Подарок в пять метров

Впечатляют размеры монумента: от первой ступени до его верхней точки высота памятника составляет почти 5 метров. Постамент выполнен в виде волны, с парусником и летящей чайкой. Скульптуру планируют установить на пересечении улиц Ставропольской и Старокубанской, рядом разобьют небольшой сквер. Такой подарок городу преподнесет краевая общественная организация — Региональная армянская национально-культурная автономия Краснодарского края.

— Краснодар — наш любимый город, в котором многие из нас родились, выросли, состоялись как личности. Для нас важно, что Иван Айвазовский, этот гениальный маринист всех времен и народов, — русский художник армянского происхождения. Он был живописцем Главного морского штаба, почетным членом Императорской академии художеств, почетным членом академий в Риме, Париже, Флоренции, Германии — личностью действительно огромного масштаба. С установкой этого памятника в городе появится еще один, очень интересный объект турпоказа. В июле мы отметим юбилей художника — 205 лет со дня рождения — и хотим установить памятник именно к этой дате,
— рассказал председатель Региональной армянской национально-культурной автономии, председатель армянского благотворительного общества Артем Миносян.

Иван Айвазовский родился под счастливой звездой. Не всякому художнику суждено в полной мере вкусить славу при жизни. Репродукциями его картин украшали и бедные квартирки, и учебные заведения, и библиотеки. Его талант признавали и коллеги. Известный русский художник Иван Крамской писал: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще». А император Николай I просто заявлял: «Что бы ни написал Айвазовский — будет куплено мною».

Эскиз памятника Ивану Айвазовскому в Краснодаре

Артем Миносян рассказал, что создание монумента доверили архитектору Андрею Шипунову и скульптору Константину Филиппову. Ими был создан памятник Цезарю Куникову в Новороссийске. Его открыли в 2021 году. Высокую оценку получила и скульптура молодых художников в Воронеже за памятник автору повести «Белый бим — Черное ухо» Гавриилу Троепольскому.

 — В нашу организацию входит много единомышленников, есть и меценаты, любящие свой город и захотевшие воплотить нашу идею. Причем помогли не только деньгами, участие было разного рода. Можно сказать, создали памятник всем миром,
— ответил Артем Миносян на мой вопрос о стоимости памятника.

Это при том, что Айвазовский никогда не был в Краснодаре, да и в нашем Художественном музее сегодня можно увидеть фактически одно его полотно — «Морской бой», написанное в 1855 году. Это первый бой колесных пароходов.

— В зале музея выставлена эта картина и еще один пейзаж, 3 работы художника стоят в запасниках. Нам повезло, что они у нас есть. И мы собираемся к юбилею художника выставить эти работы для посетителей,
— рассказал «Краснодарским известиям» замдиректора по научной работе Краснодарского краевого художественного музея имени Коваленко Иван Ващенко.

В октябре 1941 года волею военного случая в Краснодарском музее экспонировались картины Айвазовского, эвакуированные с его родины — Феодосии. А в 1957 году на карте города появилась улица Айвазовского (до этого она носила имя Тараса Шевченко), есть и два проезда его имени.

Рисунок углем на стене

Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) родился 29 июля (17 июля по старому стилю) 1817 года в Феодосии. Его отец отличался смекалкой и предприимчивостью, отлично владел венгерским, турецким, украинским, польским, русским и цыганским языками. После переезда в Феодосию он, теперь уже Константин Гайвазовский, вел успешную торговлю. Город в те годы стремительно разрастался, постепенно становясь международным портом, дела у предприимчивого купца шли успешно. Но в 1812 году вспыхнула эпидемия чумы, и все усилия пошли насмарку.

Семейство терпело большую нужду. У мальчика не было возможности купить кисти и краски, поэтому он писал картины на песке — но они мгновенно исчезали под морскими волнами. Спасением становился кусочек самоварного угля, которым он рисовал на беленых стенах дома.

Большую роль в судьбе художника сыграл счастливый случай. Его рисунки увидел местный архитектор Яков Кох, восхитился и стал дарить Ивану краски, карандаши, бумагу. Обратил внимание на него и губернатор Александр Казначеев, а после поступления в Симферопольскую гимназию покровительствовать юноше стала Наталья Нарышкина, супруга губернатора.

Женщина написала письмо высокопоставленному чиновнику, в котором просила устроить Айвазовского в академию на полный пансион. Тому очень понравились работы Ивана, он показал его рисунки императору Николаю I, тот дал распоряжение зачислить его в Академию художеств.

В 20 лет Айвазовский покинул стены академии. Он был самым молодым из всех выпускников, когда-либо окончивших это учебное заведение. К 22 годам Айвазовский заслужил личное дворянство, после чего с легким сердцем отправился на несколько лет за границу учиться уму-разуму. Через четыре года он вернулся модным, свежим, дерзким мастером. Такую звезду, да еще и мариниста, вовремя завербовал Главный морской штаб России. (Тогда ведь штатных фотографов не было, приходилось искать художников.)

Но недолго строил Айвазовский столичную карьеру — вернулся в родную Феодосию. Чем бы, вы думали, он там занимался: море писал? Не без того, но не это было основным. Творить Айвазовский мог и без моря — с натуры он делал лишь набросок, а дальше в мастерской додумывал сюжет.

— Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью,
— признавался художник.

Два года он пробыл в родном Крыму, потом в течение шести лет объездил всю Европу. Он побывал в Венеции, Риме и Флоренции. В каждом городе демонстрировал свои полотна, многие из которых покупались мгновенно.

Картина под названием «Хаос» очень понравилась Папе Римскому, он выразил намерение ее купить. Когда Айвазовский узнал об этом, он преподнес ее в дар понтифику. Григорий XVI не преминул наградить талантливого художника золотой медалью и выразить ему свое восхищение. С того времени имя Айвазовского стало известно во всем мире. Иван Константинович побывал в Голландии, Швейцарии, Португалии, Англии, Испании. Во время возвращения домой корабль, на борту которого был Айвазовский, попал в страшную бурю. Появились слухи, что он не выжил в этом шторме, но вскоре он вернулся в родной город, живой и невредимый.

Маленькие хитрости гениального маэстро

Легенда о девятом вале была очень популярна в XIX веке. Моряки верили, что во время шторма девятая по счету волна —
самая большая и разрушительная.

С ней и встретились герои, пожалуй, самой знаменитой картины художника — «Девятый вал». Кого из нас в детстве не потрясал этот сюжет: шесть несчастных моряков на обломке мачты погибшего корабля цепляются за жизнь в бушующем море!

Волны у Айвазовского потрясающие. Сквозь них просвечивает солнце. Такие волны вы редко у кого встретите. Кстати, мнения о том, сколько работал над «Девятым валом» Айвазовский, расходятся. Одни называют 11 дней, другие — 3 часа.

Его технике воссоздания волн на холсте не переставали поражаться знатоки живописи. Ему блестяще удавалось изображать находящуюся в движении, практически прозрачную волну. Эффекта прозрачности он достигал при помощи приема, называемого лессировкой, когда тончайшие слои краски аккуратно наносятся один на другой. Лессировка Айвазовского критиками называлась виртуозной.

Он умер дома, в родной Феодосии, так и не успев завершить картину «Взрыв корабля», оставшуюся на мольберте, 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1900 года. Ему было 82. За свою творческую жизнь Айвазовский написал — внимание! — 6 тысяч картин на морскую тему. И организовал более 100 персональных выставок. Кажется, этот успех повторить еще никто не смог.

Материал подготовила Марина Аванесова