
Это вызвало неоднозначную реакцию у православных. Некоторые из них заявили, что это маловерие. Штатный священник храма в честь иконы «Целительница» иерей Дионисий Зубан рассказал «Краснодарским известиям», почему сейчас лучше следовать советам медиков и привел примеры из истории, когда ограничения для верующих были оправданы.
Эксперименты власти
По словам священника, случаев, когдахристианам не удавалось попасть наПасху в храм, было немало. Самыераспространенные ситуации — этоспецифика профессии, когда верующийчеловек в пасхальную ночь работает.Например, врачи, которые дежурят вприемных отделениях.
— Прадедушки и прабабушки могли вспомнить, как в 30-е годы советская власть пыталась ввести пятидневную неделю и, соответственно, суббота и воскресенье просто-напросто исчезали вообще. В советские годы люди часто испытывали на себе такие эксперименты, когда возможности попасть на Пасху не было. Даже в лояльные перестроечные годы проводилась идеологическая работа, как тогда называлось, «по воспитанию населения», при которой верующие не могли попасть в храмы. Все это делалось за счет милиции и комсомольцев. У нас за плечами события 30-летней давности, когда пасхальные службы срывались идеологическими работниками.
Отец Дионисий отметил, что сейчас,конечно же, политики в запрете нет. Вирусне будет спрашивать: верующий человекили нет, какого у него цвета кожа иликакие политические взгляды.
— Вирус скосит любого — ты заболеешь и все. Есть вполне логичный пример. Когда еще не было коронавируса, многие священники болели гриппом, ОРВИ — те или иные вирусные заболевания мы получаем. И это выпадает абсолютно на любые праздники. Вопрос о вирусах очень серьезный, поэтому нужно следовать предписаниям докторов и следить за ситуацией, как это все происходит.
Болезни и вера

Священник пояснил, что сейчас некоторыеутверждают, что верующих хворь не берет.Однако, по его словам, так говорят обычнолюди, которые не учили историю.
— Давайте возьмем XIV век — он скосил напрочь русские княжества. Тогда митрополиты и священники умирали от заболеваний чумы, которая прокатилась по югу Евразии. Заражались православные страны, такие как Русь, Болгария, Сербия, Константинополь. Так что никакая вера при болезни не играет роли.
Один из известных случаевбыл во время правления Екатерины II.В Москве тогда была чума.Московский митрополит Амвросий, чтобыне допустить распространения болезни,не допускал народ до поклоненияБоголюбской иконе Божией Матери. Нолюди взбунтовались и жестоко убилимитрополита за то, что он не дал поклонятьсяиконе во время поветрия (прим.— устаревшее значение эпидемии).Священники всегда были на стороне этихповетрий и сохраняли здравый рассудок.
Отец Дионисий пояснил, что тема здоровьяи безопасности во время эпидемийсуществовала издревле. В церковнойистории много примеров введения«карантина» для заболевших.
— Если касаться священного писания, то в книге Левит (прим. — третья книга Пятикнижия, Ветхого Завета и всей Библии) указано, как поступать в случае эпидемии. Людей с признаками заболевания сначала выселяли за стан. То есть они были за границами поселения. А когда евреи осели в Палестине, то людей с заразными заболеваниями выселяли за черту города.
А что гласит Евангелие

Священнослужитель привел пример изЕвангелие и пояснил, что даже ИисусХристос следовал закону.
— В Евангелие есть знаменитый эпизод об исцелении десяти прокаженных. Это одна из известных страниц, где Христос видит, что к нему идут заболевшие проказой люди и издалека кричат, просят их очистить. Иисус им строго отвечает, чтобы они шли показаться священнику. И вот, когда они шли к священнику, их болезнь исчезла.
По закону прокаженным было запрещеноконтактировать с другими. Асвященники должны были провозглашатьпрокаженных нечистыми и изгонять изобщества, а исцеленных признаватьздоровыми и возвращать в общество.
— В Евангелие тоже показано, что Христос тоже соблюдает предписание закона Божьего. Оно подразумевает строгое, но гуманное отношение к людям, чтобы никого не заражать по своей халатности и какой-то своеобразной вере. Все должно быть разумно сделано.
Так как правильно отмечать Пасху?

— Сейчас видел, многие разъярились, что это маловерие — не ходить в храм. Это не маловерие. Это здравое поведение любого соображающего человека, потому что вирус выбирает людей не по вере.
Отец Дионисий подчеркнул,что для праздников очень важна церковнаяистория. Кто ее хорошо знает, тот болееспокойно относится к изменениям.
— До 325 года, пока церковь была вне закона, отмечали ее кто, как мог, в разные даты. Способов празднования Пасхи тогда было много. И еще маленький нюанс. Вплоть до VI века в Северной Африке христиане отмечали Пасху лишь тогда, когда определял этот праздник отмечать Александрийский архиепископ. То есть дата празднования не зависела от календаря.
В завершении священник пояснил, что все мы привыкли к своему быту. Мы знаем, что Пасха должна быть с куличом и другими традиционные атрибутами. Но мы забываем о серьезных основах. Поэтому нужно быть очень осторожными в вопросах интерпретации, что такое Пасха.