Нет кассового аппарата — вези бесплатно

Случай ссоры водителя и пассажиров 90-го маршрута бурно обсуждали на этой неделе. Но, посмотрев видео, сразу не понимаешь, когда начался спор. Скорее всего, когда парень с девушкой вошли в автобус и попытались оплатить проезд картой. Водитель сослался на поломку в кассовом терминале и потребовал наличные. Когда те отказались оплатить проезд таким способом, он заставил их покинуть салон. Но, по правилам, водитель обязан предоставить пассажиру возможность оплаты через терминал, в противном случае он должен везти их бесплатно.

Мнения пользователей в соцсетях разделились, жаркие споры разгорелись в комментариях под постом. Большинство читателей все же осудило водителя. Как говорится, правила есть правила. Нашлись, конечно, и те, кто встал на его защиту: мол, не так уж и сложно снять наличку с карты и оплачивать проезд без скандалов, по старинке. Но ведь все понимают, что случаи бывают разные. К тому же наличные деньги сегодня мало кто берет с собой: зачем, если во всех магазинах, кафе, развлекательных центрах, даже в овощных киосках на рынках принимают карточки?

— Все маршрутные автобусы, которые занимаются перевозкой пассажиров, должны быть оснащены контрольно-кассовыми терминалами. На сегодняшний день все машины оборудованы такими аппаратами на 100%. Поэтому у пассажиров всегда имеется возможность оплачивать проезд банковскими картами. Случай на маршруте №90 — это грубое нарушение со стороны водителя. Нужно было либо не выезжать на маршрут без ККТ, либо везти пассажиров без оплаты. Такие теперь правила,
— пояснил президент Союза транспортников Кубани Иван Петров.

Повод для контрольной закупки

А контрольно-кассовый терминал в общественном транспорте —
это не только удобство для пассажира, но и учет доходов перевозчиков. С 1 июля 2019 года в России действует закон, согласно которому онлайн-кассы должны применяться в такси, автобусах, троллейбусах, трамваях, маршрутках и других видах городского транспорта, выполняющих роль пассажирских или грузоперевозок. Раньше этот учет производился по «билетным листам».

— Если водители маршрутных такси просят пассажиров перевести плату за проезд по номеру телефона через банковское приложение или другими путями скрывают выручку, то они нарушают законодательство о применении ККТ. Кассовый аппарат обеспечивает передачу данных о расчетах в ФНС России в режиме реального времени. Таким образом, налоговая служба обладает информацией по каждому ККТ и может анализировать поступающие данные. Если в результате анализа установлены факты непоступления или необоснованного колебания выручки, то такого налогоплательщика ждет контрольная закупка.
— рассказал начальник отдела оперативного контроля УФНС России по Краснодарскому краю Евгений Щербаков.

Если водитель транспортного предприятия не использует контрольно-кассовый терминал, то это уже административное нарушение, которое наказывается штрафом не менее 10 тыс. руб., а для юридических лиц — не менее 30 тыс. руб. Сотрудники налоговой службы проводят плановые проверки, в I квартале этого года в Краснодаре их было 7. Кроме этого налоговики могут выйти в рейд на основании обращений граждан, пожаловаться можно с помощью сервиса «Обратиться в УФНС России» на официальном сайте ведомства.

Рычаги влияния

Наводят порядок в сфере пере-возок и городские власти. Сотрудники департамента транспорта и дорожного хозяйства реагируют на любые скандальные или спорные ситуации в этой сфере.

— Сотрудники департамента очень тщательно следят за любой информацией, в том числе и в соцсетях, и сразу реагируют на нарушения со стороны перевозчиков: незамедлительно связываются с руководителями транспортных организаций и настоятельно рекомендуют проводить служебные проверки по каждому вопиющему случаю,
— рассказал замдиректора департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Владимир Анфиногенов.

Как правило, все руководители предприятий идут навстречу и наводят порядок на своих предприятиях, вплоть до увольнения нерадивых сотрудников.

— Ведь не всегда водитель не прав, бывает, что пассажиры провоцируют водителей. Для этого и существует служебное расследование,
— добавляет Владимир Анфиногенов.

В завершение служебных проверок департамент транспортного и дорожного хозяйства требует представить отчет с указанием принятого решения по каждой из спорных ситуаций. Если водитель неоднократно нарушает условия перевозки, хамит и грубит, департамент настоятельно рекомендует уволить этого сотрудника.

Такие случаи должны быть озвучены и преданы огласке с помощью соцсетей, СМИ, жалоб в различные инстанции, тогда они становятся резонансными и на них сразу обращают внимание.

Как-то раз, лет 10 назад, я посетила мероприятие, где выступал один из американских экспертов, специализирующийся на качестве предоставления услуг в сфере гостиничного бизнеса и туризма. Он дал совет слушателям: всегда и на все жаловаться, конечно, по делу. Тогда мне это показалось странным, ведь с детства учили не ябедничать. Но он все же переубедил, ведь если мы не будем заявлять о проблемах, как же тогда мы станем их решать? Вот и в сфере перевозок пассажиры, как пользователи услуг, должны помогать сделать поездки в общественном транспорте лучше и комфортнее. На нарушения Правил дорожного движения водителем нужно жаловаться в ГИБДД, на нарушения обслуживания и хамство — руководству компании-перевозчика или в департамент транспорта и дорожного хозяйства Краснодара. Только вместе мы сможем навести порядок на городских улицах.

Что с водителем автобуса?

— По поводу инцидента, который произошел на автобусном маршруте №90. Было проведено тщательное служебное расследование. Выяснилось, что водитель действительно выехал с неисправным контрольно-кассовым аппаратом. За это нарушение он будет наказан: принято решение лишить его премиального вознаграждения за май. Наша организация обещает, что впредь выход на линию без исправного терминала не повторится,
— прояснил ситуацию Максим Штейник, руководитель предприятия ООО «Мегаполис», за которым закреплен этот маршрут.

Текст подготовила: Анастасия Лисова