Половина всех пассажиров краевого центра предпочитает трамвай — именно он и есть главный городской перевозчик, после него — автобус, меньше всех — троллейбус. По прогнозу, в 2022-м он должен перевезти более 70 млн пассажиров. А в этом году в жизни старичка-трамвая произошло историческое событие.

Сэкономили время

Случилось событие 31 марта — по новой трамвайной ветке по ул. Московской. За последние 20 с лишним лет это первая трамвайная линия, которую построили в столице Кубани.

— Это была одна из самых популярных просьб местных жителей на встрече в этом микрорайоне города. Конечно, мы не могли их не поддержать. Новая линия позволит улучшить транспортную доступность и сэкономить время в пути,
— прокомментировал губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.

После этого продолжилось строительство и ремонт сопутствующей инфраструктуры: подземных переходов, тротуаров, дорожного покрытия. По новой трамвайной линии сегодня курсируют 5 трамвайных маршрутов — №5, 8, 15, 21 и 22. Интервал движения по каждому из них не превышает 10 минут.

Так должно быть везде

— Когда трамвайную линию еще не проложили — а я живу на ул. Есенина, в Музыкальном микрорайоне, — приходилось доходить до остановки на Солнечной, а уже оттуда ехать в центр. -На это уходило минут 20, а то и больше, смотря, кто с какой скоростью движется. Идти приходилось по грязи, ямам — вечно что-то было разрыто. И пока дойдешь до остановки, в грязи по колено измажешься, особенно если снег или дождь. И поэтому пуск трамвайной линии стал для нас просто счастьем! Теперь я сажусь на остановке «Ул. Гомельская» и еду в город, шагать от моего дома буквально 5 минут — идеально! Плюс новые остановочные павильоны, на которых просто приятно находиться, сидеть на удобных скамейках. Вдоль трамвайной линии обустроили тротуары, рядом — велодорожки. И теперь самокатчики и велосипедисты едут по ней, не мешая пешеходам. Дорога на работу и обратно стала безопасной, комфортной, чистой. А на ул. Петра Метальникова установили пока единственный в городе остановочный павильон с кондиционером. Представляете, насколько приятней в летнее пекло там дожидаться трамвая, а не стоять на раскаленном асфальте! Зимой его обещают отапливать. Я считаю, что именно с таким уровнем комфортабельности должны строиться и другие трамвайные ветки, которые уже запроектированы,
— рассказывает краснодарка Надежда Матюшкина.

Запуск движения по новой трамвайной линии по улице Московской очень ждали жители разросшегося микрорайона Музыкальный, где на дорогах постоянно образуются пробки. И первый вагон, прибывший на конечную остановку «Улица им. Петра Метальникова», пассажиры встречали с улыбками, запечатлевая происходящее на телефоны.

После завершения строительства на улице Московской добавились четыре остановки после Солнечной: «Жигулевская», «Гомельская», «Ахтарская» и «Петра Метальникова».

Как это было

В 2019 году началось проектирование новой линии трамвая по ул. Московской до ул. Петра Метальникова общей протяженностью более 5 км. На разработку проекта выделили 49 млн руб. Стоимость самого строительства составила 913,8 млн руб.

Начать строительство новой ветки планировалось в конце 2020 года, но затем сроки перенесли на 2021-й — из-за смены источника финансирования. Дополнительные средства на эти цели город получил из краевого бюджета. Работы стартовали 16 января 2021 года. Для строительства трамвайной линии мэрии предстояло вернуть земельные участки в собственность города. В районе не было ни одной улицы, территория под которой полностью находилась бы в собственности города. И жители откликнулись на просьбу о поддержке — собирали на остановках подписи, писали обращения. Это существенно помогло ускорить процесс.

За год и два месяца по улице Московской от улиц Солнечной до Петра Метальникова, было проложено 5,5 километров трамвайных путей, обустроено разворотное кольцо в районе ТЦ «Стрелка», подземный переход, переезд и установлено 8 новых остановок. 

Транспорт на перспективу

В конце ноября в мэрии представили документ о планировании регулярных перевозок в Краснодаре.

