Общественный транспорт всегда на виду, поэтому неудивительно, что о его плюсах и минусах рассуждают все: от экспертов и общественников до рядовых краснодарцев. Несмотря на это, даже скептики признают: такого масштабного обновления парка, как за последнее время, в Краснодаре не происходило с момента создания трамвайно-троллейбусного управления. За последние три года в город с завидной регулярностью прибывали новые комфортабельные вагоны трамваев. Чего сегодня не хватает самим водителям муниципального транспорта, выясняли «КИ».
Какие куклы? Машинки да «железки»
Каждый день Галины Владимировны Трубниковой расписан реально по минутам. Около полувека она работает водителем троллейбуса в депо №1, и ее смело можно назвать самым опытным водителем КТТУ. Сейчас она на 4-м маршруте.
— Почему выбрала эту профессию? Даже не знаю, но в детстве у меня вообще не было кукол, играла с машинками и железными дорогами. После школы хотела устроиться работать на КСК, но родственники отговорили и дали в руки объявление о курсах водителей троллейбусов. В 1973 году пошла на учебу, в 74-м сама вышла на линию.
Галина Владимировна вспоминает, как серьезно их обучали теории. Нужно было знать все виды тормозов и другие технические характеристики троллейбусов. И только после этого начиналась практика.
Вначале водители тренируются в депо на учебном вагоне. Потом в город выезжают с инструктором. Вот только троллейбусом управлять — не заметки писать. А график порой жестче, чем у какого-нибудь высокопоставленного чиновника. Несмотря на то, что за трамвайным и троллейбусным пультом чаще всего оказываются представители слабой половины человечества, у них хватает сил работать в таком режиме и ритме.
В 90-е в КТТУ брали по блату
Галина Трубникова вспоминает, как тяжело было в 80-90-е годы XX века, когда даже академики и профессора вынуждены были пойти работать на рынок, чтобы прокормить семьи. В трамвайно-троллейбусном управлении тоже всякое бывало, но заработную плату платили всегда. Тогда даже в КТТУ некоторых принимали на работу только по блату!
— В те годы профессии водителя и кондуктора были очень престижными. А как нас уважали автомобилисты: всегда уступали дорогу, не подрезали. Сейчас человек один едет в машине и считает, что трамвай или троллейбус должен ему уступать. У нас есть все возможности для комфортной работы: дороги ремонтируют, выделяют специальные полосы для общественного транспорта, а парк обновляют. Хочется одного: вернуть престиж нашей профессии и уважение со стороны всех участников дорожного движения, — подчеркивает водитель «рогатого».
Не только сохранить, но и развивать
Ни для кого не секрет, что трамвай — самый популярный вид общественного транспорта в Краснодаре. К тому же, учитывая пробки, оказался еще и самым быстрым. Именно на него делают ставку в нашем городе.
Александр Грачев, директор Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления, уточняет: в этом году досрочно завершена 3-летняя программа модернизации трамвайного парка. В трамвайно-троллейбусное управление поступило 103 вагона.
В свое время обновление подвижного состава поддержал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, из краевого бюджета Краснодару выделено в общей сложности 3 млрд руб.
— Для нас как предприятия-перевозчика важно и обновление парка, и развитие трамвайной сети. Поэтому смело могу назвать начало строительства трамвайной ветки по ул. Московской проектом с приставкой «мега». Просто обновление парка без развития трамвайной сети не имеет смысла. Для того чтобы люди пользовались общественным транспортом, он должен быть не только новым, удобным для пассажиров и охватывать новые густонаселенные районы, но и комфортным, — подчеркивает Грачев.
По мнению директора КТТУ, следует развивать и другие виды муниципального общественного транспорта, который пользуется большой популярностью среди населения. Судите сами: только за 2019 год, до введения ковидных ограничений, услугами трамваев, троллейбусов и муниципальных автобусов воспользовалось 116 млн пассажиров. В 2020-м из-за пандемии коронавируса эта цифра значительно снизилась: 89-90 млн пассажиров. В ближайшие годы КТТУ намерено довести эту цифру до 116 млн — около 10 млн пассажиров в месяц. В том числе с введением в эксплуатацию трамвайной линии по улице Московской.
Материал подготовила Зара Хушт