
На фото — улица Ленина в Краснодаре. Так она выглядела вчера, в понедельник, около 13:00. В выходные дни, увы, ничего не меняется — она также заставлена машинами. А могли бы гулять краснодарцы и гости города. Например, в субботу и воскресенье. Если бы улица была пешеходной. Сегодня власти планируют создавать больше прогулочных зон в разных частях города.
Дороги к реке
Напомним, глава Краснодара Евгений Первышов поручил создать пешеходный квартал, ограниченный улицами Чапаева, Красноармейской, Карасунской и Рашпилевской. В планах мэра было вернуть пешеходную часть ул. Чапаева, которую краснодарцы привыкли называть «Арбатом». Озвучено предложение увеличить количество пешеходных зон в разных частях города.
Как сообщила на круглом столе начальник отдела городской среды департамента архитектуры и градостроительства Краснодара Наталья Астахова, сейчас их ведомство совместно с коллегами из департамента транспорта и городского хозяйства прорабатывает возможность организации в выходные и праздники пешеходных маршрутов. Особенно активно обсуждается несколько улиц: Чапаева, Ленина, Постовая. На них уже создана достаточно большая пешеходная полоса. Также прорабатывается вариант маршрута от Дмитриевского сквера (район Дмитриевской Дамбы) близ Карасуна до набережной Кубани. Астахова заметила, что на текущий момент в городе слабая связь между водными объектами и туристически привлекательными территориями: теми местами, которые уже благоустроены или благоустраиваются в данный момент. При разработке новых пешеходных зон учитывается возможность развития на этих территориях малого и среднего бизнеса.
В ближайшее время количество пешеходных маршрутов в городе может увеличиться. Тем более что это довольно востребовано. Сегодня активно проводятся пешеходные экскурсии по Краснодару. Новые маршруты позволят создать и озеленить дополнительные территории города. Как образно выразилась Астахова, это должно «наполнить легкие города новым и свежим воздухом».
Воссоздать исторические кварталы
Департамент архитектуры и градостроительства продолжает разработку и изучение открытия пешеходного квартала в центральной части Краснодара (улицы Чапаева, Рашпилевская, Карасунская и Красноармейская). В идеале планируется воссоздать на этом месте город в его первоначальном виде. Само собой, эти места должны стать пешеходными. Сейчас анализируются материалы, собирается информация, просчитываются необходимые ресурсы.
Не менее важная задача, стоящая перед архитекторами города, — создание новых точек притяжения в отдаленных районах города. Это позволит краснодарцам не скапливаться в одних и тех же местах, что иногда мешает отдыху. Создание таких точек позволит разгрузить центр Краснодара, даст возможность комфортно отдыхать около дома. При этом Астахова подчеркнула, что по этим вопросам нет окончательного решения. Очень важно проработать и учесть все нюансы, чтобы после создания пешеходных зон не возникало пробок на дорогах, не ущемлялись интересы краснодарцев.
Вопрос не одного года
Важность учета нагрузки на магистрали Краснодара в дни, когда будут работать пешеходные зоны, отметил старший инспектор пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Управления МВД России по Краснодару Владимир Петраков. Он подчеркнул, что улицы Ленина и Постовая — одни из основных магистралей города. Когда Красная перекрыта, сразу же ограничивается движение на смежных улицах: Пашковской, Длинной, Комсомольской, Советской и т.д. Увеличивается нагрузка на Северную и Мира. Если в выходные сделать пешеходными еще и улицы Ленина и Постовую, город может прочно встать в пробку.
Начальник отдела организации дорожного движения департамента транспорта и дорожного хозяйства Сергей Камынин заметил, что прорабатываемые маршруты в центре города достаточно интересные. Но не стоит забывать, что по некоторым этим улицам ходит общественный транспорт. Как частный пример он упомянул маршруты, подъезжающие к Кооперативному рынку. Отменить туда подъезд транспорта невозможно ни в выходные дни, ни в праздники. При этом Камынин заверил, что любое решение об организации пешеходных зон будет приниматься с учетом математического моделирования. Для этого транспортники на протяжении нескольких месяцев собирают информацию. Где-то, вероятно, им придется изменить направление движения. Это может затронуть не только озвученные улицы. Что же касается «Арбата», то там пока речь идет лишь о расширении пешеходной части и сужении проезжей зоны. Ул. Чапаева на этом участке, возможно, будет использоваться лишь для подвоза жителей и грузов.
