Маше 28 лет, и она относится к категории «счастливчиков», которые испытывали на себе панические атаки. Впервые сильная тревога, переходящая в бесконтрольный ужас, накрыла ее с головой в 25 лет. И, как у большинства, никаких предпосылок к этому не было: счастливая семейная жизнь, интересная профессия, впереди – много планов и целей. Кто бы мог подумать?

Первая паническая атака у Маши произошла на работе. Потемнело в глазах, куда-то пропал воздух из легких, сердце бешено колотилось, и было ощущение, будто вот-вот потеряет сознание. В голове была только одна мысль: нужно домой, там полегчает. Но легче не стало. И пока Маша боролась с ужасом, подозревала у себя самые страшные болезни, панические атаки становились все длиннее, чаще и не давали жить, работать, спать. Следом пришло ощущение того, что жизнь идет не так, как нужно, все рушится, и никто не сможет помочь. Маша взяла больничный и просто проваливалась в ощущение безысходности и отчаяния.

Для человека, который никогда в жизни не сталкивался с расстройствами такого характера, спутать паническую атаку с проявлением других заболеваний очень легко. Мозг вырабатывает большое количество ферментов, коферментов, гормонов, нейромедиаторов. Любые ферментативно-гормональные нарушения могут приводить к эндогенной панической атаке. Медики называют ее первичной. Например, человек не выспался, позавтракал большим количеством кофе и отправился на работу. Сосуды сузились, глюкоза в крови упала, стало плохо. А спустя время он, к примеру, сел в душный общественный транспорт или полетел на самолете, и тогда стало еще хуже. И вот на этом моменте вмешивается вегетативная система. Если человек не связал оба состояния воедино, то такое больше может не повториться. Но если у человека присутствует внутренняя неустойчивость, мнительность, тогда реакция будет острой. И панические атаки станут спутником жизни, если с ними не бороться.

У каждого, испытывающего панические атаки, триггеры будут неодинаковы. Кто-то начинает бояться смерти, кто-то испытывает страх перед полетом на самолете и так далее. Объединяет всех одно: при приступах выходит из равновесия вегетативная нервная система. Умереть от панической атаки невозможно. Психолог-консультант Наталья Малышева отмечает, что хронический стресс может стать фактором возникновения панических атак.

Наша нервная система часто накапливает различные стрессовые ситуации. Это могут быть проблемы на работе, конфликты в коллективе, потом человек приходит домой, а там тоже неурядицы. Тот фактор, что не хватает финансов, тоже может выводить человека из состояния спокойствия, он начинает нервничать. Одно дело, если человек все это выплескивает, другое, когда он это все накапливает, когда не позволяет негативным эмоциям существовать. Но на самом деле как негативные, так и позитивные эмоции имеют место быть, и они должны проявляться,
— отмечает Наталья Малышева.

Поход Маши к неврологу не дал нужного результата. Оглядываясь назад, она с уверенностью может сказать: многое в борьбе с паническими атаками зависит от профессионализма и чуткости врача. Родственники и друзья советовали «отдохнуть», «заняться спортом и не страдать ерундой», «съездить на природу, наконец». Надо ли говорить, что такие методы хороши, но только не в тех случаях, когда кроме паники человек не может думать ни о чем другом?

Когда невролог посоветовал Маше отправиться к психотерапевту, она ужаснулась еще больше: ведь к врачам, чья специальность начинается на «псих», идут только неадекватные, больные на голову люди. Это заблуждение, к сожалению, свойственно многим. За границей у каждого второго есть свой психотерапевт, некоторые ходят даже семьями. Но наш менталитет не позволяет русскому человеку идти к «мозгоправам». Многие считают, что походы к психотерапевтам и психологам – это просто выкачивание денег, ведь выговориться можно подругам, родным, мужу. А депрессии, панические расстройства – это блажь от большого количества свободного времени. Однако следить за своим здоровьем, в том числе и психическим, нужно каждому. Кому-то действительно помогает отдых и физические нагрузки, но в тяжелых случаях без помощи медиков не обойтись. Это не значит, что врач даст волшебную пилюлю, и все сразу пройдет. Бороться с паническими атаками придется самостоятельно.

