
Коуч с копытами
В силу специфики своей профессии и врожденной любознательности, какие только методы я не испробовала в попытках понять свой внутренний мир! Йога в гамаках, пешие многочасовые путешествия по городу, СПА-процедуры, пилатес… Все перечисленные способы хороши, чтобы немного привести мысли в порядок, однако ни один из них не оказал такого эффекта, как последний мой эксперимент. Попробую воссоздать тот день максимально подробно.
Итак, мы едем в Адыгею, в аул Хаштук. Таксист, прокладывающий дорогу с помощью навигатора, время от времени цокает языком: «кто же вас оттуда заберет»? «Такси», — беспечно отвечаем мы, однако по мере удаления от цивилизации наша уверенность в том, что тут водятся машины с шашечками, тает. Когда поля полностью вытеснили с горизонта редкие домики, мы с фотографом переглядываемся и просим водителя нас подождать. Тот с воодушевлением соглашается, когда узнает, что сможет понаблюдать медитацию на коне. Не каждый день выпадает такое приключение.
На подъездной дорожке нас встречают Оля, Коля и Багрян — мой гривастый «инструктор по медитации». Пока Коля готовит коня к сеансу, Оля кратко вводит меня в курс дела:
— Проект «Ом верхом» — результат нашего многолетнего общения с разными животными и наблюдения за их взаимодействием с людьми. Десять лет назад мы приняли решение сменить городскую жизнь на деревенскую. Поменяли деятельность, ритм жизни, рацион. Все это ради одной цели, к которой осознанно или не очень стремится каждый человек, — для обретения баланса: тело — разум —
эмоции.
За эти годы ребята сделали вывод, что ни одно живое существо, включая человека, не поможет тебе понять себя лучше, чем конь.
— Он не привяжется к тебе как собака, не станет жить с тобой ради еды как кошка, он не зависит от тебя и не использует тебя. Он объективен и откровенен, — объясняет Оля. — Конь — лучший коуч. Он найдет ответы, которых не даст никто, вытащит их из тебя самого, как морковку из кармана. Ты можешь не признаваться в чем-то себе самому, но только не ему. Он расскажет все. А мы переведем.

Причеши меня, чтобы подружиться
К Багряну я приехала не в качестве журналиста, а как обычный человек, который хочет получить порцию расслабления. По просьбе Оли я оставила за порогом редакции свои рутинные заботы — мысли о завтрашнем интервью, планы на новогодний номер. Я сосредоточилась на личных вопросах, ответы на которые планировала отыскать в процессе медитации.
— Сейчас есть только ты и конь, — напутствовала меня Оля. — Нативное общение с существом, которое живет по законам природы, способно ненадолго вернуть человека в его, так сказать, первозданное состояние. Уход от цивилизации в свое время помог мне прийти к состоянию равновесия, которое в условиях города недостижимо, какими бы практиками ты ни занимался, в силу множества раздражающих факторов и навязанных правил, перетягивающих на себя внимание человека.
Наш 2-часовой сеанс релакса начался со знакомства с Багряном. Рыжий конь — самая незаурядная личность во дворе Оли и Коли, а потому именно он назначен тренером по медитации с двуногими. В отличие от прокатных лошадей он сам решает, с кем он хочет подружиться. Оля протягивает мне гребень: ведь лучший способ наладить тактильный контакт — поправить «прическу».
Я робко подхожу к коню сбоку. У меня небогатый опыт общения с лошадьми — не знаю, как правильно подступиться, не прогневав грациозное животное. Начинаю осторожно чесать ему гриву, без резких движений, чтобы не проредить ее ненароком. Багрян с любопытством поворачивает ко мне голову и тянется губами к руке, я ойкаю и отпрыгиваю.
— Поговори с ним, — советует Оля. — Лошади отлично понимают интонацию. Он сейчас боится тебя не меньше, чем ты его. Дай ему возможность познакомиться с тобой: чтобы он начал тебе доверять, нужно сначала довериться самой.
Протягиваю Багряну немного трясущиеся руки (страшно лишиться пальцев!), терпеливо жду, пока конь обдувает ладони горячим воздухом из огромных ноздрей. Затем он выжидающе смотрит мне в глаза. Поглаживаю его по носу… а он и не против. Оля в восторге — Багрян не шибко любит, когда кто-то касается его морды, но мне позволяет проделать эту процедуру. Понравилась!
Перезагрузка сознания
Наше знакомство длилось около часа — я почухала коня с помощью специальной щеточки; провела несколько раз по кругу (или это он меня провел — кто знает); накормила морковкой. Он позволил коснуться всех зон доверия: я погладила круп, шею, бочок. Практически все попытки заслужить авторитет с треском провалились: конь отобрал всю морковку, которую я планировала выдавать порционно, и усмехнулся надо мной, за что получил легкий тычок от Оли. Она взяла его за узду и потянула. Багрян недовольно помотал большой головой, но все же повернулся.
— Он сильнее, бесспорно, но ты должна проявлять настойчивость, чтобы он зауважал тебя. Ну что, ты готова к основной части сеанса?
Еще бы! Предвкушаю что-то необычное. Меня ждет погружение в нирвану, а не просто «покатушки», ведь лошадь — не мопед или велик, чтобы на ней кататься.
Усаживаюсь на Багряна без седла, чтобы чувствовать его тепло своим телом. Конь шевелит спиной.
— Не переживай, он не сбросит тебя, — говорит Коля. — Он должен приноровиться к тебе, «поправить», словно лямки от сползающего рюкзака.
Я закрываю глаза. Понадобилось время, чтобы приноровиться к походке коня и позволить телу качаться туда-сюда в такт его шагам. Я словно дрейфую на лодке в открытом океане, появляется ощущение, что мы кружимся на месте, хотя это не так. От тряски начинает клонить в сон — если бы не инстинкт самосохранения, наверное, так бы и клюнула носом! Тело наливается тяжестью и словно прирастает к Багряну, я уже не боюсь упасть — это кажется просто невозможным. Зато голова сделалась легкой и пустой. Неприятные мысли покинули ее и остались где-то на земле: пока я верхом, я вне зоны досягаемости.
Остаток дня пролетел как в тумане. Попав домой, я без сил завалилась на диван в 8 вечера, чего со мной давно не бывало, и проспала до утра. Проснулась отдохнувшей и готовой облачить свои приключения в слова. Процесс обновления сознания завершен успешно.