Что думает о развитии дорожно-транспортной инфраструктуры Краснодара Андрей Борисов, ведущий эксперт Высшей школы экономики — одного из крупнейших университетов России, выясняли «КИ»

— Андрей, в конце прошлого года вы принимали участие в работе городского совета по дорожному хозяйству и транспорту под председательством вице-мэра Артема Доронина. Как вам вообще Краснодар?

— Да, меня пригласили на совет, и я впервые побывал в вашем замечательном городе. С командой Краснодара я познакомился в Сколково, когда они проходили обучение по подготовке управленческих кадров для ста крупнейших городов России. У многих ребят есть креативные идеи, взгляд в будущее, что очень важно. Прогрессивную команду Краснодара я сразу отметил. Знаете, что больше всего мне понравилось в вашем городе?

— Нет, расскажите.

— Подготовленные нами документы по организации дорожного движения не пылятся на полках, а переносятся с бумаги на дорогу. И это очень радует! Кроме того, у вас хорошо подобран состав транспортных чиновников. Приятно удивило и трамвайно-троллейбусное управление — серьезное муниципальное предприятие, на базе которого ремонтируется подвижной состав, собираются троллейбусы. Это, кстати, намного выгоднее, чем закупка нового. У вас хорошие трамвайные сети и процент перевоза пассажиров на трамвае гораздо больше, чем в Москве. В Казани, к примеру, вложили очень много денег в строительство новых путей, но все равно трамвай перевозит на порядок меньше пассажиров, чем в Краснодаре.

— Какие инициативы ВШЭ у нас применили на практике?

— Их немало. Например, мы решили проблему вечной пробки на пересечении улиц Старокубанской и Ставропольской. Я помню, что были другие проекты — с огромными финансовыми вложениями и строительством многоуровневых развязок. Вместо этого по нашему предложению разорвали кольцо на Ставропольской — Старокубанской: Ставропольская едет прямо, а при повороте налево начинает двигаться Старокубанская. При этом пропускная способность перекрестка увеличилась почти на 40%. Конечно, в час пик иногда приходится постоять, но такого затора, как раньше, больше нет.

— Что вы думаете о проекте «Грузовой каркас»?

— Я, как и мои коллеги из Высшей школы экономики, вносил свои предложения в «Грузовой каркас». Этот проект прежде всего про экономию денег. Большегрузы будут меньше разбивать дороги, а значит, ремонтировать их и реконструировать можно будет реже. Тема большегрузов актуальна и для Москвы. Учитывая, что фурам можно выезжать на МКАД, вечером они блокируют правые полосы. Я думаю, в Краснодаре таких проблем будет меньше из-за достаточно большой разветвленной трамвайной сети.

— А в каких городах мира эффективно решают эту проблему?

— Вот как в Амстердаме, где всегда много туристов, перевозят еду? На распределительный склад приезжают грузовики, весь товар грузится в трамваи, которые ездят обычно в ночное время и развозят продукты. Или возьмем для примера Дрезден, где есть автозавод Volkswagen. Соответственно, у них есть несколько промышленных площадок, между которыми нужно постоянно поставлять детали. Для этого используются грузовые трамваи.

— Если вернуться к нашей главное теме: изменение перекрестка на Дзержинского и Кореновской тоже идея Высшей школы экономики?

— Да, переделали в перекресток с элементами кольца, уменьшив количество конфликтных пересечений, из-за которых образовывались заторы. Так, при повороте налево с Дзержинского на Кореновскую водитель движется по перекрестку, как по кольцу, и поворачивает налево в тот момент, когда начинает движение вся Кореновская. Прежде при такой манипуляции улица стояла. Именно благодаря таким решениям окупаются транспортные документы. У нас еще очень много предложений, которые позволят развивать город на несколько лет вперед, а главное — без строительства многомиллиардных развязок.