Александр Водяник принял активное участие в дискуссии. Когда материалы готовились в печать, советника мэра по вопросам озеленения не стало. Пусть это будет его последним подарком Краснодару, который Александр Водяник, проживший и проработавший много лет в Ростове, сразу полюбил. 

Два года назад мэр кубанской столицы Евгений Первышов пригласил в свою команду нового советника по вопросам озеленения. Вместе с Александром Водяником в Краснодар пришло понятие «водно-зеленого каркаса», стали регулярными семинары по грамотному уходу за деревьями. И вообще у нас начал формироваться одновременно научный, планировочный и эстетический подход к городскому озеленению. Именно он стал объяснять, чем отличается настоящее городское озеленение от чисто ландшафтного дизайна. Не только эстетика, но и, в первую очередь, функции — климат и «легкие». Водяник считал себя «старым советским городским инженером-озеленителем». 

Что же предложил Александр Рифатович вместе с Мирославом Вальковичем на дискуссии в «Особняке»? Обсуждали вопросы состояния реки Кубани, почему в ней нельзя купаться и что нужно для очищения нашей главной водной артерии и других крупных городских водоемов. Говорили о том, сколько нужно очистных сооружений и какие деньги в это вложить. И вдруг прозвучала идея не из разряда «дорого и долго», а что можно сделать быстро и с куда меньшими затратами. 

Это — водные сады. Так называемое биоплато. Красиво, функционально, а заодно и играет роль живых природных очистных сооружений. Водяник и Валькович предложили попробовать создать такой водный сад на Затоне. 

— Во многих странах схема живой очистки воды уже давно себя зарекомендовала, — рассказал Александр Водяник. — У нас проект «Водные сады» пока реализован только в Казани. 

Там есть два озера — Верхний и Нижний Кабан. Они приходили в плохое состояние, родился проект благоустройства набережной и очистки самих озер. В его рамках на восточном берегу и создали каскад водных растений, очищающих воду озера — экспериментальную модель самоочищения водоема. Это целая система разноразмерных резервуаров, в каждом из них высажены водные растения, и они планомерно очищает воду озера Кабан. Жители Казани могут не только любоваться цветущими растениями, они наблюдают, как происходит самоочищение водоема. 

Что показывают результаты мониторинга качества воды?  После прохождения природных биофильтров содержание нефтепродуктов в озерной воде снизилось примерно на 30%, поверхностно активных веществ — до 50%, а концентрация нитритов в результате поглощения азота растительностью упала на 20%.

Биоплато поглощает не только неорганику, но и органику, что наиболее актуально для краснодарских водоемов. Есть растения-оксигенераторы, которые обогащают воду кислородом, она становится кристальной. Эти растения прекрасно переносят капризы погоды. Вот такой проект можно было бы реализовать на Затоне, который сегодня местами уже превращается в болото, но может снова стать красивой прогулочной зоной. 

В память о хорошем человеке – сделаем?