Законопроект вводит новые понятия: ЕПД, или единый платежный документ, и расчетный центр. Сообщается, что с появлением единого платежного документа россиянам будет проще оценивать свои расходы на жилищно-коммунальные услуги, а властям — контролировать рост тарифов. В перспективе это поможет снизить долги граждан за жилищно-коммунальные услуги, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты.
В платежке нового типа появятся строки за управление, содержание и текущий ремонт дома, коммунальные услуги и ресурсы, взнос за капитальный ремонт и вывоз мусора. Сейчас в нескольких регионах эти пункты разнесены по отдельным платежкам, что, как считают авторы документа, приводит к ошибкам в начислениях и росту долгов за жилищно-коммунальные услуги.
Если не углубляться в суть проблемы, идея неплохая. Но пока вопросов больше, чем ответов. К примеру, как авторы законопроекта предлагают поступить с обычными платежками? Кто, какая организация этим будет заниматься? Где гарантия того, что они будут правильно начислять, и как они будут взаимодействовать с поставщиками коммунальных услуг, с которыми собственники заключили прямые договоры? Ответы на эти актуальные вопросы «КИ» постарались найти у экспертов.
— Законопроект еще не отработан должным образом, — говорит директор
самой крупной управляющей компании, «ГУК-Краснодар», заместитель председателя комитета по ТЭК и ЖКХ городской Думы Людмила Головченко. — Поэтому отправлен на доработку. Для Краснодара это не имеет особого смысла. Почему? Жители наших домов платят за потребленные коммунальные услуги напрямую НЭСК. Плюс часть домов ушли на развернутое абонентство по теплоснабжению и горячему водоснабжению в Краснодартеплосеть. Но это настолько маленькая доля, которая в целом роли не сыграет. Я считаю, что данный законопроект не будет нормально у нас работать. Поскольку писался под муниципалитеты, где созданы единые расчетные центры, и на такие крупные города, как Москва и Санкт- Петербург, которые по этой системе работают давно. В нашем городе такая система не применялась, и особо жалоб от собственников о том, что приходят две-три квитанции за жилищно-коммунальные услуги, не приходило.
В департаменте городского хозяйства и ТЭК администрации Краснодара с этим мнением согласны. Отмечают, что это не первая попытка обязать регионы создавать единые платежки. А на настройку единой системы формирования платежных документов могут уйти годы. Если все-таки введут единый документ, важно, чтобы у каждой услуги был свой код. Нельзя обязать собственника платить сразу за все. У человека должно оставаться право отказаться от каких-то услуг или получить рассрочку по оплате, если есть финансовые затруднения.
Напрямую поставщику
Пока законопроект дорабатывается, АО «АТЭК», наоборот, разворачивает прямое абонентство.
— В последнее время в регионе участились случаи, когда управляющие организации не в состоянии оплатить потребленную горячую воду и отопление.
К чему это приводит, увидели жильцы более 20 многоэтажек Краснодара, где из-за долгов управляющих компаний ограничена подача горячей воды. Чтобы такая ситуация не повторилась в других домах, АТЭК предлагает населению перейти на прямые договоры. Жители будут оплачивать горячее водоснабжение и отопление по отдельной квитанции напрямую в АТЭК. Первоначально такой механизм внедряем в 12 многоквартирных домах, в ноябре список пополнят еще 45 многоэтажек из семи УК и одного ТСЖ, и так ежемесячно. При этом перечень управляющих компаний и адресов домов, где перешли на такую систему оплаты, опубликован на нашем сайте, он постоянно обновляется, — подчеркивает генеральный директор Владимир Василенко.
В первую очередь изменения коснутся тех адресов, где «хозяйка в доме» не справляется с расчетами за тепло. По закону просроченная задолженность свыше двух месяцев дает АТЭК право на развернутое абонентство без проведения собрания собственников жилья (ФЗ №59- ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс»). На основании ч. 4 ст. 157.2 Жилищного кодекса тепловики уведомляют данные компании об одностороннем отказе от исполнения договора теплоснабжения.
Если с услугами все понятно, то кто будет играть роль расчетного центра, — большой вопрос. Ни в тексте законопроекта, ни в пояснительных документах к нему ничего об этой организации не сказано. Отсутствие информации порождает у участников рынка свои опасения. К примеру, если расчетный центр станет новой федеральной структурой, она, по сути, станет монополистом. И сможет установить за свои услуги такой процент, который значительно повысит итоговую сумму в квитанции.
Читайте новости там, где удобно: Instagram Facebook, Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.