Наталья Малышева признается: она является психологом-консультантом, а панические атаки – вопрос больше психики, а не психологии. Однако она часто советует своим пациентам в качестве профилактики практики, которые помогают выпустить пар. Ведь те, кто подавляют страх, боль, недовольство, находятся в зоне риска. Сначала панические приступы, а если ими не заниматься, то и фобии не дают жить полноценно. И тогда ситуация выходит из-под контроля и превращается в заболевание, которое требует медицинской помощи, совсем как в случае Маши.

Чтобы не допустить этого, иногда нужно выпускать пар. Хорошо это делать в лесу, когда остаешься один на один с природой. Нужно как следует прокричаться.

Еще один ритуал, который хорошо известен еще со времен древней Руси – самобичевание. Но не пугайтесь этому слову, за ним стоит другое значение.

Это когда вы рвете хворостинки, веточки, и себя легонько бьете. Конечно же, не до увечий. Это может снять внутреннее напряжение.

Этот способ взять эмоции под контроль хорошо известен и сейчас. Его используют в банях, когда бьют друг друга березовым веником. Малышева уверяет, что такой способ хорошо нейтрализует негативные застои.

Именно эти физические проявления, когда вы хлещете по голому телу веником и издаете при этом крики, помогают разряжаться нервной системе. Не зря эта традиция существует до сих пор.

Еще можно бить посуду. Стоит иметь в запасе ненужные чашки и тарелки, особенно если человек склонен к подавлению эмоций. Главное, не навредить себе и окружающим при этом.

Еще один способ практикуют японцы.  В крупных офисах есть специальная комната с шумоизоляцией. Там стоит груша, на которую даже можно повесить портрет «обидчика». У японцев очень строгая субординация. Представьте, какое идет подавление собственных эмоций, когда проходит неприятный разговор с руководством, и нужно, чтобы ни единый мускул на лице не дернулся. После такого сотрудники идут в эту комнату и выпускают пар.

Вернемся к Маше. Поход к специалисту помог ей понять несколько важных вещей. Испытывать панические расстройства не стыдно. В современном мире, где время движется с такой скоростью, что попросту не хватает часов в сутках, чтобы успеть построить карьеру, создать счастливую семью и одновременно заниматься саморазвитием, такого рода проблемы далеко не редкость. Особенно в свете последних событий.

Коронавирус и самоизоляция стали мощной стрессовой ситуацией для многих. И далеко не каждый сумел справиться со страхом заболеть. Если присмотреться, то наверняка можно найти среди своих знакомых тех, кто испытывал приступы паники, но отчаянно их подавляет, чтобы не казаться окружающим «ненормальным».

Маше удалось справиться со своими паническими атаками благодаря медикаментам, работе со своим дыханием и осознанию того, что даже у сильного человека психика может «заболеть». Оказалось, что даже когда Маша думала, что в ее жизни все прекрасно, она находилась в стрессе, стремясь успеть все и везде. За неделю больничного она поняла, что, хотя свою профессию она и любит, работа в конкретной организации уже не приносит ей удовольствия. Сделать шаг в неизвестность и сменить место работы – это тоже стресс, но Маша точно знала, что это к лучшему. От психотерапевта она получила перечень рекомендаций и способов, как справиться с приступами панических атак, если они вернутся снова. Теперь Маша уверена, что панические атаки не только не навредили ей, но в чем-то даже помогли: осознать, что в твоей жизни шло не так, и поменять ее. За три года таких сильных приступов, как в 25 лет, Маша уже не испытывала. А те, что были, ей удавалось контролировать благодаря работе с дыханием, осознанию того, что это не смертельно, отвлечению внимания.

Психолог-консультант Наталья Малышева уверяет: всему есть причина. Если вы узнаете свою, то будет гораздо проще бороться со своим страхом.