Евгений Наумов, глава Краснодара:

— Общественный транспорт — лицо города. И у Краснодара, к сожалению, оно не самое привлекательное. Существующая модель пассажирских перево-зок морально устарела, люди недовольны их качеством. После всестороннего рассмотрения мы утвердим этот документ планирования и со следующего года, с учетом финансовых возможностей, приступим к его реализации.

Проект представил разработчик, директор по решениям в области общественного транспорта ООО «А+С Транспроект» (SIMETRA, г. Санкт-Петербург) Владимир Валдин.

— Исследование, которое мы провели, позволяет ответить на вопрос: что будет, если?.. Как конкретное решение отразится на транспортной модели? Были учтены все составляющие транспортного комплекса Краснодара. Конечно, мы опирались на главный градостроительный документ — Генеральный план. Цель этого документа планирования — создание комплексной и управляемой системы общественного транспорта,
— пояснил Владимир Валдин.

— Мы хотим заменить существующую маршрутную сеть, построенную по принципу «каждую точку соединить с каждой», на 2-уровневую с магистральными маршрутами. Именно они будут гарантировать короткие интервалы и бесперебойную работу транспорта в течение всего дня. Мы исходим из того, что основной продукт, который производит транспорт, — это время. И математический подход к организации транспортной сети предполагает, что сеть должно организовать таким образом, чтобы пассажиры при поездках тратили меньше времени. Сегодня многие люди выбирают личный транспорт, потому как не доверяют общественному, не могут рассчитывать, что он придет вовремя, что они успеют на пересадку и не придется стоять на остановке неприлично долго. Идея 2-уровневой сети заключается в том, что время перемещения становится предсказуемым и гарантированным, — продолжил Владимир Валдин.

Что еще важно: документ предполагает уже в 2026 году полностью перейти на регулируемый тариф.

— Система нерегулируемых тарифов связывает нас по рукам и ногам. С учетом нынешних полномочий муниципалитета мы толком не можем контролировать частных перевозчиков или заставить их обновить подвижной состав. И выход здесь один — двигаться в направлении перехода на брутто-контракты. Ведь в таком случае мы будем являться заказчиками услуги на пассажирские перевозки, а значит, сможем и спросить по всей строгости за качество оказания такой услуги,
— подчеркнул Евгений Наумов.

Куда проложат рельсы

Актуально. Как будет развиваться инфраструктура городского электрического транспорта?

Трамвай сегодня — один из самых быстрых видов общественного транспорта. Он практически не стоит в пробках, на нем пассажир может доехать до пункта назначения комфорт- но и в срок. По подсчетам независимых экспертов, трамвай в состоянии взять на себя 85% от всех перемещений жителей Краснодара. Для создания инфраструктуры горэлектротранспорта решили действовать на условиях частно-государственного партнерства, то есть путем заключения концессий. Кстати, именно на таких условиях появился екатеринодарский трамвай в начале прошлого столетия.

Краснодар вошел в 11 пилотных проектов

— Тринадцатого сентября было заключено соглашение между администрацией города Краснодара, администрацией Краснодарского края и ООО «Синара ГТР» в части строительства 35 км трамвайных путей, расположенных на территории Западного обхода,
— сообщил Артем Анацкий, начальник управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства администрации Краснодара.

Стоимость соглашения беспрецедентная — более 28 млрд руб. инвестиций, в том числе федеральный грант в общем размере 8,6 млрд руб., из которых 8,3 млрд руб. — это средства федерального бюджета, — рассказал начальник управления инвестиций.

На западном направлении — все за 4 года

По данному направлению — 4 этапа. Первый — нулевой, к которому должны приступить, — этап по ул. Московской — 200 м в районе Кубанского технологического университета. Остальные — от Западного депо до «Немецкой деревни», далее — по ул. Красных Партизан, Ближнему Западному обходу до «Немецкой деревни» со строительством разворотного кольца, далее — продолжение Ближнего Западного обхода через территорию в 1000 га для перспективного комплексного развития и Города спорта. И завершается этот этап последним — от Города спорта через развязку на «Красной Площади», далее — по ул. Кореновской, с примыканием к трамвайной линии, которую построили в рамках продолжения ул. Московской.