Камынин напомнил, что, как и многие современные города, Краснодар стремится к снижению использования личного транспорта в пользу общественного. Проблемы с пробками в местах скопления людей отчасти связаны с тем, что значительная часть проезжай части занята под парковку автомобилей. Люди ставят машины и уходят гулять или работать на целый день. Камынин надеется, что введение в ближайшее время мобильных комплексов видеофиксации нарушений позволит частично решить эту проблему. Правда, чтобы убедить краснодарцев ехать в центр не на личном автомобиле, а на автобусе, троллейбусе или трамвае, понадобятся годы.
Не бояться экспериментировать
Начальник отделения по связям со СМИ Краснодарского управления МВД Артем Коноваленко выразил обеспокоенность районом пересечения улиц Красноармейской и Карасунской, где сконцентрировано большое количество баров и клубов. С пятницы и до воскресенья полицейские вынуждены привлекать сюда дополнительные силы ДПС и ППС. В случае если эти участки станут пешеходными, это увеличит концентрацию там людей, и усиленное патрулирование придется проводить ежедневно. В районе этих улиц создаются определенные условия для нарушения общественного порядка. Но это не значит, что идея сделать часть Карасунской и Красноармейской плоха. Представитель МВД считает, что нужно продумать, насколько это будет целесообразно именно в этом участке города. Коноваленко выступил за экспериментальное решение такой идеи. Ввести, скажем, на месяц на указанном отрезке пешеходную зону. Возможно, эксперимент окажется удачным.
Все участники круглого стола высказались за то, чтобы пешеходные маршруты города наполнялись культурно-образовательными пространствами: выставками, музеями, театрами, концертными залами, библиотеками и пр. Чтобы краснодарцы могли здесь не просто гулять, а с пользой проводить время. Единая пешеходная сеть беспрерывного доступа с одной улицы на другую позволит людям духовно обогащаться. Возможно, это поспособствует возникновению новых культурных мест. При этом реализовать подобный проект вряд ли удастся сразу, а лишь со временем и в комплексе.
В тему
Денис Лысов, урбанист:
— Идейно наш город движется в правильном направлении. У нас уже есть прекрасный пешеходный маршрут, о котором, кстати, говорила главный архитектор города Наталья Машталир, — от Рождественской набережной в Юбилейном районе и до Затона через мост Поцелуев. Там и велосипедная дорожка местами имеется. Было бы замечательно, если бы эту зону соединили с Дмитриевским сквером. Но пока я не представляю, как это реализовать на практике. Я пытался пройти подобным маршрутом пешком, проезжал на велосипеде. Там узкий тротуар, и часто упираешься в крыльцо какого-нибудь учреждения. Что касается идеи сделать пешеходными участки Карасунской и Красноармейской, то я считаю, что сначала нужно там навести порядок, а затем уже привлекать людей. Вспомните, какие там мотки электропроводов висят. А эти уродливые граффити?
Мирослав Гриценко, урбанист, автор проекта «Городские истины»:
— Краснодар растет, и уже одной прогулочной Красной ему не хватает. Я предложил бы пойти по пути создания в центре трамвайно-пешеходных улиц. В тех местах тротуар находится на одном уровне с железнодорожным полотном. Здесь могут ходить только трамваи — в центре их скорость невелика, — а также гулять пешеходы, велосипедисты. Такое практикуется, скажем, в Праге. Проезд для автохамов можно закрыть клумбами. Хороший трамвайно-пешеходный потенциал есть у ул. Бершанской. Что же касается идеи сделать пешеходной часть улиц Красноармейской и Карасунской, я всеми руками — за. Это исторический центр, и там лучше гулять, чем проезжать на автомобиле.