
На износ
Почти два месяца мы все остаемся дома. Выдержат ли такой режим наши инженерные сети? А сами управляющие организации, которые, с одной стороны, должны были отправить на карантин пенсионеров, а с другой — работать в авральном режиме?
Ведь помимо санитарной обработки и тотальной дезинфекции придомовые территории должны убираться, мусор — вывозиться, в кранах должна быть вода, в квартирах — электричество… С какими сложностями столкнулись управляющие организации во время карантина?
Нужно отметить, что большинство руководителей управляющих компаний, которых опросила, подчеркивают: для повседневной деятельности коммунальных предприятий условия жизни общества в карантин стали серьезным испытанием. Это и ограничение передвижения, и повышенные меры безопасности, и прекращение работы смежных организаций, и др.
В «ГУК-Краснодар» отмечают, что с первых дней карантина были созданы дополнительные бригады.
Меньше интереса?
Но есть в сложившейся ситуации и положительные моменты. К примеру, в самом начале карантина телефоны аварийно-диспетчерских служб разрывались от многочисленных звонков. Жильцы, находясь 24 часа в сутки в своих квартирах, начали задавать вопросы, которые раньше их не интересовали. Чаще всего собственники жалуются на холодные или, наоборот, слишком горячие батареи. Много вопросов возникало и возникает до сих пор по дезинфекции многоэтажек. Сейчас вопросов стало гораздо меньше. Во-первых, потому что жильцы сами, находясь в квартирах, стали тщательнее следить за своим имуществом. Во-вторых, поставщики коммунальных услуг стараются без надобности не отключать свет, воду, газ для выполнения плановых работ.
Кстати, ресурсники на время отложили проведение плановых ремонтных работ в рамках подготовки к следующему отопительному сезону, за исключением аварийных ситуаций.
Внимания хватает всем
Как себя чувствуют жильцы многоквартирных домов, особенно пожилого возраста, привыкшие решать все вопросы во время личных приемов и встреч?
Гендиректор управляющей компании «ГУК-Краснодар» Люд- мила Головченко отмечает: сегодня работает достаточно сайтов, в том числе через ГИС ЖКХ, Личный кабинет, электронную почту управляющей компании и др.
На удаленке решаются также вопросы о выдаче многочисленных справок. Только пока в режиме онлайн, в том числе приемов граждан, если имеется такая техническая возможность. К этому призывают и в других управляющих компаниях.
К примеру, директор управляющей компании «Москва» Владимир Набатников говорит, что они тоже не проводят личного приема собственников. К ним также можно обратиться в онлайн-формате, о чем собственники извещаются на информационных стендах в подъездах.
Найти золотую середину
В департаменте городского хозяйства и ТЭК отмечают, что у жителей во время карантина появилась реальная возможность оценить работу своих управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.
Всплывет, считают в профильном департаменте, и тема о том, какая форма управления домами лучше и экономичнее. Равно как и о том, какой управляющей компании отдать предпочтение.
— В наше время специалисты управляющих компаний не только могут, но и обязаны быть высококлассными менеджерами, готовыми адаптироваться к любым условиям, — считает заместитель начальника жилищного отдела департамента городского хозяйства и ТЭК Наталья Старовойтова. — Каждая управляющая компания должна на своей странице или сайте раскрывать сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности. Но вряд ли вы там увидите, куда «оседают» деньги, которые собственники заплатили за свет, тепло или воду.
Поэтому нужно позвонить в ресурсоснабжающие организации и узнать общий долг по дому и как платят жильцы за ЖКУ. Цифры не сходятся и у управляющей компании есть миллионные долги перед поставщиками коммунальных услуг? Созывайте общее собрание дома.
— Не нужно быть уполномоченным по дому или председателем совета многоквартирного дома для того, чтобы инициировать общее собрание, — говорит Наталья Старовойтова. — Это право каждого собственника. На общее собрание пригласите представителей своей обслуживающей организации. Управляющую компанию можно сменить не только за миллионные долги, но и за плохую работу по организации и выполнению утвержденных общим собранием собственников годовых планов по текущему ремонту общего имущества.
УК призывают к прозрачности
Собственники больше доверяют тем компаниям, деятельность которых прозрачна.
— Жильцы многоквартирных домов выбирают те управляющие компании, которые создали свои сайты и размещают информацию о своей финансовой деятельности, — поясняет Наталья Геннадьевна. — Почему? Потому что их деятельность прозрачна. В частности, собственники на сайте могут узнать начисления коммунальных услуг многоквартирного дома, ознакомиться с нормативными документами, которые подтверждают легитимность принятых тарифов, годовую бухгалтерскую отчетность, сведения о доходах, быть в курсе информации о текущем ремонте.
А это значит, что жильцы многоэтажек смогут проанализировать годовую бухгалтерскую отчетность, сравнить ее с информацией других компаний и сделать выводы в пользу той или иной управляющей компании. Ведь собственник квартиры, проанализировавший информацию об УК, может инициировать общее собрание жильцов и предложить сравнить услуги и цены. И в результате сделать выбор в пользу другого управленца.
А после карантина…
Наталья Старовойтова советует: просмотрев все возможные рейтинги управляющих компаний, обязательно обсудите вопрос смены УК с соседями. Съездите к руководству выбранной вами управляющей компании и обсудите все интересующие вас вопросы. А лучше — посмотрите на сами дома и дворы. Пообщайтесь с жителями домов, которые обслуживают УК-кандидаты. Потому что лучше собственников никто не расскажет о реальном положении дел.