Общая продолжительность инвестиционного соглашения — 25 лет, строительство планируют завершить до 31 декабря 2026 года, и к этому времени вся инфраструктура полностью должна функционировать.

Как пойдем на Восток

Параллельно с этим 8 сентября было издано постановление администрации города в рамках поступившей концессионной инициативы о строительстве трамвайных путей в восточной части.

Что предполагается в восточной части? Это также 35,6 км дорог и несколько направлений. Первая ветка — от ул. Красных Зорь в микрорайон Восточно-Кругликовский до ул. Домбайской, потом — по Восточно-Кругликовской со строительством депо и продолжением трассы с выходом на М4 «Дон» в районе медицинского кластера. Здесь предполагают строительство депо на 150 трамваев и закупку подвижного состава в количестве 5 штук (5 штук потому, что большинство трамваев уже закупят).

Вторая ветка идет — можно сказать, просится! — на территорию Гидростроя.

Реализация проекта планируется таким образом: из 100% собственных средств на затраты инвестиционного проекта 10% предоставляет инвестор, 10% — выделяет администрация Краснодарского края в рамках капитального гранта, 80% — предоставляется кредит со стороны по уникальной ставке, специальной для инфраструктурных проектов — 4,5%. Объем инвестиций — 26 млрд руб.

Ждем 60 новых троллейбусов и 40 трамваев

С нового года общественный транспорт краевого центра ждет масштабное обновление. Гарантийный срок на троллейбусы должен составлять не менее 12 месяцев, а срок их службы — не менее 10 лет.

— Причем очень важно, что большая часть троллейбусов — около 38 единиц — будет с автономным ходом. В результате на двух существующих маршрутах сможем полностью обновить подвижной состав плюс построим один совершенно новый маршрут в направлении Восточно-Кругликовской, а один продлим в направлении «Немецкой деревни». В числе характеристик транспортных средств — низкопольность, наличие системы климат-контроля, конструктивная скорость до 60 км/час, наличие автономного хода. Кроме этого, должны быть места для инвалидов-колясочников, возможность работы при температуре за бортом от минус 40 до плюс 40 градусов Цельсия, вместимость — от 80 до 90 и от 90 до 100 пассажиров, наличие 30 мест для сидения,
— рассказал вице-мэр Владимир Архипов.

Соглашением с ООО «Синара-Городские транспортные решения Краснодара» предусмотрена закупка 100 трамваев. Планируется приобретение 90 односекционных трамваев и 10 — трехсекционных.

— Трамваи будут соответствовать всем современным требованиям по безопасности, дизайну, низкопольности и другим параметрам. Планируется, что к 2027 году продлят примерно 10-12 трамвайных маршрутов — по этим маршрутам и пойдут новые 100 трамваев, которые передадут МУП «КТТУ». Сначала они заработают на уже существующих маршрутах,
— отметил Владимир Архипов.

Новые вагоны будут оборудованы системами климат-контроля, видеонаблюдения, навигационной системой и датчиками подсчета пассажиропотока. В 2023 году закупят 40 единиц — до ввода в эксплуатацию новой трамвайной линии, которую планируют построить в западной части города, они начнут курсировать по имеющимся маршрутам. В 2025-м в город привезут 20 новых трамваев, а в 2026 году — 40 единиц.

После строительства трамвайной линии на участке от ул. Толбухина (Западное трамвайное депо) до ЖК «Немецкая деревня» будут продлены трамвайные маршруты №3 и 7, на которых организуют перевозку пассажиров на новых трамваях.

— Что еще, кроме обновления подвижного состава, предпринимает город, чтобы горожане с личного авто пересели на общественный транспорт? Вы вообще верите в такую перспективу? — спросили мы у вице-мэра.

