Похожая ситуация сложилась в Краснодаре. Впрочем, городские власти уже взяли вопрос под свой контроль. В данном случае интересы жителей — на первом месте.

Ветка раздора

Накануне к главе города обратились жители ул. Дачной, которые боятся из-за строительства новой трамвайной ветки в Восточно-Кругликовском районе потерять свои дома.

— Мы узнали, что проводились какие-то городские собрания и решили снести наши дома, чтобы провести трамвайную ветку. Хотя это можно сделать и в обход наших домов, — заявила одна из активисток на видео, которое быстро разлетелось в соцсетях. Как утверждает автор видео, такое решение было принято без ведома жильцов.

Глава города быстро откликнулся и прокомментировал ситуацию в своем Телеграм-канале.

Я еще не утверждал проект планировки территории и иные разрешительные документы. Считаю, что выбор трассы должен минимально затрагивать интересы местных жителей. Сносить дома для реализации этого проекта — неправильно, такую задачу я никому не ставил,
— акцентировал Евгений Первышов.

Да, планы по строительству такой трамвайной линии с разворотным кольцом по улице Домбайской есть. Однако, заверил мэр, никто не будет вести ветку по жилым домам частного сектора. Евгений Первышов пообещал к понедельнику во всем разобраться.

Архинужно и архиважно

Новая трамвайная ветка, ведущая в Восточно-Кругликовский микрорайон будет самой протяженной — 9,5 км. Она протянется по ул. Красных Зорь, пер. Новосельскому, далее по улицам 40-летия Победы и Героев-Разведчиков с разворотным кольцом на Домбайской и значительно разгрузит транспортную ситуацию в этой части города. Подрядная организация уже завершила подготовку документации по планировке. Дальше — утверждение проекта и общественные обсуждения, о которых горожан заблаговременно оповестят.

Согласно части 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Рассмотрение вопросов изъятия земельных участков для муниципальных нужд возможно после утверждения документации по планировке территории для размещения рассматриваемого линейного объекта в установленном порядке,
— прокомментировал вице-мэр Артем Доронин.

Все должно быть по справедливости

Между тем дискуссия вокруг этой ситуации нарастает.

Мирослав Валькович, представитель общественной организации «Городские решения», блогер и урбанист считает, что участки нужно выкупать, но с условием, что процесс будет максимально публичным, открытым и справедливым.

Если бы линия прошла иначе, например через ул. Жлобы (были и такие предложения), там тоже пришлось выкупать домовладения. Более того, по словам разработчиков, выкупать пришлось бы гораздо больше участков, в том числе по ул. Российской, поскольку нужно соблюсти соответствующий радиус поворота трамвая. Так что был найден наиболее оптимальный вариант. При этом компенсация за собственность должна быть соответствующей и справедливой со всех сторон. Более того, если власти планируют и дальше заниматься выкупом для развития трамвайной и дорожной сети, социальных объектов и прочего, очень важно именно этот кейс провести показательно, дабы последующие собственники видели пример справедливого отношения и относились бы в последующем с пониманием,
— отметил в своем Телеграм-канале урбанист.

Выкупают и компенсируют

Ведущий специалист МКУ «Управление земельных отношений» мэрии города и один из участников подготовки Генплана Краснодара Владислав Амерханов так прокомментировал ситуацию:

Практика эта появилась не вчера, она была еще в советские времена. Сейчас закреплена законом, дающим право на изъятие объектов капитального строительства, земельных участков для строительства линейных объектов транспортной инфраструктуры. Но это не значит — просто «пришли и экспроприировали», снесли и построили дорогу. Нет! За это людям выплачивают деньги. Предварительно проводят независимую оценку объекта капстроительства и участка. Если кого-то не устраивает сумма, обозначенная к возмещению, то вопрос решается через суд, назначается независимая экспертиза, все по рыночной стоимости оценивается. Когда шла подготовка к Олимпиаде 2014 года также выкупались дома и на их месте прокладывались дороги, строились спортобъекты. Наше Краснодарское водохранилище построено на месте, где раньше стояли поселки,
— рассказал Владислав Амерханов.

Пока все это лишь дискуссии. Все ждут понедельника, 7 декабря. К этой дате мэр пообещал разобраться в ситуации и подробно обсудить ее на еженедельной планерке в администрации города.