротство страны, которая не может выполнять свои внешние экономические обязательства. Россия же может выполнять эти обязательства. Другое дело, что мы сейчас наблюдаем картину маслом: западные и не только страны беспрецедентно нарушают те договорные отношения, которые базировались на принципах Всемирной торговой организации. Да скажем прямо: нет больше этих отношений, они рухнули. На нас за наши ответные меры спускают всех цепных собак, при том, что сами партнеры теперь влегкую могут нарушить свои обязательства. Например, Япония. Она ввела санкции против наших предприятий, но когда мы в ответ отменили безвизовый въезд на Курильские острова, от страны тут же поступила нота протеста: мол, Россия поступает неправильно, нарушает международное право. Им нарушать право, получается, можно, а нам нет?

Как правовое государство Россия, безусловно, будет соблюдать все свои обязательства и не станет уподобляться оппонентам.

— Какие ниши бизнеса будут востребованы?

— Те, которые нам перекрыли санкциями. Нужно смотреть в эту сторону. Государство станет развивать и поддерживать производство наукоемких товаров, сельское хозяйство, малый и средний бизнес в самых разных секторах, торговлю. Большая вероятность, что видоизменится сфера общественного питания, и там появятся новые ниши. Совершенно точно будет востребовано все, что связано с курортами и внутренним туризмом: народ, наконец, поедет массово на Урал и Камчатку, в Сибирь и Карелию. Очень высокий спрос будет на все, что связано с самолетостроением. В этой отрасли сейчас трудности из-за того, что 50% деталей импортные.

— Если отменят санкции — это нам поможет?

— Естественно, ведь санкции затрагивают цепочку поставок экспортно-импортных товаров. Но, я думаю, наше государство уже не будет так доверчиво относиться к тем странам, которые уже не раз нарушали свои обязательства. Хотя отмена санкций не даст мгновенного эффекта, ведь предстоит налаживать уже приостановленные партнерские связи. Но отношение к Западу, его порядочности станет другим, более взвешенным и осторожным.

— Пора вкладываться в крипту?

— Насколько я знаю, нам запретили заниматься криптовалютой, разве нет? Правительство принимает меры к развитию и использованию криптовалюты в финансовых расчетах. И у меня лично такое убеждение, что любая валюта должна быть признана каким-то сообществом или группой сообществ. Крипта на текущий момент признана некоторыми людьми, на мой взгляд, это какая-то спекуляция.

— Почему все равняются на доллар, а не на рубль, например?

— Я по-другому бы построил вопрос: «Почему до сих пор все равняются на доллар?» После Великой Отечественной войны объем производства в США был более 50%, то есть одна страна производила половину потребляемых в мире товаров и услуг, поэтому мир, естественно, равнялся на лидера. Спрос на доллары в мире рос с каждым годом. Америка до сих пор печатает новые бумажки, которые не обеспечены ни золотом, ни товаром. Рано или поздно это приведет к обесцениванию валюты, но пока 60% мировых операций происходит в долларах. Такие расчеты стали привычны, а менять общепринятый многолетний уклад не так-то просто. Но, замечу, Россия уже несколько лет проводит политику дедолларизации. Ее суть — не убедить страны отказаться от доллара, а вести паритетную торговлю. Например, мы покупаем у Китая товары за юани, а продаем ему за рубли. И чем больше объем торговли, тем большей будет ценность таких операций, тем крепче рубль. На взаиморасчеты в национальных валютах сейчас переходят многие страны, во всяком случае, в торговле с Россией.

Доллар может упасть до 30-50 рублей

— А почему доллар растет?

— Ну, уже не растет. А рос, потому что возник ажиотажный спрос и, как следствие, спекулятивные настроения. Так всегда бывает, когда в стране нестабильная ситуация. Сейчас, как я уже говорил, курс снижается, причем уверенно.

— Игорь Викторович, что сейчас посоветуете людям с накоплениями?

— Самое неблагодарное — давать такие советы, потом окажешься виноват. Но в общих чертах… Если накопления в долларах, то можно продолжать хранить в этой валюте. Другое дело, сколько у вас этих долларов? Сейчас есть ограничения по использованию в обороте американской валюты, по снятию с банковского счета.

Можно вкладывать деньги и в рублевые депозиты, тем более недавно было принято решение об освобождении от уплаты подоходного налога с депозитного дохода с величины, превышающей ключевую ставку. Скажем, если я положил в банк миллион рублей на депозит под 10% годовых и на 1 января 2022г. ключевая ставка была 8,5%, то 85 тысяч с этого миллиона в качестве дохода я мог получить без оплаты подоходного налога (13%). А 15 тысяч рублей облагаются подоходным налогом, за вычетом которого я получаю оставшуюся сумму, но она выходит уже менее 10% доходности. Теперь же граждане освобождены от уплаты подоходного налога с суммы, превышающей ключевую ставку. Все остается, как и ранее.

Недавно ключевая ставка была поднята до 20%, потом опустилась до 17%, на днях — до 14%, и сейчас банки начинают пересматривать все свои депозитные вклады и кредитные операции. Главное, что отменено ограничение доходности в привязке к ключевой ставке. Следующие два года мы сможем дивиденды от накоплений присваивать себе. Подоходный налог на эти средства отменен. Можно вкладывать деньги и в валюты дружественных стран, тем более что возможности для этого сейчас расширены.

— Богатства России — достояние народа. Почему я не получаю деньги от каждого проданного барреля нефти?

— Интересно, почему говорят о барреле нефти, а не о тонне пшеницы или килограмме золота? У нас много ресурсов. Да, есть примеры некоторых стран — Саудовской Аравии, Кувейта, где часть доходов государства поступала в специальный фонд, который оплачивал своим гражданам обучение в вузах, покупал жилье и т.д.

Это, конечно, хорошая практика, но у нас огромная, протяженная страна с достаточно суровым климатом, что требует больших расходов. И доходов, которые мы получаем, не хватит, чтобы с каждого проданного ресурса осуществлять, скажем, выплаты каждому гражданину. Другое дело, государство должно гарантировать населению приличные зарплаты, пенсии и достойные условия существования.

— Когда инфляция — это плохо, а когда — хорошо?

— Плохо, когда достигает трехзначных цифр. Помните, в 90-е годы инфляция зашкаливала, и у нас деньги имели 8-9 нолей? Это было очень неудобно, поэтому приняли решение обнулиться. Инфляция хороша, когда достигает 1-2, может быть, 3%. Всегда должен быть небольшой инфляционный рост — для стимулирования производственных процессов.

— Говорят, недвижимость — лучшая инвестиция. Во что вообще сейчас лучше вкладывать деньги?

— Если у вас есть недвижимость, сейчас ее лучше не продавать. По возможности покупать различные торгово-производственные площади и земельные участки, а также акции компаний, когда они падают. Если хранили деньги в рублях, то продолжайте это делать. Один из самых стабильных вкладов всех времен это, конечно, золото. Его стоимость никогда не упадет до низких значений. Многие товарищи еще советуют вкладывать деньги в юани, так как прогнозируется укрепление российско-китайских отношений.

— Хочу взять в банке кредит, купить сам банк и простить себе кредит. Классная идея?

— Если у вас есть деньги, зачем так усложнять себе жизнь? Лучше пользуйтесь этими деньгами. Кредит —
это всегда обязанность перед кем-то. Я стараюсь использовать собственные, а не чужие средства.

Материал подготовила Елена Дубова