— Да ведь все к этому идет! И то, что мы сегодня делаем, способствует этому в той или иной степени. Это, например, платное муниципальное — и не только муниципальное — парковочное пространство, создание которого призвано сократить число прибывающих в город на личном транспорте. Наряду с платными парковками это и запрет остановки/стоянки в определенных местах, и работа службы эвакуации. Она пока, правда, не действует, но работают камеры государственного казенного учреждения, которые за этим следят и штрафуют за нарушения. Это и создание полос для общественного транспорта, чем мы непременно продолжим заниматься в следующем году. И конечно, это обновление подвижного состава. Мы планируем в следующем году запустить 60 новых троллейбусов на ряде маршрутов: один вообще новый, а один продлим в западном направлении. Все это также поможет пересадить пассажиров из личного авто на трамвай-троллейбус. В сентябре подписали первую Концессию о модернизации общественного транспорта, в ближайшее время подпишем вторую — о строительстве трамвайных линий в восточном направлении. Это позволит из западной части города, где идет активное жилищное строительство, как и из восточной части, где оно ведется не менее активно, краснодарцам гарантированно добираться за 30-40 минут в центр города вместо того, чтобы 1,5-2 часа ехать на личном авто. Это самый грандиозный шаг по пересаживанию людей на общественный транспорт.

— А интересно, после того, как у нас будет завершено строительство новых трамвайных путей — к Западному обходу, к Восточно-Кругликовской, мы сможем назвать краснодарский трамвай скоростным?

— Да, по сути, наш трамвай таким и станет, ведь новые маршруты присоединятся к сетям, которые уже зачастую автономны. Тот же первый этап Концессии «Запад» — из «Немецкой деревни»: вы будете ехать вдоль Западного обхода, по ул. Красных Партизан, Круговой — и дальше, в центр попадаете по путям, нигде не совмещенным с колесным транспортом. Совмещение начинается только в центре — на улицах Калинина и Кирова. Хотя, по сути, и на этих «трамвайных» улицах запрещено движение колесного транспорта, правда, многие нарушают запрет. Точно так же будет и с восточной веткой: от Гидростроя вы поедете по Невкипелого, вдоль Автолюбителей — и попадаете на Ставропольскую, по которой трамвай тоже движется автономно. А так как мы будем давать трамваю приоритет при проезде перекрестков с колесным транспортом — чем мы уже занимаемся на Ставропольской, — то да, можно сказать, скорость трамвая заметно возрастет.

За полгода перевезли 4 млн пассажиров

Об итогах развития своего предприятия в уходящем году рассказал директор МУП «КТТУ» Александр Грачев:

— Самое значимое для транспортников событие не только этого года, но двух предыдущих десятилетий — это запуск в эксплуатацию трамвайной ветки по ул. Московской. За последние 20 с лишним лет это первое строительство трамвайной ветки в Краснодаре — очень долгожданной, давно запланированной, — и благодаря губернатору, администрациям края и города этот проект все-таки удалось реализовать, справиться со всеми трудностями, связанными с землей, с переносом коммуникаций и всем остальным. Трамвай на этом направлении — и сегодня мы в этом убедились окончательно — крайне востребован. За полгода работы трамвая по этому маршруту перевезено почти 4 млн пассажиров. Надеемся, что развитие трамвайной сети продолжится и будут реализованы концессионные соглашения, одно из которых уже заключено, а второе подпишут в скором времени. Это самое главное.

Хорошо, конечно, что принято решение о закупке 60 новых троллейбусов: сегодня троллейбусный парк КТТУ в значительной степени изношен и требует замены. Вообще, этому виду транспорта мало внимания уделялось. То, что сейчас запущена конкурсная процедура по закупке 60 троллейбусов, не может не радовать — это серьезное и значимое событие. Вполне вероятно, что в I квартале 2023-го в город придет 18-20 новых машин. Мы их этого ждем.

В тему

Что было в прошлом веке

Предыдущие трамвайные линии построены в Краснодаре в 90-х годах прошлого века. В 1994-м завершено строительство трамвайной линии в Юбилейный микрорайон, ее протяженность составила 7,1 км. В 1998 году принята в эксплуатацию трамвайная ветка по Садовому путепроводу до КубГТУ протяженностью 3,5 км.

Подготовила Марина Аванесова