В поиске компромисса
В круглом столе приняли участие представители городской администрации и Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления, члены Общественной палаты, эксперты и активисты-общественники.
— Наша цель — не просто обсудить вопрос, но оценить оба варианта с точки зрения как сроков реализации, так и стоимости, — задал тон дискуссии модератор.
— Краснодар сейчас прорабатывает строительство новой трамвайной ветки — от ул. Красных Зорь до ул. Домбайской, — сказал Виктор Тимофеев в начале встречи. — Есть два варианта. При выборе маршрута через переулок Новосельской нужно выкупить и снести несколько десятков домов. Маршрут по ул. Жлобы не предполагает массового сноса жилья, но нужно достаточно серьезно скорректировать схему движения — как по этому отрезку, так и по всему Восточно-Кругликовскому микрорайону, чтобы уйти от транспортных заторов.
Можем увязнуть надолго
— На сегодняшний день на рассмотрении находится частная концессионная инициатива по развитию трамвайной сети Краснодара. Мы ведем переговоры с нашим потенциальным концессионным партнером по трассам, стоимости строительства и другим вопросам, — ввела собравшихся в курс дела Галина Шешина, и.о. директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Краснодара. — До момента подписания соглашения разработка планировки территории не осуществляется. Однако предварительно принято решение, что мы будем рассматривать маршрут по ул. им. Жлобы как приоритетный. Потому что в зону сноса переулка Новосельского, по предварительным подсчетам, попадает 36 участков. Стоимость их выкупа тоже пока не ясна: ориентировочно это может обойтись от 800 млн до 1,3 млрд рублей.
По словам Шешиной, выбор маршрута со сносом домов в пер. Новосельском неизбежно приведет к судебным спорам, которые могут длиться несколько лет. При этом концессионное соглашение, которое сейчас обсуждается, подразумевает жесткие сроки предоставления земельных участков. Это связано с тем, что трамвайную ветку в Восточно-Кругликовский микрорайон планируется построить до конца 2025 года.
Будем реалистами
Более предпочтительным назвал вариант по ул. Жлобы и директор МУП «КТТУ» Александр Грачев. По оценкам экспертов, этот маршрут будет длиннее на 600 м (или всего на 4 минуты в пути для пассажиров).
Он отметил, что при прокладке линии по ул. Жлобы автомобили могут мешать движению трамвая — как это происходит, например, на ул. Коммунаров.
— Тем не менее мы должны признать: реализация проекта по ул. Жлобы более реалистична. Переключение на вариант по пер. Новосельскому может вообще не дать нам построить эту трамвайную ветку. Неизбежные судебные разбирательства, связанные с выкупом участков, потребуют нескольких лет. В таком случае будущий договор о концессии на строительство этой трамвайной линии придется расторгнуть — и она просто не появится. Поэтому, на мой взгляд, лучше подойти к этому вопросу более реалистично.
Виктор Тимофеев напомнил, что в городе имеются прецеденты, когда из-за затяжных тяжб проекты просто не осуществлялись — не факт, что по переулку Новосельскому суды пойдут быстрей. А ведь концессионер начнет проектировать лишь после того, как получит гарантию администрации города на то, что земельный участок ему будет предоставлен.
Лучше долго, но по прямой?
При этом нашлись и те, кто хотел строить ветку только по прямой линии, что возможно лишь при массовом сносе жилья.
— Мы не можем одно лечить, а другое калечить, — высказал свою точку зрения известный общественник Владислав Амерханов — Прокладывая трамвайную ветку по ул. Жлобы, мы полностью убиваем автомобильную дорогу в этом направлении. Мы можем не исправить, а даже усугубить ситуацию. Я прекрасно понимаю тревогу жителей переулка Новосельского, но считаю, что тут скорее вопрос разумной компенсации.
— Я тот пассажир, который будет пользоваться этой трамвайной линией. И я готова еще какое-то время подождать, чтобы трамвайная линия для нас оказалась удобной. Трамвайные ветки нужно делать скоростными, а не такими, чтобы по ним нужно было очень долго трястись, — поддержала его руководитель общественной организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук.
Интересы жителей, по участкам которых могут пройти трамвайные рельсы, представлял Алексей Бовкун, руководитель группы «Стоп, снос!».
— По закону изъятие — это крайняя мера, если нет альтернативного маршрута. Кстати, сторонников маршрута по ул. Жлобы подержал и микрорайон «Панорама», в котором хотят, чтобы трамвай пришел к ним поскорее. При многолетних судебных тяжбах в случае сноса строительство завершится не скоро, а то и вовсе не произойдет. Мы не против трамвая, мы за здоровый компромисс, — объяснил Алексей.
Услышать друг друга
Создатели Генплана Краснодара из Научно-исследовательского института перспективного градостроительства также не возражают против маршрута трамвайной ветки через ул. Жлобы.
— В Генеральном плане задан вектор развития городских территорий и обозначена необходимость обеспечения их транспортного обслуживания не только индивидуальным транспортом, но и общественным. Точное местоположение объектов на последующих стадиях проектирования должно быть уточнено, — пояснил генеральный директор ООО «НИИ ПГ» академик Сергей Митягин.
Как было отмечено в ходе круглого стола, при реализации таких проектов требуется соблюдать баланс интересов. То, что для одних будет четырьмя дополнительными минутами в пути, для владельцев снесенных домов и их семей может обернуться настоящей трагедией. Но для реализации для маршрута по ул. Жлобы департамент транспорта и дорожного хозяйства Краснодара должен детально проработать новую схему движения в этом районе. Ведь нельзя забывать и об автомобилистах, и о другом общественном транспорте, которые тоже не должны терять времени в пробках.
— Мы и дальше продолжим наш диалог, после того как проектировщики подсчитают все риски, которые могут возникнуть при выполнении того или другого варианта, — подытожил Виктор Тимофеев. — Важно, чтобы сегодня обе стороны услышали друг друга. А от департамента транспорта необходима четкая проработка транспортной доступности всего восточного направления.
Справка «КИ»
О чем спор?
Планируемое строительство трамвайной линии в Восточно-Кругликовский микрорайон (от ул. Красных Зорь до ул. Домбайской) предполагает два варианта маршрута: через пер. Новосельский, предложенный разработчиками Генплана Краснодара, и через ул. им. Жлобы, разработанный департаментом транспорта в 2021 году.
Строительство трамвайных путей и новой автомобильной дороги через переулок Новосельский предполагает изъятие и выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности, и снос от 30 до 60 частных жилых домов.
Жители пер. Новосельского протестуют против этого маршрута с 2020 года, последние акции прошли в сентябре 2022-го. В случае прохождения линии через свои дома они готовы отстаивать интересы вплоть до Верховного суда. Это неизбежно приведет к затягиванию сроков реализации проекта, а также к значительному росту расходов со стороны муниципального бюджета.