А вы знали, что в Нидерландах крупная продуктовая сеть открывает «разговорные» кассы? Это специальные кассы, где с покупателем поговорят, расспросят о жизни, м все это без спешки, спокойно и размеренно. Рассчитано в основном на пенсионеров, которым одиноко. Согласно прогнозам, многие ждут их открытия. Расскажите, что вам больше всего нравится и не нравится в обслуживании?

Юлия Белоцерковская, учитель:

— Мне достаточно простого вежливого отношения. Когда весь день на ногах и обслуживаешь разных людей, улыбка — уже показатель профессионализма. Недавно я была в кафе, которое позиционируется как место друзей, общение у них соответствующее. Пока варился кофе, меня спрашивали о моем дне, настроении. Мне это показалось очень странным, даже, скорее, некомфортным, хотя многих такое располагает к себе.

Дина Колодьянова, преподаватель:

— Не люблю, когда я обращаюсь за помощью к сотруднику, а на его лице уже написано возмущение и сомнение в моем интеллекте. Никогда не зайду в магазин, если там высокомерные консультанты, которые могут исправить с подчеркнутым пафосом в голосе, когда неправильно называю товар. Слава тем консультантам, что помогают сразу и по делу.

Егов Шалашов, индивидуальный предприниматель:

— Я могу себе позволить болтать в магазине с покупателем, только если мы лично знакомы, тем более что знакомые часто приходят ко мне за покупками. Когда заходит незнакомец, то я ему предлагаю позвать меня, если понадобится моя помощь.

Диана Кантамирова, домохозяйка:

— Люблю, когда персонал сам хорошо разбирается в том, что предлагает. Понимаю, когда отходят к компьютеру, чтобы проверить наличие товара, но раздражает, если начинают искать менеджеров или директоров магазина что-то уточнить. Когда-то работала в магазине посуды, так руководство специально отправляло нас на обучающие курсы, чтобы мы всегда могли квалифицированно помочь клиенту выбрать нужные бокалы или тарелки.

Елена Новикова, госслужащая:

— Я не люблю, когда сотрудники при мне обсуждают свои личные дела, пока обслуживают клиентов. Мне неинтересно, что кому кто сказал, зачем это слушать посторонним? На работе это вообще неприлично.

Денис Долганов, промдизайнер:

— Мне нравится общаться в кофейне или в шаурмичной рядом с домом, но я там постоянный клиент, а владельцы — молодые и интересные ребята. В кофейне, например, часто могу просто сидеть работать, если соседи ремонт делают и дома неудобно. Мне всегда интересно пообщаться, узнать, у кого как дела, кто как живет, тем более что круг общения у меня совсем небольшой.

Текст: Алина Семенова